Сценарий прогулки-события в группе дошкольного возраста с 5 до 7 лет «Эта загадочная зима»
Сценарий прогулки-события « Эта загадочная зима» в группе дошкольного возраста с 5 до 7 лет».
Цель: формирование представлений детей о зиме.
Программное содержание:
-систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;
- создать условия для поисковой - исследовательской деятельности;
- создать условия для побуждения детей к речевой активности;
- способствовать развитию наблюдательности, воспитанию любознательности и любви к родной природе;
- создать условия для организации двигательной деятельности.
Ход прогулки.
-Ребята, почему мы столько времени одевались и собирались на прогулку? ( зима, много одежды, надо одеваться тепло….)
-Что будет, если зимой не одеться правильно? ( варианты ответов)
-Мы с вами оделись тепло, а кто же поможет растениям зимой ? (варианты ответов) Пока мы с вами гуляем, подумайте над этим вопросом.
Ребята, зима - это не только холодное суровое время года, но еще и очень красивое, сказочное, необычное. Зима как большая загадка, которую предстоит разгадать, послушайте. Предложить детям послушать стихотворение А.С Пушкина
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
-Вот какие чудеса творит волшебница зима!
-Это стихотворение А.С Пушкина, почему поэт называет зиму «Волшебницей»?
-Что загадочного и необычного в зиме? ( снег, морозные узоры, гололедица, метель….)
-Говоря о зиме, мы сразу представляем снег.
-Ребята, а вы знаете, что такое снег и где он рождается? ( ответы детей)
Снег - это много, очень много красивых снежинок. Они падают с высоты на землю, на крыши домов, на деревья - чистые, хрупкие, сверкающие. Они падают из туч, как и дождь, но образуются не совсем так, как дождь. Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды, но это не так, ученые разгадали тайну рождения снежинки. Снежинки образуются из водяных паров, которые поднимаются очень высоко над землей, где царит вечный холод. Из водяных паров сначала образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не совсем снежинки, они еще очень малы. Этот кристаллик все время растет и превращается в снежинку.
Наблюдение за снегом.
Предложить детям поймать снежинку на чистый темный лист бумаги и внимательно рассмотреть.
-Только нужно прикрыть нос и рот рукой! Для чего мы это делаем? ( чтобы не растаяла от выдыхаемого теплого воздуха)
-На что похожа снежинка? Какой она формы? Сколько лучиков у снежинки ? (от 3 до 12)
-В морозную погоду, наступая на свежевыпавший снег, мы можем услышать скрип под ногами, кто знает, почему скрипит снег? ( ломаются лучики)
-Попробуйте найти две одинаковые снежинки.
- Снег представляет собой настоящее произведение искусства . В мире нет двух одинаковых снежинок.
При снегопаде тихо и красиво снежинки падают на землю. Планируя, как маленькие парашютики , кружатся в завораживающем танце. Иногда снежинки падают поодиночке, а иногда слепляются и образуют хлопья. Крупные, похожие на кусочки ваты, хлопья ложатся на землю. Как шубой укрывают слои снега землю.
Предложить определить свойства снега на листе бумаги ( снежинка, пыль, крупа, хлопья)
-Ребята, как вы думаете, почему мы говорим, что снег укрывает землю, как пуховым одеялом? (ответы детей)
- Я предлагая вам провести эксперимент. Воспитатель достает две одинаковые прозрачные бутылочки с горячей водой. Одну бутылочку оставляют на участке, а другую вместе с детьми закапывают в сугроб. – В конце прогулки мы посмотрим, как изменится вода в бутылках.
Обратить внимание, что слой снега на участке разной толщины: от едва закрывающего землю, до высоты человеческого роста. Сухой пушистый снег легко переносится ветром.
- Как называется это явление? (поземка, метель, вьюга, буран)
- Чем отличаются между собой эти явления? ( варианты ответов детей)
Сделать выводы, что при метели ветер не очень сильный и снег отрывается от земли невысоко, при вьюге очень сильный ветер и снег поднимается и кружится в воздухе очень высоко, буран сопровождается холодным сильным ветром со снегом, который практически сбивает с ног.
Предложить детям поиграть в подвижную игру « Снежная карусель». Задачи: формировать умение действовать по сигналу, упражнять в беге, закрепить знания о природных явлениях-метели, вьюге, буране, поземке. Все дети снежинки. Водящий называет природное явление ( метель, буран, вьюга, поземка) дети выполняют движения, изменяя темп движений и бега.
Вьюги и метели намели огромные сугробы снега.
-Давайте посмотрим, какой сегодня снег – липкий или рассыпчатый? ( выводы детей)
Предложить слепить снежки и поиграть в игру-соревнование «Кто дальше?» Задачи: формировать умение метать снежки правой (левой) рукой произвольным способом, развивать ловкость.
Словесная игра «Зимние слова».
-Какое настроение у вас после подвижных игр со снегом? ( хорошее, радостное, веселое)
- После какой зимней погоды у вас такое же настроение? (Когда солнце, мороз, снег, можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки)
- А от какой погоды зимой вам грустно?
(Холодно, колючий ветер, сыро, вместо снега пошел дождь…)
- Зима бывает разная – суровая, холодная, злая, или белоснежная, волшебная.
За ее красоту люди придумали ей ласковые красивые названия:
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, зимушка – зима!
П.Вяземский.
- Ребята, какие красивые названия знаете вы?
(Гостья – зима, чародейка, зима – волшебница, рукодельница…)
- А сейчас мы вернемся к нашему эксперименту.
Воспитатель берет одну бутылочку с участка, а другую достает из сугроба, предлагает на ощупь определить в какой бутылочке вода холоднее. Бутылка с водой из сугроба значительно теплее. Дети делают вывод: «Что под снегом сохраняется тепло». Значит под снегом тепло корням деревьев, кустарников, траве, мелкие зверюшки согреваются в своих норках.
-Ребята, значит что помогает растениям зимой не замерзнуть? (снег)
- Что будет, если в сильный мороз будет мало снега? (варианты ответов)
- Как вы думаете, почему нельзя стряхивать снег с веток деревьев? ( снег на веточках тоже защищает их от мороза)
- Что мы можем сделать, чтобы помочь нашим растениям перезимовать?( обкидать корни деревьев снегом, укрыть кустарники, цветочные клумбы )
Трудовая деятельность : предложить детям обложить снегом корни деревьев и кустарников, цветочные клумбы - развивать умение работать сообща.
Во время совместной трудовой деятельности с детьми воспитатель находит сухую сломанную веточку дерева.
- Посмотрите, зимой ветки деревьев особенно хрупкие и легко ломаются, но эту веточку мы используем для чудесного зимнего превращения.
Опыт « Иней». Предложить вынести на мороз очень горячую воду и держать над ней ветку. Она покроется кристаллами снега, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу.
- Что это? ( Иней) Что вы знаете об инее? На чем бывает иней ? ( на ветках деревьев, проводах…)
Иней – интересное красочное зимнее явление, которое бывает в морозную погоду.
-Много зимних загадок мы сегодня с вами разгадали? Что вам понравилось и запомнилось больше всего? Что было трудно или непонятно?
-Чтобы было если не наступит зима, каких не будет развлечений? ( катаний на лыжах, снегокатах, санях….)
Предложить для самостоятельной двигательной активности сани, лыжи, лопаты, формы для снега, ледянки.