Сценарий урока по информатики на тему "Вычисление количества информации"

0
0
Материал опубликован 27 January

Сценарий урока на тему «Практическая работа по теме «Вычисление информационного объема файла»

Автор: Волкова Светлана Валерьевна

Организация: МАОУ Образовательный комплекс «Лесной»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

Сценарий урока

Предмет: Информатика.

Класс: 7

Раздел программы: «Теоретические основы информатики».

Тема урока: «Вычисление информационного объема файла».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Образовательная цель: создать условия для формирования навыков определения объема файла, сравнения объемов, поиска информации в Интернете.

Деятельностная цель: получить навыки поиска и отбора информации в рамках технологии сотрудничества.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

-научится применять полученные знания о вычислении объема файла на практических примерах;

Познавательные:

- планируют собственную деятельность;

- осуществляют отбор информации для решения учебной задачи;

- приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность;

- выполняют учебно-познавательные действия;

-приобретают поисковые навыки работы;

Регулятивные:

- определяют цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;

- контролируют учебные действия;

Коммуникативные:

- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

-самостоятельно формулировать свои мысли;

Личностные:

-формирование навыков самоорганизации;

-умение оценивать результаты своей деятельности на уроке;

- желание приобретать новые знания, умение показать их;

- иметь мотивацию к учебной деятельности;

- понимать значение и ценность приобретённых знаний;

Продолжительность урока: 40 минут.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

Информатика. 7 класс / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019.-208 с.: ил.

Оснащение урока:

технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, компьютеры для обучающихся с подключением к глобальной компьютерной сети;

демонстрационный материал – авторский медиапродукт (презентация), созданная в среде Windows 11 с помощью прикладной программы Microsoft Power Point;

раздаточный материал: оценочный лист у каждого ученика, лист рефлексии.

Ход урока

Этап урока

Деятельность

УУД

Учителя

Обучающихся

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм урока

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей.

-Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем, друг друга, садитесь. Сегодня на уроке я уверена в продуктивности нашей работы и каждый из вас сможет получить положительную отметку за работу на уроке. Откройте, пожалуйста, тетради запишите сегодняшнее число.

Настраиваются на продуктивную работу на уроке, контролируют наличие принадлежностей.

Л:

формирование навыков самоорганизации;

 

2.Мотивация к учебной деятельности.

 

Сегодня на уроке мы с вами будем укреплять семейные ценности, ведь у каждого из вас есть бабушки, дедушки, дяди и тети, которым нужно помогать, поддерживать их. Ваша задача активно работать на уроке, выполнять задания и возможно, когда понадобится помощь ваши родственникам вы будете готовы преодолеть трудности в месте с ними.

Тему урока, которую мы с вами сегодня будем изучать, имеет высокую практическую значимость.

Внимательно слушают

Тема урока - практическая значимость – помощь семье.

 

 

Л:

- иметь мотивацию к учебной деятельности;

- понимать значение и ценность приобретённых знаний;

П:

-приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность;

3. Актуализация знаний.

-Я предлагаю вам разрешить проблемную ситуацию: к вам обратилась бабушка. Она решила оцифровать старые фотографии и создать альбом семья в облачном хранилище Яндекса, чтобы все родственники могли заходить и смотреть, качать себе фотографии. Она попросила внука помочь ей.

- Вы в явном затруднении!

- Как же поступить, чтобы оцифровать альбом с фотографиями, как разместить фотографии в облачном хранилище?



-Ребята, как можно выйти из данной проблемной ситуации?













Это тема нашего сегодняшнего урока. Давайте запишем в тетради тему урока «Вычисления информационного объема файла».

-А теперь давайте вместе с вами сформулируем цель нашего сегодняшнего урока.


Анализируют проблемную ситуацию и предлагают варианты решения. Приходят к выводу, что необходимо создать план для решения задачи.

 

 

Отвечают на поставленные вопросы:

- нужно узнать каких характеристики у сканера.

- нужно узнать какие фотографии у бабушки и сколько их.

- зайти в интернет и узнать, как разместить информацию на Яндекс диске

На презентации постепенно появляется новые данные от бабушки.





