12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Олеся Владимировна509
Россия, Омская обл., Омск

БПОУ ОО «Омский колледж профессиональных технологий»


 

Развивающее занятие

для студентов первого курса

(слушателей Школы студенческого актива)

«Я – лидер!?»

Автор-составитель:

педагог-психолог

Сорокина О.В.

г. Омск

 

 

 

 

 

Цель: Формирование позитивной установки на развитие лидерских умений.

Задачи:

Показать связь понятий «Лидер», «Лидерство», оказывающие влияние на результативность группой деятельности.

Обучить умению распознавать характер игровой ситуации, действовать адекватно в условиях соревнованиях.

Содействовать формированию умения анализировать свою деятельность

Содействовать формированию коммуникативных и лидерских качеств.

Форма проведения: развивающее занятие.

Методы обучения: методы активного обучения – имитационные упражнения с применением игровых педагогических технологий и технологии критического мышления через чтение и письмо.

Содержание занятия:

Проблемный блок.

Стадия вызова.

Информационный блок.

Основная часть: игровой блок.

Заключительная часть: рефлексивный блок, диагностический блок.

КМО занятия: литература:

Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. – М.: «Ось – 89», 2002. – 224 с.

Кипнис М. Тренинг лидерства. – М.: «Ось – 89». 2005. – 144 с.

Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: генезис, 2002. – 336 с.

Шапарь, В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учеб. пособие / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. . - 448 с.

Оформление:

Ватманы, маркеры, бумага, ручки.

20 карточек из картона размером 20 х 20 см., на каждой - крупно обозначено число от 1 до 20.

Рабочее поле размером 65 х 50 см., для многоклеточных крестиков-ноликов.

2 секундомера, свисток.

Элементы сценической одежды (шапки, куски ткани, юбки, очки, кухонные фартуки).

Бельевая веревка.

Раздаточный материал: правила развития лидерских навыков. Двенадцать упражнений начальной ступени».

Бланки методики «Я – лидер».

Место проведения: г. Омск, Парк им. 30-летия «Победы» (в рамках выездной сессии слушателей Школы студенческого актива).

Время проведения: продолжительность 1 ч. 30 мин.

Ход занятия:

Здравствуйте уважаемые слушатели Школы студенческого актива! Сегодня у нас пройдет развивающее занятие с использованием игровых упражнений, тему которого мы озвучим позднее.

Проблемный блок

Студенты отвечают на поставленные вопросы (ключевым словам является «Лидер»)

- Как вы думаете, от чего зависит эффективность выполнения какого-либо задания или поручения? А то чего зависит результативность групповой деятельности, в которой вы принимаете участие?

- Кто в группе, по вашему мнению, оказывает наибольшее влияние на достижение поставленной цели?

- Какие условия необходимо создать для членов группы, чтобы выполняемая деятельность была в итоге результативной?

Заключение ведущего психолога: Занимать позицию лидера - естественное для человека и общественное ценное качество. В конечном счете, успех одного человека является и достижением, и целью всего общества. Процветание и прогресс самого общества определяются достижениями и реализацией способностей каждого человека. Тема нашего занятия «Я – лидер!?», которое поможет вам выбрать тот путь и те способы и средства, с помощью которых человек достигает своих целей оптимальным путём, с наименьшими потерями.

Стадия вызова

- Как вы понимаете значение понятия «Лидер»?

После обсуждения понятия «Лидер» студентам предлагается понятие «Лидер»:

Лидер – это организатор, управленец, принимающий ответственные решения затрагивающие интересы всей группы

Заключение ведущего психолога: Быть лидером – значит научиться быть им, ведь лидерами не рождаются. Природные предпосылки ума, характера, влияние окружения – только стартовая площадка для разбега.

Информационный блок

Тема лидерства является ключевой для многих сфер жизни человека: бизнеса, политики, спорта. По разным определениям лидерство — это способ влияния и управления. Для многих лидер — это предводитель, вперёд смотрящий, руководящий людьми и двигающий к цели.

Лидерство — это умение заставить кого-то сделать что-то, да так, чтобы он этого ещё и захотел. Вообще слово лидерство (leadership) произошло от английского глагола «lead», что значит «вести». Легко согласиться, что настоящий лидер должен иметь последователей. Тогда лидерство можно оценивать наличием самих последователей или командой, идущей за ним.

Допустим, лидер ведёт за собой, следовательно, у него есть цель. Действительно, что такое лидер без цели? Кумир, окруженный толпой почитателей? Если лидер не может указать своим последователям, в каком направлении двигаться, то куда за ним будут идти? Тогда лидерство определяется наличием цели, а лидер умением выбирать и направлять людей к этой цели.

