Сценарий родительского собрания «Стресс и как от него избавиться»
Сценарий родительского собрания «Стресс и как от него избавиться»
Разработала: педагог-психолог Наконечная Н.Н.
Цель: повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми.
Задачи:
- Повышение внимания родителей к проблемам ребенка
- Создание атмосферы взаимоуважения и общности интересов
- Установление партнерских отношений между педагогами, детьми и родителями
- Оказание помощи родителям в овладении психолого- педагогическими знаниями о развитии ребенка, умением применять их в общении
- Учить тому, как понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения
- Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах
- Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком
Здравствуйте, дорогие родители! Спасибо, что вы откликнулись и пришли на данное мероприятие! Сегодня родительское собрание будет проходить в не совсем привычном формате беседы с элементами тренинга. Мы неслучайно предложили вам сесть по кругу. В кругу проще вести открытый разговор. Это и возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг друга. Начнем с прослушивания притчи под названием «Два маленьких мальчика».
Притча «Два маленьких мальчика»
Прошлым летом, учительница сидела на берегу моря, отдыхая после долгой экскурсии. Она ела сандвич и наблюдала за тем, что происходит на пляже. Два маленьких мальчика, около 6 лет, играли вместе. Они бегали вокруг, смеялись и сейчас, немного устав от этого, уселись рядышком, неподалеку от нее, и начали разговаривать.
Возможно, они только что познакомились (дети легко знакомятся на каникулах). Наконец один сказал другому:
— Кем ты хочешь стать, когда ты вырастешь? Я хочу быть нейрохирургом.
— Черт. Я не знаю. Я никогда не думал об этом. Знаешь, я не очень умный.
Ветер унес их разговор. А учительница задумалась о том, где второй мальчик почерпнул такую веру в ограниченность собственных возможностей. Возможно, от другого учителя! Или от родителей. Ему шесть лет, и если он не изменит свое мнение, или кто-нибудь другой не поможет ему изменить свою точку зрения, это окажет отрицательное влияние на его жизнь, ограничив его веру в собственные возможности, сковывая его потенциал.
Убеждения не являются истиной. Они конструируются окружением, которое организует наше поведение. Каждый из нас действует, как если бы эти убеждения были истинными. И по этим причинам все наши убеждения подтверждаются и становятся «истинными» по принципу самоисполняющегося пророчества, вне зависимости от того, ограничивают они или открывают новые возможности.
Вопрос для родителей: кто-то хочет поделиться своими мыслями?(ответы родителей)
Хорошо, спасибо, что поделились своими рассуждениями.
Думаю многие из нас согласятся с тем, что ребенок требует огромного внимания. А так же согласятся, что очень сложно выделить время для своего чада, чтобы побыть с ним, пообщаться, узнать, как прошел день. И бывает такое, что лишь когда ребенок уже уснул, мы вспоминаем о том, что он выглядел как-то не так, а именно: уставшим, грустным, не лез с вопросами и рассказами. Успокаиваем себя тем, что: «спрошу его об этом завтра», а завтра наступает новый день и новые заботы. Таким образом можно не заметить происходящие изменения в ребенке и накапливающийся стресс.
Давайте поговорим о стрессе подробнее.
А если я скажу, что стресс – это не всегда плохо? (ответы родителей)
Да, спасибо, действительно так.
Стресс — это потрясение, реакция на раздражитель или стрессогенный фактор (в переводе с английского stress — это давление, нажим, напряжение). Стрессов бояться не следует, ведь человек нуждается в регулярных встрясках для ощущения всей полноты жизни и для того, чтобы его организм нормально функционировал. И просто отлично, если стрессовая ситуация побуждает собраться, мобилизовать все силы на экзамене, во время визита к врачу, на публичных выступлениях или спортивных состязаниях. Но возможна и деструктивная реакция на аналогичные ситуации, при которых возникают растерянность, тревога, апатия. То есть опасным является не сам стресс, а патологическая реакция на него.
Далеко не всем известно, что стрессом можно назвать не только какое-то серьезное, драматическое или даже трагическое событие. Стресс может вызвать и жизнь в тяжелой безвыходной ситуации: сложные бытовые условия, материальные затруднения, перегруженность и хроническая занятость, постоянное недосыпание, череда мелких травмирующих событий (так называемая черная полоса). Поэтому даже взрослый человек не всегда отдает себе отчет в том, что находится в состоянии хронического стресса. Что уж говорить о том, если нечто подобное переживает ребенок.
Предлагаю вам взглянуть на картинки, которые я вам покажу и поразмышлять.
Рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи»
- Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок) и скажите, что на нем изображено.
- Замок (родители).
- Правильно, замок. Какой это замок?
- Замок - как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т. д. (родители).
- Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?
- Ключ (родители).
- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?
- Нет (родители).
- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания.
- Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним (родители).
- Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т. е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем родительском собрании. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?
- Да, возможно (родители).
- Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т. к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.
Вопрос для родителей: кто-то хочет поделиться своими мыслями?(ответы родителей)
Хорошо, спасибо, что поделились своими рассуждениями.
А сейчас поговорим о том, что всем и так известно, но может быть забыто:
- Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими детьми (только с самим собой). Тем более нельзя сравнивать с братьями и сестрами;
- Никаких физических наказаний и словесных оскорблений! Конечно, есть поступки за которые можно и наказать. Придумайте каким образом это сделать: обидеться на ребенка, отказаться от запланированного совместного мероприятия, запретить пользоваться компьютером, ввести «исправительные работы» по дому и т.п
- Хвалить ребенка необходимо с умом – не захваливать, а отмечать конкретные дела;
- Учите справляться ребенка с трудными задачами. Вместе с ребенком разделите сложную операцию на отдельные этапы, выполняйте все постепенно, медленно, шаг за шагом.
- В воспитании необходимо придерживаться золотой середины. Выбирая стиль воспитания, избегайте авторитарного и не предоставляйте излишней свободы, приводящей к вседозволенности.
Очень важно не забывать о себе и обращать внимание на эмоциональное состояние:
- Следите за собой, особенно если вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. В этом случае лучше отложить совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).
- В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, то, что могло бы вас успокоить: примите душ, выпейте чаю, послушайте любимую музыку и т.д.
- Следите за своей речью. Постарайтесь, чтобы тон голоса был спокойным, доброжелательным. Даже если ребенок провинился, старайтесь не кричать на него, и уж ни в коем случае не угрожать. Лучше разобрать неприятную ситуацию в спокойной обстановке, когда и ребенок, и взрослый успокоятся и будут готовы к диалогу.
- У родителей с низкой самооценкой не может быть детей с высокой самооценкой. Поэтому постоянно работайте над собой: выясните что вас больше всего тревожит. Не пытайтесь обмануть себя уговорами что все не так , как вам показалось в первый раз, когда вы мысленно ответили на свой вопрос. Будьте откровенны сами с собой.
Вопрос для родителей: кто-то хочет поделиться своими мыслями?(ответы родителей)
Хорошо, спасибо, что поделились своими рассуждениями.
Возникает вопрос «а может с моим ребенком сейчас что-то не так?». Для этого предлагаю вам пройти мини-тест и узнать, тревожен ли ваш ребенок .
Тест для родителей «Тревожен ли ваш ребёнок?»
Если Вы хотите узнать, есть ли тревожность у Вашего ребенка и насколько она сильна, прочтите следующие утверждения, отмечая для себя, сколько из них подходят Вашему ребенку.
Каждый ответ «да» - 1 балл.
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Обработка и обсуждение результатов.
Сложив все утвердительные ответы, Вы получите общий балл тревожности.
1 - 6 баллов – Низкий уровень тревожности Ваш ребенок достаточно устойчив к стрессам, что поможет ему быть физически и психологически здоровым.
7 - 14 баллов - Средний уровень тревожности Постарайтесь помочь Вашему ребенку приобрести уверенность в себе. Чаще вместе проводите свободное время. Не скупитесь на заслуженную похвалу.
15 - 20 баллов - Высокий уровень тревожности Нужна помощь психолога. «Запущенная» тревожность может перерасти в черту характера – личностную тревожность. А при возникновении неблагоприятных обстоятельств - грозит обернуться неврозом навязчивых состояний.
Упражнение на рефлексию «Свободный микрофон»
Тот человек, у кого в руках микрофон, коротко, в течении 30 секунд высказывает свою точку зрения по тому или иному вопросу, делится воспоминаниями, своим опытом и т.д.
Спасибо за участие и вашу активность! Мне было приятно сегодня с вами поработать! Желаю обрести гармонию с собой и своим ребенком! До свидания!
В конце собрания раздаются памятки.
Памятка для родителей по преодолению стресса.
Общие рекомендации:
- обязательные ежедневные прогулки;
- хорошее питание;
- соблюдение режима дня;
- общение с родственниками и друзьями;
- физические нагрузки;
- обращение к психологу;
- расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.
Наладьте взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно:
- слушайте своего ребенка;
- проводите вместе с ним как можно больше времени;
- рассказывайте ему о своих детских поступках, победах и неудачах;
- если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и сумейте уделить внимание каждому в отдельности
- принимайте вашего ребенка безусловно, т.е. любите его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть
Принимайте ребенка безусловно
- Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение 2-3 дней посчитайте, сколько раз вы обратились к нему с положительными высказываниями (приветствием, одобрением, поддержкой), и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или превышает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.
- Обнимайте своего ребенка не менее 4-х раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Примечание: не плохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи.