Сценарий развлечения с детьми среднего и старшего возраста «Встреча с героями удмуртских мифов и сказок»
Удмуртская республика, Дебесский р-он, д.Сюрногурт.
МБДОУ Сюрногуртский детский сад.
2019 г.
Сценарий развлечения с детьми среднего и старшего возраста
«Встреча с героями удмуртских мифов и сказок».
Музыкальный руководитель Афанасьева Любовь Анатольевна.
Цель: Прививать интерес к национальной культуре удмуртского народа.
Задачи:
1. Обогатить знания детей о мифах и сказках удмуртского народа;
2. Расширить представления о героях удмуртских мифов и сказок;
3. Воспитывать уважение и любовь к удмуртскому народу.
Предварительная работа: Чтение и рассматривание иллюстраций книг «Мифы, легенды и сказки удмуртского народа» сост. Н.П.Кралина, «Удмуртский фольклор» сост. Т.Г.Перевозчикова, «Удмуртские народные мифы и легенды» сост. Н.П.Кралина, просмотр электронной интерактивной карты, созданной учёными Удмуртии, объяснение новых слов (Коркакузё - Домовой, Инмар, Вумурт – Дух воды, Сиккузё – Дух леса, Толпери – Дух ветра), удмуртские народные игры «Вумурт» («Водяной»), «Небыльток» («Растяпа»), «Кубиста йыр» («Капустная голова»), «Вой горшок» («Горшочек масла») и др.
Оформление зала: сцена – интерьер удмуртской избы, на другом конце зала – болото, владения Вумурта.
Ход мероприятия:
На сцене на скамейке сидит грустный Коркакузё, входит Лопшо Педунь.
ЛопшоПедунь: Пырыны луоза?
Коркакузё: Пыре, пыре!
ЛопшоПедунь: Зеч бур, Корка кузе.
Коркакузё: Зечбуресь (сердито)
ЛопшоПедунь: Почему у тебя хмурое настроение?
Коркакузё: У меня сегодня день рождение. Хотел как 300 лет назад посидеть, песни удмуртские попеть , повеселиться. Но вот ни Сиккузе, ни Вумурта, ни Толпери пригласить не успел. Вы, ребята, с моими друзьями знакомы?
(Дети отвечают)
Коркакузё: Я вам сейчас расскажу про них. Мы с ними в удмуртских легендах и сказках живем. Без них день рождение – не день рождение.
ЛопшоПедунь: Мы тебе поможем. Пригласим гостей.
Коркакузё: У меня быстрые лапти самоходы есть (вытаскивает одну лапоть), пока за своим другом Толпери бежал одну лапоть потерял.
ЛопшоПедунь: Не переживай, наши ребята быстрые, ловкие, смелые.Только где мы их найдем?(задумавшись).
Коркакузё: Вот спасибо, ребятки. Выйдете за деревню, там за лугом лесок начинается- в нем Сиккузё, хозяин леса живет. А в пруду, в омуте Вумурта крикните. А друга Толпери можно встретить везде, ведь ветер – Толпери и в лесу, и в поле гуляет. Ну, доброго пути. Я вас подожду, чай заварю.
(Дети под музыку подходят к лесу. Появляется Сиккузё).
ЛопшоПедунь: Кто ты такой?
Сиккузё: Я – хозяин леса, Сиккузё. А вы зачем в лес пришли?
ЛопшоПедунь: Мы по просьбе Коркакузё пришли тебя пригласить к нему на день рождения.
Сиккузё: А почему он сам не пришел?
ЛопшоПедунь: Он лапоть – самоход потерял. А в лесу ты не встречал?
Сиккузё: Я в лесу за каждым деревцем, кустиком слежу, лаптей не видел.
ЛопшоПедунь: Нам надо еще Вумурта пригласить. Коркакузё сказал, что он живет за твоим лесом в пруду.
Сиккузё: А я вас через лес не пропущу. Вы деревья поломаете, птиц распугаете, костер разведете, гнезда и муравейники разорите, мусор свой в лесу раскидаете.