Чтобы не получилось, как в следующем анекдоте: Стая орлов кружит над горами. Вдруг предводитель орлов (старый орёл) поворачивает голову на север и с мудрым видом говорит: «Там!» Орлы взмывают в небо и летят на север. Через сутки возвращается горстка потрепанных гордых птиц и один из них спрашивает у старого предводителя: «А что там?» На что предводитель отвечает: «Где?»

Но ведь люди пойдут не за любым человеком, знающим куда идти. Лидер должен обладать внутренней силой, если хотите притягательностью (харизмой). К лидеру должны тянуться. Лидер даёт людям веру, надежду, импульс. За лидером, не умеющим дать это, народ просто не пойдёт. И конечно, для того чтобы определить цель для своих последователей, лидер должен уметь мотивировать, уметь доносить мысли, идеи до окружающих. Уметь создавать вокруг себя пространство, в котором хотелось бы находиться, и будущее, в которое хотелось попасть.

Основная часть занятия: игровой блок

I. Упражнение «Расчёт»

Направленность: упражнение позволяет произвести расчёт на «первый-второй», «первый-второй-третий» и т.д. в зависимости от того, сколько требуется групп. Необходимым условием является производить расчёт из нужного количества группа, а не из количества участников в каждой группе.

Инструкция: студентам предлагается рассчитаться на «первый-второй» и распределиться по командам в соответствии с порядковым номером.

II. Упражнение «Лото»

Направленность: упражнение лото позволяет освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства, а также создать предпосылки для выявления лидерских качеств у участников группы, совершенствовать лидерские умения управлять группой.

Инструкция для студентов: внутри игровых полей 4 х 4 метра в беспорядке разложены карточки вверх цифрами, участникам двух групп необходимо как можно быстрее наступить ногой на все карточки-числа от 1 до 20 по порядку номеров, сделать это таким образом, чтобы каждый раз в поле находился только один участник команды. Дополнительно, перед тем как приступить к выполнению задания каждой группе дается 2 минуты на обдумывание и обсуждение тактики игры. По истечению времени группы участники приглашаются на линию старта (приблизительно метрах в пяти от игрового поля). По сигналу ведущего команды приступают к игре, время выполнения 5 минут.

Инструкция для ведущего психолога: два ведущих следят за правильностью действий и за соблюдением условий игры, нарушающие условия игры снимаются с игрового поля, игру продолжает следующий участник.

Анализ упражнения студентами: участникам команд предлагается обменять впечатлениями и обсудить итоги игры (например: С какими трудностями вы встретились при выполнении данного упражнения? Кто взял на себя роль лидера самостоятельно? Участники принимали совместное решение по тактике выполнения игры? или каждый действовал сам за себя).

III. Упражнение «Победа или поражение»

Направленность: упражнение позволяет рассмотреть на практике и проанализировать ответственность лидера за эффективность группы, научиться распознавать внутригрупповые процессы, характер ситуации, действовать адекватно в условиях соревнования. см. Приложение 1.

Инструкция для ведущего: ведущий объявляет, о том, что сейчас состоится игра, которая по своей форме напоминает групповой вариант крестиков-ноликов, дополнительно акцентируется внимание на призовом фонде. Ведущий назначает на роли лидеров двух участников, которые в ходе предыдущей деятельности проявили темперамент и тягу к соперничеству. Ведущий инструктирует участников команд, после этого проводится жеребьевка для того, чтобы определить, какая из команд начинает игру.

Инструкция для студентов: на рабочем поле размером 65 х 50 см для многоклеточных крестиков-ноликов. Всего 36 клеток, т.е. у каждой команды будет по 18 ходов. Команда, которой удастся по итогам 18 ходов закончить как можно больше вертикальных или горизонтальных цепочек крестиков или ноликов, будет объявлена победителем и получит призовой фонд. Во главе первой и второй команд становятся капитаны с фломастером в руке. Они первые поставят на игровом поле крестик или нолик, затем передадут фломастер следующему в колонне. Каждому игроку на ход дается 10 секунд, после чего он становится в хвост колонны. Вся игра длится пять минут.

Анализ упражнения студентами: когда игра закончена, ведущий определяет победителя и вручает ему приз, после этого начинается обсуждение упражнения:

- Каков максимальный результат, которого в идеале может достигнуть команда?(Ответ: три ряда).

Итак, если бы группы дали друг другу возможность построить по три ряда крестиков или ноликов, то обе команды пришли бы к ничейному результату и разделили призовой фонд между собой. Но в этом случае команды должны были быть не противниками, а сотрудничать в достижении оптимального для них результата. На самом же деле азарт и соперничество между командами сделали свое дело, поэтому стоит обсудить с командой следующие вопросы:

- Что обозначают для вас выигрыш и проигрыш?

