Сценарий открытого урока математики по теме «Решение текстовых задач» (2 класс)
СЦЕНАРИЙ «ОТКРЫТОГО» УРОКА
ФИО: Кижаева Лариса Владимировна |
Место работы: ГБОУ СОШ пос. Чапаевский м. р. Красноармейский Самарской области |
Должность: учитель начальных классов |
Предмет: математика |
Класс: 2 Время проведения: 11 февраля 2025 г. |
Тема и номер урока в теме: Решение текстовых задач (3 урок в теме) |
Базовый учебник: Моро М. И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1,2. - М.: Просвещение, 2023. Программа: Рабочие программы 1-4 классов разработаны на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов НОО и УМК «Школа России» |
Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на умение решать текстовые задачи различных видов и совершенствование навыков устного счёта. |
Задачи урока обучающие: - отрабатывать умение решать различные задачи; - систематизировать полученную информацию; - совершенствовать вычислительные умения и навыки сложения, вычитания, умножения; - владеть способами взаимоконтроля; - уметь работать индивидуально, в группе и фронтально; развивающие: - развивать познавательные процессы путём работы с таблицей и с содержанием задач; - развивать внимание учащихся при работе с информационным и практическим материалом; - развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать; - развивать, увеличивать объём памяти; воспитательные: - воспитывать уважение к памяти героев; - способствовать развитию нравственной культуры учащихся; - содействовать развитию чувства сотрудничества и взаимопомощи; |
Тип урока: урок актуализации знаний и умений |
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая |
Оборудование урока: ПК для учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, установленное на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля, презентация с содержанием заданий по теме урока, распечатанные таблицы с листами для ответов, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, карточки-газетные заметки про пионеров-героев для домашнего задания. Планируемые результаты -предметные: - выделять нужную информацию для способа решения задач; - совершенствовать навык вычисления различных числовых выражений; - преобразовывать одни единицы измерения в другие; метапредметные: - понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя, индивидуально и в группе; - планировать действия в соответствии с поставленной задачей; - извлекать и фиксировать информацию по результатам наблюдения, из интерактивных заданий, объяснений; личностные: - проявлять интерес к героической истории Родины; - выявлять причины успешности (неуспешности) учебной деятельности; |
Структура и ход урока, УУД: 1. Мотивация к учебной деятельности. УУД: Регулятивные - волевая саморегуляция, организация своего рабочего места; личностные: - смыслообразование; коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками 2. Актуализация необходимых знаний (устный счёт). УУД: Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: выполнять задание: находить нужный ответ в различных числовых выражениях; коммуникативные: слушать и понимать алгоритм вычисления других; личностные: следовать рабочему ритму урока, проявлять активность и инициативность; 3. Введение в тему. УУД: Регулятивные: целеполагание, определение целей выполнения заданий на уроке, умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей под руководством учителя; познавательные: умение анализировать: выделять в объектах существенное и несущественное; умение выбрать нужное решение для задачи; коммуникативные: ответы на вопросы учителя, товарищей по классу; личностные: проявление интерес к изучаемому; 4. Физминутка тематическая – подвижная. 5. Работа по теме урока. УУД: Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, следование правилам коллективной работы; познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждения, умение найти нужное решение, находить общее и различие; регулятивные: прогнозирование; личностные: мотивация к углубленному изучению содержания задач; 6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. УУД: Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), предвидеть последствия коллективных решений; познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждения, умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текстах, таблицах); регулятивные – саморегуляция, коррекция, контроль, инициативность и самостоятельность, внесение необходимых дополнений и корректив в учебные действия; личностные: стремление к верному выполнению заданий, проявление старательности и трудолюбия; 7. Работа по учебнику. Фронтальная работа по преобразованию единиц длины. УУД: Регулятивные: определение наиболее эффективных способов достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения; познавательные: умение работать с величинами измерения длины: преобразование одних единиц в другие, умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текстах, схемах, иллюстрациях); коммуникативные: умение задавать вопросы для получения от товарищей по коммуникации необходимых сведений; личностные: оценка смыслового содержания заданий; 8. Физминутка тематическая - подвижная. 9. Проверка уровня усвоения учебного материала через систему PROClass. УУД: Регулятивные: контроль (самоконтроль) и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном; познавательные: умение осознанно строить высказывания-доказательства; коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого, соблюдая правила речевого этикета; личностные: позитивное отношение к успешности (неуспешности) выполнения задания; 10. Рефлексия учебной деятельности (итог урока; самооценка результатов своей деятельности; выставление отметок) УУД: Познавательные: умение обобщить усвоенную информацию, оценка процессов и результатов деятельности; регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено, самооценка учебной деятельности по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; коммуникативные: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности; личностные: оценка смыслового содержания заданий с точки зрения общечеловеческих норм, осознавать личностный смысл учения; 11. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. |
СЦЕНАРИЙ УРОКА
МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Подготовка к уроку. Установка на работу.)