ЛопшоПедунь: Нет. Наши дети бережно и любовно относятся к природе, сами деревья сажают, птиц и зимой подкармливают, кормушки вешают.
Сиккузё: Молодцы! Значит можно вас через лес пропустить, но сначала скажите, знаете каких зверей можете встретить в лесу. А как их называют по-удмуртски?
(Сиккузё показывает картинки зверей, дети отвечают.)
Сиккузё: Хорошо, проведу я вас таких хорошеньких через лес к моему соседу к Вумурту.
(Идут к пруду, зовут хором.Вумурт появляется, пытается поймать детей и затащить в пруд.ЛопшоПедунь предупреждает детей , что Вумурт может их к себе в глубокий омут затащить.)
ЛопшоПедунь: Вумурт, мы к тебе с добрыми вестями пришли, в гости кКорка кузё пригласить.
Вумурт: В гости? Я люблю в гости ходить. А какой же подарок Коркакузё понесу? (задумывается) А! На дне пруда есть всякой всячины, что только народ сюда не бросает, чем только пруд не засоряет, вы тоже мусорите в пруду?
Дети: Нет!
(Вумурт ныряет и достает предметы старинной утвари:
самовар –чайник
веретено – нитки
утюг- утюг
стиральная доска
фонарь,затем достает лапоть)
ЛопшоПедунь: Так это и есть лапоть – самоход, что Корка кузё потерял, это и будет самым дорогим подарком ему.Мы теперь можем и Толпери догнать, и в гости его пригласим.
(Вумурт надевает лапоть)
Вумурт: Толпери – ветер очень быстро летает, вы за меня держитесь, не отцепляйтесь, чтобы Толпери поймать , надо быстро бежать.
«Бег с цепочкой»
(Толпери выбегает впереди детей, дети цепочкой пытаются его догнать)
ЛопшоПедунь: Стой, Толпери, Корка кузё в гости нас ждет
(Толпери резко останавливается)
Толпери: В гости? Тогда полетели. (Дети бегут по залу за Толпери, подходят к дому Коркакузё) Ой ворота закрыты, давайте пошумим, может услышит.
Игра «Золотые ворота»
Появляется Коркакузё. Все герои здороваются, Коркакузё предлагает сесть, отдохнуть с дороги.
ЛопшоПедунь: Коркакузё, мы твою лапоть нашли и подарки приготовили. Ребята споют и станцуют.
Корка кузё: Оберег (от глагола: «оберегать») — предмет, обладающий по суеверным представлениям, колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий. В словаре Ожегова есть пример «Подкова над дверью — оберег дому», показывающий, что не всякий оберег носят с собой. В широком смысле к оберегам относят не только предметы, но и, например, заговоры. Согласно словарю Даля: «Оберег» — заговоры, зачурания, слова и обряд от порчи, уроки; наговор, нашепты, для разрушения или недопущения вредных чар; талисман, ладанка, привеска от сглазу, от огня, воды, змеи, падежа, порчи свадеб, болезней и пр.“
Оберегами были обычные предметы, наделенные магической функцией: защита, охрана. Их мог сделать сам человек.
Оберег следует отличать от амулета. Амулеты частенько изготавливались колдунами за сравнительно небольшую плату. И что еще немаловажно: их в большинстве своем носили в тот момент, когда человек явно чувствовал, что ему хотят причинить зло. Оберег же брали с собой в целях защиты на всякий случай.
Главное отличие оберегов от амулетов и талисманов заключается в следующем: обереги создает сам человек, он делает его намеренно, чтобы защитить не только себя, но и свой дом, своих родных и близких.
Амулет, равно как и талисман, у каждого свой. Оберег же может быть общим. Оберег, в принципе, не сильно отличается от амулета. Единственное различие – это нечто исконно русское, не заимствованное, а посему особо ценное для нас. Оберегом может стать любой предмет, который обладает начальными магическими функциями – защитой. Усилить возможности оберега можно наговором (с помощью молитвы или заговора) или освящением его в церкви.