- Можно ли извлечь выигрыш из поражения?

- Всегда ли победа сопряжена с чьим-то проигрышем?

- Вспомните поведение ведущего в ходе подготовки игры. Тренерская установка на соперничество, на подчеркивание роли лидера, создание призового фонда, выбор капитанов сказались на эмоциональном накале игры и на том, что команды не задумывались о возможностях сотрудничества между собой, а были сознательно брошены ведущим в «пучину» азартного соревнования. Давайте обсудим возможности других тренерских установок перед игрой и определим для себя лидерские Функции тренера.

IV. Упражнение «Веровочные курсы»

Направленность: упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, использование веревки как средства коммуникации.

Инструкция для студентов: участники образуют круг, держась обеими руками за общую веревку, после чего веревку подтягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Затем следует команда: «Закрыть глаза и не открывать их» – и задание: «Образуйте квадрат». Глаза можно открыть всем вместе, только после того, как группа решит, что квадрат получился. После этого упражнения и короткого перерыва предлагается опять встать в круг, закрыть глаза и (следующее задание): образовать треугольник. Те, кто все-таки открыл глаза, выбывают из игры и могут стать наблюдателями, которые помогут группе обсудить это упражнение. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить участникам построить звезду, шестиугольник.

Анализ упражнения студентами: при обсуждении задаются вопросы: «Как произошло выдвижение лидера? Что было наиболее трудным в решении задачи? Какой прием компенсировал отсутствие зрительного контакта?».

V. Упражнение «Как закончить сказку…?»

Направленность: упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, использование образцов-карточек на которых записаны начало сказок как средства вербальной и невербальной коммуникации. см. Приложение 2.

Инструкция для студентов: каждой команде предоставляются образцы-карточки, на которых записаны начало сказок. Почти все они являются зачинами сказок, в которых отражены проблемы людей. Каждой команде необходимо закончить сюжетную линию сказки, включая новых персонажей и выполнить инсценировку. Условие: каждой команде необходимо как можно больше задействовать участников команды.

Анализ упражнения студентами: при обсуждении задаются вопросы: «Что помогло вам найти свое место в сказке? Какие трудности возникли, и как вы их преодолевали? Какие способы взаимодействия с другими участниками вы использовали? Удалось ли кому-то, не нарушая правил общения, достаточно легко справиться с трудностями? Что вам понравилось / не понравилось при работе со сказкой?

Заключительная часть занятия: рефлексивный и диагностический блоки

I. Упражнение «Багаж лидера»

Направленность: упражнение направлено на активный стиль общения и развитие в группе отношения открытости и партнерства.

Инструкция для студентов: участники немало времени провели вместе, лучше узнали друг друга. Сейчас мы попробуем определить, насколько хорошо вы стали понимать, какими качествами необходимо обладать «лидеру». Мы с вами будем собирать багаж лидера, в который мы не кладем вещи, а кладем качества лидера, которые ему необходимы будут ему в деятельности и те, которые ему могут помешать в жизни. Одно из условий: качеств должно быть поровну. После проведения групповой работы каждая команда представляет и защищает свой багаж.

Инструкция для ведущего психолога: ведущий каждой группе выдает лист формата А3.

Анализ упражнения студентами: при обсуждении задаются вопросы:

- Что вам понравилось в игре?

- Что заставило задуматься над темой задания?

- Чем похожи и чем отличаются друг от друга "багаж лидера"? Возникали ли трудности при сборе багажа? Кто руководил работой? Что из багажа вы хотели бы взять с собой? и т.д.

II. Диагностики «Я – лидер» см. Приложение 3.

III. Мои впечатления о мероприятии …

- Что вам понравилось, запомнилось, что оказалось новым и неожиданным, что заинтересовало, что нового вы бы хотели узнать?

Мы предлагаем Вам на импровизационным градуснике отметить температуру своего настроения (студенты стикером обозначают преобладающий уровень своего настроения)

36,6 – нужно, интересно, масса впечатлений;

38 – неинтересно, обременительно;

34 – бесполезно, безразлично.

 

 

Приложение 1.

Игровое поле к упражнению «Победа или поражение» (36 клеток)

 






Игровое поле (36 клеток) к упражнению Победа или поражение



Приложение 2.

Образцы-карточек к упражнению «Как закончить сказку…?»

 

Брел странствующий Принц по какой-то дальней стране и зашел в деревню с очень странным названием – Большие Враки. Никак не ожидал он, что …

Возвращался солдат со службы. Много лет провел он в битвах и надеялся, что теперь-то заживет спокойно и счастливо. Переночевал он под раскидистым дубом, а когда утром потянулся, проснувшись, то вдруг рука его наткнулась на какой-то предмет …

 

Жил-был в глубокой пещере в центре огромной горы Гном, добывавший золото и драгоценные камни. Возвращался он как-то один с работы, неся в мешке запасы драгоценностей, и вдруг услышал …

Жила-была Канцелярская Кнопка. Она попала в руки мальчишке, который использовал ее для своеобразных шуток: подкладывал свои товарищам на стулья, и когда они, присев, вскакивали, как ужаленные, он хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот однажды …

Приложение 3.

Диагностики «Я – лидер»

Инструкция:

- если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру 4;

- если скорее согласен, чем не согласен поставь цифру 3;

- если трудно сказать – цифру 2;

- скорее не согласен, чем согласен – цифру 1;

- полностью не согласен - 0.

Образец карточки ответов расположен в конце методики.

Вопросы к тесту «Я – лидер»:

Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.

Я знаю, как преодолевать трудности.

Люблю искать и пробовать новое.

Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.

Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

Все знакомые относятся ко мне хорошо.

Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

Я хорошо планирую свое время и работу.

Я легко увлекаюсь новым делом.

Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

Ни один человек не является для меня загадкой.

Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

Для меня важно достижение цели.

Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

У меня всегда все получается.

Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.

Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь

Не существует проблемы, которую я не могу решить

Принимая решения, перебираю различные варианты.

Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

В отношениях с людьми я достигаю взаимоотношения.

Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.

Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.

Я никогда не поступал так, как другие.

Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

При организации дел я учитываю мнение товарищей.

Я нахожу выход в сложных ситуациях.

Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

Никто и никогда не испортит мне настроение.

Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.

Решая проблемы, использую опыт других.

Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.

Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

Я умею контролировать работу моих товарищей.

Умею находить общий язык с людьми.

Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

Карточка для ответов теста «Я – лидер»

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

49.

Обработка и интерпретация результатов

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).

Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А – умение управлять собой.

Б – осознание цели (знаю, что хочу).

В – умение решать проблемы.

Г – наличие творческого подхода.

Д – влияние на окружающих.

Е – знание правил организаторской работы.

Ж – умение применять на практике организаторские способности.

З – умение работать с группой.

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо и надо работать над его совершенствованием, если до 10, то это качество развито средне, если больше 10, то качество развито сильно.

Для того, чтобы графически изобразить свой личный лидерский профиль, необходимо по оси Х отложить результаты ответов по соответствующим горизонтальным линиям А… З. Для наглядности можно провести серединную линию через 10. Тогда становится ясным, какие качества у каждого из ребят развиты недостаточно (все те, что находятся на графике слева до 10 баллов), а какие уже сформировались (10 и выше). Если усреднить данные по всей группе, то можно получить обобщенный лидерский профиль всех ребят. Теперь можно обосновывать содержание индивидуальной и групповой работы. Следовательно, подобранный вожатым цикл занятий в соответствии с этими ограничениями, будет работать на формирование лидерской позиции.

Но прежде, чем сделать заключение, следует обратить внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, то отвечающий был неискренен в самооценке. Результаты можно изобразить графически в виде «шкалы искренности» или «шкалы лжи».

Для этого следует отложить результаты ответов на вопросы: по горизонтали А – результаты ответа на вопрос 41; Б – 34; В – 27; Г – 36; Д – 29; Е – 22; Ж – 15; З – 8. Серединной вертикалью является прямая, проведенная через 1 балл. Теперь, если полученному лидерскому качеству соответствует пик слева, то ответы были искренними и у отвечающего действительно развито это качество. Если пик справа, то можно сомневаться в наличии этого качества.

По результатам теста можно дать рекомендации по формированию качеств, разработанные авторским коллективом под руководством М.И. Рожкова (Программа «Лидер» под редакцией М.И. Рожкова, М.: СПО-ФДО):

Предположим, у тебя низкий показатель А (управление собой), тогда следует принять на вооружение несколько советов.

1. Стремись изучить себя. Посмотри на себя внимательно в зеркало. Подумай, что привлекает людей в тебе, а что отталкивает. Ответь себе на вопрос: «Что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?»

2. Не бойся выражать свои чувства. Тебе могут поверить только тогда, когда ты переживаешь. Не бойся переживать и признавать свои чувства.

3. Добивайся установления тесных личных отношений с окружающими. Ищи поддержку в окружающих, но не стремись переложить свое волнение и напряжение на них.

4. Спокойно принимай свои неудачи и учись на них. Это необходимо, так как неудачи – это тоже опыт, правда, о котором иногда приходится жалеть.

5. Оценивай, чего ты стоишь. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придаст тебе уверенность.

Если низким является показатель Б (знаю, что я хочу), постарайся ответить на вопросы:

1. Действительно ли твои цели важны для тебя?

2. Реальны ли твои цели?

3. Вкладываешь ли ты в достижение целей достаточно сил?

4. Соответствуют ли твои цели новым обстоятельствам?

5. Достаточно ли ты привлекаешь к достижению целей окружающих?

Если вызывает сомнение показатель В (умение решать проблемы), постарайся найти ответы на следующие вопросы:

1. Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?

2. Рассматриваю ли я различные варианты решения проблемы или «хватаюсь» за первый, который мне сразу понравился?

3. Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?

4. Насколько при принятии решения я учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?

5. Поддерживают ли мои решения мои товарищи?

Если оказался недостаточно развит показатель Г (творческий подход), ответь на следующие вопросы:

1. Ценю ли я творческий подход в других людях?

2. Готов ли я к неопределенности?

3. Верю ли я в свои творческие способности?

4. Могу ли я порвать с традициями?

5. Испытываю ли я потребность в переменах?

Если у тебя затруднено влияние на окружающих (показатель Д), то мы предлагаем некоторые ключевые шаги для установления хороших личных взаимоотношений:

1. Взгляни на другого человека и обрати на него внимание.

2. Увяжи для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.

3. «Наведи» мосты между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.

4. Вырази заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений.

5. Раскрой свои мысли и чувства.

6. Будь готов подбодрить другого человека.

Если ты обнаружил, что у тебя не хватает знаний особенностей организаторской деятельности (показатель Е), то обратись к правилам организаторской работы. Вот что советует А.Н. Лутошкин в своей книге «Как вести за собой»:

1. Выясни условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:

- выдели в задаче главное и второстепенное;

- выясни время выполнения задачи;

- уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе;

- определи место выполнения задач и материальные средства, которые тебе необходимы для ее выполнения;

- повтори задание.

2. Подготовься к выполнению задания:

- изучи опыт других, посоветуйся;

- сделай предварительную расстановку людей;

- исходя из реальных возможностей, составь план.

3. Подготовь к выполнению задания своих товарищей:

- обсуди план со всеми участниками выполнения организаторской задачи;

- учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать.

4. Расставь людей, учитывая их возможности:

- распредели работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений;

- за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое;

- каждый должен знать свои права и обязанности.

5. Согласовывай свои действия:

- постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников – младших организаторов;

- поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них информацию обо всех изменениях в задании;

- интересуйся опытом других выполняющих подробные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.

6. Обучай и инструктируй своих помощников:

- подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы;

- указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в преодолении трудностей, но не подменяй их;

- подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов.

7. Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:

- привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;

- осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы;

- давай оценку работы своим товарищам только на основе достоверных данных;

- старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования.

8. Будь внимателен в период завершения работы:

- требуй отчета о работе от своих помощников;

- при возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь;

- организуй сдачу неиспользованных материальных средств.

9. Экономно расходуй свое время и силы:

- осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников;

- решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники;

- оказывай помощь в работе на самом трудном участке.

10. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем:

- анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки;

- давай оценку работы на основе конкретных результатов;

- старайся поощрить, отметить работу своих помощников.

Если у тебя недостаточно развиты организаторские способности (показатель Ж), то старайся их развивать, пробуя себя в организации различных дел. Учти при этом несколько советов:

1. Поставь себя на место другого человека. Как он или она смотрит на мир? Что значит быть в его положении?

2. Поразмысли над тем, что интересует другого человека, во что бы он или она вкладывали свои силы, о чем они говорят?

3. Установи, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?

4. Можешь ли ты определить стиль общения с конкретным человеком?

5. Работай над созданием открытых доверительных отношений, располагай к себе людей.

Известный психолог А.Н. Лутошкин советует также лидерам:

- изучить интересы, увлечения, способности товарищей;

- при распределении организаторских заданий опираться не только на способности помощников, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться;

- чаще обращаться за помощью и с просьбами к знатокам, умельцам, «эрудитам» в организации различных дел: от этого и делу польза, и ребятам приятно – их способности замечены и не лежат мертвым грузом;

- иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходи к каждому человеку индивидуально. С учетом этого строй свои требования к нему.

Если Вы обнаружили, что у Вас низкий показатель З (работа с группой), то также прислушайся к советам:

У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействий на личность или на группу называют стилем работы.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.