УЧИТЕЛЬ:- Ребята, разгадав ребус, вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. (ОТВЕТ: задача)
АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ
УСТНЫЙ СЧЁТ
УЧИТЕЛЬ: - А теперь, ребята, заполните математическую цепочку. Выполнив вычисления, вы узнаете, чему посвящены будут задачи, которые будем решать сегодня на уроке.







45 +15 -23 +13 +50 -32 +12 = 80
УЧИТЕЛЬ:– Число 80 оказалось ключевым в цепочке не случайно: в этом году наша страна отмечает 80-летие Великой Победы, поэтому все задания сегодня на уроке тоже будут посвящены этому событию.
И первая шифровка покажет вам, какая, конкретно, военная тематика будет представлена в сегодняшних задачах.
80-56=А 51-9=И 55+17=Н 36+45=С
28+26=Т 67-26=Ш 14+39=Ф 100-37=Ы











24 72 54 42 53 24 41 42 81 54 63
А Н Т И Ф А Ш И С Т Ы
В выходные дни, а именно - 8 февраля-День памяти юных героев-антифашистов. В Курске есть военно-исторический музей "Юные защитники Родины" — единственный в своем роде. Сотрудники этого музея собрали уникальную информацию: установили свыше 10 тысяч имен маленьких партизан и детей полков.
Следующая шифровка с вычислениями умножения расскажет вам о четырёх самых известных детях-антифашистах, ставших Героями Советского союза.
1) 14 24 40 8 10 28 14 20 18 28 9
Л Ё Н Я Г О Л И К О В
2) 21 20 40 15 16 28 27 12 40 28 9 15
З И Н А П О Р Т Н О В А
3) 9 15 14 8 18 28 12 20 18
В А Л Я К О Т И К
|
|
|
|
|
4) 6 15 27 15 12 18 15 21 4 30
М А Р А Т К А З Е Й
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ (Целеполагание) УЧИТЕЛЬ:- Чтобы узнать подробности героической жизни пионеров-героев, решим задачи.
ВОЕННЫЕ ФИЗМИНУТКИ
«Мы военные»
Мы станем все военными, (Шагают на месте.)
Сильными и смелыми. (Руки сгибают к плечам и вытягивают в стороны.)
Будем в Армии служить, (Приседания.)
Будем Родину любить, (Руки вытягивают вперёд и вверх.)
Сад и дом свой охранять, (Наклоны влево, вперёд, вправо.)
Будем мир мы защищать! (Шагают на месте.)
«Ура!»
Раз, два, три, четыре, ( Руки вперёд, вверх, в стороны, вниз.)
Будем всех сильнее в мире. (Руки сгибают к плечам и вытягивают в стороны.) Будем мир мы защищать, (Шагают на месте.) Будем маму обнимать. (Рывки согнутыми руками перед грудью.)
На носочки встанем, Солнышко достанем. (Поднимаются на носочках.)
До пяти считаем, дружно приседаем. (Приседают 5 раз.) А теперь кричим: «Ура! Ждёт Победа нас, друзья!» (Кричат и хлопают поднятыми руками.)
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
УЧИТЕЛЬ: - Продолжим решать задачи и про других героев-антифашистов:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ (групповая) РАБОТА
ПО ТАБЛИЦАМ
УЧИТЕЛЬ: - Ребята, следующую информацию о юных героях войны вы узнаете из таблицы: изучите её, прочитайте и запишите ответы на вопросы в карточке.( Мальчики работают по таблице о мальчиках-героях, девочки- о девочках)
Таблица № 1(для мальчиков)
имя/ фамилия |
Василий Курка |
Иван Кузнецов |
Аркадий Каманин |
Николай Крыжков |
Володя Щербацевич |
Марат Казей |
фото |
|
|
|
|
|
|
Военная долж ность |
снайпер |
заряжаю щий, наводчик |
штурман-наблюда тель, борт механик, лётчик |
развед чик-артилле рист |
подпольщик, освобождал военноплен ных |
разведчик |
Награда |
Орден Красного Знамени, Орден Красной Звезды, медаль «За оборону Кавказа» |
медаль «За отвагу», Ордена Славы всех трех степеней |
Два ордена Красной звезды |
Орден Отечест венной войны 2-й степени, медали «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга» |
Звание Героя Советского Союза |
Звание Героя Советского Союза |
Конец войны |
смертельно ранен в январе 1945-го |
остался служить в армии, окончил военное училище и ушёл в запас в звании капитана |
служил лётчиком |
Был заместителем начальника группы «Поиск», собирал материал для «Книги Памяти». |
казнён 26 октября 1941 г |
погиб при выполне нии очередного задания в мае 1944 г |
Лист для ответов № 1 (для мальчиков)
Используя данную таблицу, ответьте на вопросы.
