Сценарий урока на тему «Добро и зло». 4 класс

5
0
Материал опубликован 11 June

Курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Сценарий урока на тему «Добро и зло». 4 класс

Цель: формировать у учащихся представление о добре и зле, доброте, милосердии, хороших и плохих поступках.

Задачи:

Раскрыть понятия: добро (почему нужно стремиться к добру) и зло (наиболее распространенные его проявления и как его избегать).

Воспитывать стремление совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.

Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация (Приложение 1),  рисунки учащихся на тему «Добро и зло», листки с текстом «Девочка со спичками».

1. Организационный момент

Учитель зачитывает строки стихотворения «Доброта». См. слайд № 2.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

– Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о добре и зле)

2. Работа с понятиями

Как вы понимаете значение слов «добро» и «зло»? 
– На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе, попробуйте сформулировать определение этих понятий.

(Например, «Добро — это...», «Доброта — это...», «Добрый человек — это..», «Зло — это...») См. слайды  № 3, № 4.

3. Работа с текстом

На парте у каждого учащегося разложены заранее приготовленные тексты с отрывком из сказки Х.К. Андерсена «Девочка со спичками».

Это было в Копенгагене, перед Новым годом. В тот день одна девочка продавала спички: «Спички, купите, пожалуйста, спички».
Хрустел снег под ногами, деревья покрылись инеем, прохожие торопились домой, к тёплым каминам, и никто не хотел останавливаться. А девочке так нужна была хотя бы одна монетка! Робкая девочка, словно тоненькая свеча, стояла на углу: «Купите, пожалуйста!» Все проходили мимо. И вдруг она услышала голос: «Вот, возьми». Драгоценная монетка опустилась в ладонь. Девочка подняла глаза и увидела, что вместо шарфа у человека, отдавшего монетку, старенькое полотенце. Опечаленная, девочка вернула монетку.
– Вы очень добры, но я не могу взять последнее.

Анализ произведения:

1. Какие чувства у вас вызывает эта история? Почему?
2.  Почему девочка назвала этого человека добрым?
3. Как вы считаете, почему девочка отказалась взять монетку?

4. Работа над проблемой урока

Добро, ребята, это нравственная ценность, которая относится к человеческой    деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Совершать добрые поступки — значит делать добро. Кто из вас может привести примеры добрых поступков? (Ответы детей: уступить место в транспорте пожилому человеку, перевести через дорогу; защита младших; помощь маме; доброе отношение к животным и т.д.).
– В истории человечества было много битв. Но самой большой из них является, по-видимому, битва между добром и злом. Эта битва происходит часто незаметно, так как в большинстве случае ведется внутри самого человека и мало похожа на те военные баталии, которые знакомы нам по фильмам или из книг. Зло разрушает взаимоотношения и сотрудничество людей, распространяет вражду между ними, препятствует развитию человеческих способностей. Злые поступки приносят беды и страдания людям. Поэтому не допускать зла и бороться с ним — важные задачи морального поведения человека. Зло противоречит добру.  Какого человека называют злым? (Ответы детей).
Зло – всё, что губит душу человека. Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. Зло – это когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка. Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним. Это нравственная основа нашего общества. Добро – когда миром правит любовь!

5. Физкультминутка «Помощники»

Дружно помогаем маме –
Мы белье полощем сами, 
(наклоны)
Раз, два, три, четыре, 
(движения в стороны)
Потянулись, 
(повесили белье)
Остановились.
Хорошо мы потрудились! 
(рукой гладим себя по голове)

6. Работа с пословицами

В русском языке существует большое количество пословиц и поговорок о добре и зле. (Задание: собери пословицы) См. слайд № 5
– В чем их смысл? Чему они учат? 
(Ответы детей).

7. Сказки о добре и зле. Загадки

А какие сказки о добре и зле вы знаете? Назовите положительных и отрицательных героев. См. слайды № 6, № 7.

Отгадайте сказки, в которых упоминается о добре и зле. См. слайды № 8, №9.

Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку? (
Дюймовочка)

Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ здесь пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым. (
"Сказка о рыбаке и рыбке" — А.С.Пушкин)

Кто-то за кого-то ухватился крепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Кто же это…(
Pепка)

Кто я?
Я бегу, бегу, бегу,
Опоздать я не могу!
Я на волке поскачу,
На орле я полечу!
Не боюсь волны морской,
Не боюсь горы, крутой.
Я лечу, плыву, скачу, —
Всем больным помочь хочу! (
Доктор Айболит)

Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу... (
Золушка)

Xолодной льдинки злой осколок
Вонзит в сердечко малыша.
Её правления век не долог,
Когда есть добрая душа. (
Снежная королева)

Что побеждает в этих сказках? (Добро)

8. Закрепление

А теперь, подводя итог урока, установим правила доброты.

Правила доброты. (Записываются учителем на доске)

1. Будь приветлив, вежлив, отзывчив, справедлив.
2. Будь внимателен к людям, помогай им.
3. Делай добрые дела.
4. Не отвечай злом на зло.

Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет счастлив, красив и привлекателен, потому что доброта украшает и облагораживает человека.

9. Домашнее задание

Вместе с родителями найдите в литературе, Интернете примеры представления людей о добре и зле в разные исторические эпохи (учебник стр. 15)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей