Сценарий урока на тему «Добро и зло». 4 класс
Курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Сценарий урока на тему «Добро и зло». 4 класс
Цель: формировать у учащихся представление о добре и зле, доброте, милосердии, хороших и плохих поступках.
Задачи:
Раскрыть понятия: добро (почему нужно стремиться к добру) и зло (наиболее распространенные его проявления и как его избегать).
Воспитывать стремление совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.
Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация (Приложение 1), рисунки учащихся на тему «Добро и зло», листки с текстом «Девочка со спичками».
1. Организационный момент
Учитель зачитывает строки стихотворения «Доброта». См. слайд № 2.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
– Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о добре и зле)
2. Работа с понятиями
– Как вы понимаете значение слов «добро» и «зло»?
– На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе, попробуйте сформулировать определение этих понятий.
(Например, «Добро — это...», «Доброта — это...», «Добрый человек — это..», «Зло — это...») См. слайды № 3, № 4.
3. Работа с текстом
На парте у каждого учащегося разложены заранее приготовленные тексты с отрывком из сказки Х.К. Андерсена «Девочка со спичками».
Это было в Копенгагене, перед Новым годом. В тот день одна девочка продавала спички: «Спички, купите, пожалуйста, спички».
Хрустел снег под ногами, деревья покрылись инеем, прохожие торопились домой, к тёплым каминам, и никто не хотел останавливаться. А девочке так нужна была хотя бы одна монетка! Робкая девочка, словно тоненькая свеча, стояла на углу: «Купите, пожалуйста!» Все проходили мимо. И вдруг она услышала голос: «Вот, возьми». Драгоценная монетка опустилась в ладонь. Девочка подняла глаза и увидела, что вместо шарфа у человека, отдавшего монетку, старенькое полотенце. Опечаленная, девочка вернула монетку.
– Вы очень добры, но я не могу взять последнее.
Анализ произведения:
1. Какие чувства у вас вызывает эта история? Почему?
2. Почему девочка назвала этого человека добрым?
3. Как вы считаете, почему девочка отказалась взять монетку?
4. Работа над проблемой урока
– Добро, ребята, это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Совершать добрые поступки — значит делать добро. Кто из вас может привести примеры добрых поступков? (Ответы детей: уступить место в транспорте пожилому человеку, перевести через дорогу; защита младших; помощь маме; доброе отношение к животным и т.д.).
– В истории человечества было много битв. Но самой большой из них является, по-видимому, битва между добром и злом. Эта битва происходит часто незаметно, так как в большинстве случае ведется внутри самого человека и мало похожа на те военные баталии, которые знакомы нам по фильмам или из книг. Зло разрушает взаимоотношения и сотрудничество людей, распространяет вражду между ними, препятствует развитию человеческих способностей. Злые поступки приносят беды и страдания людям. Поэтому не допускать зла и бороться с ним — важные задачи морального поведения человека. Зло противоречит добру. Какого человека называют злым? (Ответы детей).
Зло – всё, что губит душу человека. Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. Зло – это когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка. Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним. Это нравственная основа нашего общества. Добро – когда миром правит любовь!
5. Физкультминутка «Помощники»
Дружно помогаем маме –
Мы белье полощем сами, (наклоны)
Раз, два, три, четыре, (движения в стороны)
Потянулись, (повесили белье)
Остановились.
Хорошо мы потрудились! (рукой гладим себя по голове)
6. Работа с пословицами
– В русском языке существует большое количество пословиц и поговорок о добре и зле. (Задание: собери пословицы) См. слайд № 5
– В чем их смысл? Чему они учат? (Ответы детей).
7. Сказки о добре и зле. Загадки
– А какие сказки о добре и зле вы знаете? Назовите положительных и отрицательных героев. См. слайды № 6, № 7.
– Отгадайте сказки, в которых упоминается о добре и зле. См. слайды № 8, №9.
Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку? (Дюймовочка)
– Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ здесь пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым. ("Сказка о рыбаке и рыбке" — А.С.Пушкин)
Кто-то за кого-то ухватился крепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Кто же это…(Pепка)
Кто я?
Я бегу, бегу, бегу,
Опоздать я не могу!
Я на волке поскачу,
На орле я полечу!
Не боюсь волны морской,
Не боюсь горы, крутой.
Я лечу, плыву, скачу, —
Всем больным помочь хочу! (Доктор Айболит)
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу... (Золушка)
Xолодной льдинки злой осколок
Вонзит в сердечко малыша.
Её правления век не долог,
Когда есть добрая душа. (Снежная королева)
– Что побеждает в этих сказках? (Добро)
8. Закрепление
– А теперь, подводя итог урока, установим правила доброты.
Правила доброты. (Записываются учителем на доске)
1. Будь приветлив, вежлив, отзывчив, справедлив.
2. Будь внимателен к людям, помогай им.
3. Делай добрые дела.
4. Не отвечай злом на зло.
– Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет счастлив, красив и привлекателен, потому что доброта украшает и облагораживает человека.
9. Домашнее задание
– Вместе с родителями найдите в литературе, Интернете примеры представления людей о добре и зле в разные исторические эпохи (учебник стр. 15)