|
1) Сколько героев-антифашистов, представленных в таблице, были награждёны Орденом Красного знамени? (…..) 2) Сколько героев-антифашистов, представленных в таблице, были награждёны званием Героя Советского Союза? (…..) 3) Сколько героев-антифашистов, представленных в таблице, дождались Великой Победы? (…..) 4) Сколько героев-антифашистов, представленных в таблице, были разведчиками во время ВОв? (…..) |
Таблица № 2 (для девочек)
имя/ фами лия |
Валентина Зенкина |
Лариса Михеенко |
Надежда Богданова |
Зинаида Портнова |
Галя Комлева |
Юта Бондаровская |
фото |
|
|
|
|
|
|
Военная долж ность |
санитарка |
разведчица |
разведчица |
разведчица |
связная |
связная, потом разведчица |
Награда |
Орден Красной Звезды |
Орден Отечественной войны I степени, медаль "Партизану Отечественной войны" I степени
|
Орден Красного Знамени, орден Отечественной войны I и II степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», "Партизану Отечественной войны" I степени |
Орден Ленина, звание Героя Советского Союза |
Орден Отечест венной войны I степени, |
Орден Отечественной войны I степени, медаль "Партизану Отечественной войны" I степени
|
Конец войны |
после войны преподава тель в различных ПТУ |
расстреля на в ноябре 1943 г |
выжила после пыток и двух казней |
расстреля ли 10 января 1944 г |
расстреляна 20 февраля 1943 г |
погибла в бою 28 февраля 1944 г |
Лист для ответов № 2 (для девочек)
Используя данную таблицу, ответьте на вопросы. |
1) Сколько девочек-героев-антифашистов, представленных в таблице, были награждёны медалью «Партизану Отечественной войны I ступени»? (…..) 2) Сколько девочек-героев-антифашистов, представленных в таблице, были награждёны орденом Отечественной войны I степени? (…..) 3) Сколько девочек-героев-антифашистов, представленных в таблице, дождались Великой Победы? (…..) 4) Сколько девочек-героев-антифашистов, представленных в таблице, были разведчицами во время ВОв? (…..)
|
ВЗАИМОПРОВЕРКА
(мальчики проверяют задание девочек, девочки – задание мальчиков)
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
УЧИТЕЛЬ: - Ребята, откройте учебник на с.56. Выполним задание на полях этой страницы.
УЧИТЕЛЬ: - Сколько увидели прямоугольников в чертеже? (7)
- Чем они различаются? (Формой, размером)
- Сколько квадратов среди прямоугольников увидели? (3)
- А теперь посмотрите на 7 гранат, различных по форме и размеру, которыми детям-антифашистам приходилось поражать живую силу и технику врага на близких и дальних расстояниях.
УЧИТЕЛЬ:- Давайте длину военных гранат выразим в более крупных единицах длины.
ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА У ДОСКИ
(Работают «по цепочке»,
выражая миллиметры в сантиметрах и метрах)
ФИЗМИНУТКА
(чтобы орудовать таким боекомплектом, необходимо иметь хорошую физическую подготовку)
УЧИТЕЛЬ:- Сделайте 7 высоких прыжков, 7 низких приседаний, 7 махов руками вперёд и назад, 7 выпадов левой и правой ногами.
Проверка уровня решения задач через
систему контроля и мониторинга качества знаний PROClass
(с отчётом о результатах выполнения)
Выставление первой отметки в соответствии с отчётом выполнения электронного теста в системе мониторинга и качества знаний PROClass
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
итог урока
УЧИТЕЛЬ:- Ребята, о каких подвигах маленьких героев рассказала вам математика?
самооценка результатов своей деятельности
УЧИТЕЛЬ:- Проанализируйте свою работу и возьмите достойную, по вашему мнению, медаль за работу на уроке.
(Выбирают из выставленных на доске)
УЧИТЕЛЬ: - А теперь получите за свою работу медаль от одноклассников и учителя. В журнал и дневник поставим вторую отметку, равную среднему значению от полученных медалей.
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Ребята, выбирайте карточку-газетную заметку о каком-либо пионере-герое (выдаются карточки-газетные заметки о детях-антифашистах), попробуйте дома с родителями составить задачу на основе информации из карточки-статьи.