Формулируют и проговаривают цель урока

Р:

-определяют цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;

К:

-проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

-самостоятельно формулируют свои мысли;

Л:

-желание приобретать новые знания, умение показать их;

 

4. Обобщение и систематизация знаний

- Как вычислить объем всех фотографий?


-По формулам вычисления количества информации.

Вместе с учителем ребята выписывают формулы и оговаривают величины.



Ребята давайте составим план работы.

Зайдите в интернете на Яндекс и прочитайте про Яндекс диск.

Посчитайте размер одной фотографии в дюймах.

Пересчитайте размер одной фотографии в пикселях.

Найдите размер одной фотографии в МБ.

Подсчитайте общее количество фотографий.

Найдите общий объем фотографий в Гб.

Сравните полученный объем с объемом который выделяется пользователю бесплатно. Сделайте вывод.



Учитель с классом проверяет выводы.




- выполняют работу согласно плану.

- Делают выводы о стоимости размещения всех фотографий на Яндекс диске.





















Ребята корректируют ответы.

П:

-планируют собственную деятельность;

-осуществляют отбор информации для решения учебной задачи;

- приобретают умение организовывать свою деятельность;

-приобретают поисковые навыки работы;

К:

- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Л:

- желание приобретать новые знания, умение показать их;

- понимать значение и ценность приобретённых знаний;

-формирование навыков самоорганизации;

Р:

-контролируют учебные действия

5. Физкультминутка

Проведение релаксирующей минутки «Мороженое».

-Ребята, я вас попрошу встать, и проведем релаксирующую минутку, которая называется «Мороженое»

-Встаньте прямо, руки поднимите вверх. Закройте глаза. Напрягите все мышцы тела и представьте, что вы замерзли в таком положении. Пробудьте в мышечном напряжении 1 минуту, а затем вы постепенно начинаете таять, руки медленно, постепенно опускаем. Первыми расслабляются пальцы рук, затем кисти, локти, плечи. Полностью расслабьте все тело».

-А теперь садитесь, и продолжим работать

Выполняют релаксирующее упражнение под тихую и спокойную музыку.

Л:

формирование навыков самоорганизации;

 6. Применение знаний и умений в новой ситуации

Давайте рассмотрим другую ситуацию: Дядя Егор очень любит путешествовать. Он объехал всю Сибирь, собрал большую коллекцию видео. Он хочет организовать канал на видеохостинге. Ему нужно подсказать какой сервис выбрать, так чтобы разместить все видео. Но для начала ему нужно собрать и систематизировать все видео на жестком диске. Он пошел в магазин и не понял какой ему нужен жесткий диск. Дядя Его позвонил племяннику и попросил помочь.

-Что нужно уточнить у дяди Егора, чтобы ему помочь?

Дядя Егор не разбирается в объемах, но знает, что у него есть карты памяти заполненные видео, на которых написан их объем.

Составьте план решения задачи:

Просчитать предполагаемый объем видео.

Посмотреть какие жесткие диски есть в магазине.

Написать дяде Егору какие купить и по какой цене.
















- каков его объем видео, который он отснял?

-сколько и каких карт памяти у него есть?

Ребята самостоятельно выполняют задание по плану.

П:

- осуществляют отбор информации для решения учебной задачи;

- выполняют учебно-познавательные действия;

Р:

-контролируют учебные действия

 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

-Ну а теперь давайте, я посмотрю, кто как справился с заданием, а вы анализируйте свои ошибки (обход рабочих мест и контроль выполненных заданий).


П:

- выполняют учебно-познавательные действия;

Р:

- контролируют учебные действия;

К:

- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

Подведение итогов изученного, в виде обобщения того, что узнали на уроке.

-Какую цель мы поставили на уроке? Достигли мы ее с вами? Для того, чтобы это проанализировать, предлагаю заполнить оценочные листы за урок.

Ребята, мы с вами сегодня плодотворно поработали, давайте сделаем выводы по уроку.

-Возьмите лист оценки деятельности на уроке и лист рефлексии, отметьте свои личные достижения. Обведите ступеньку, на которой вы сейчас находитесь.

-Ну а теперь, ребята давайте вместе посмотрим на лестницу успеха, и кто-то из вас выскажет свое мнение по уроку. Кто желает рассказать про свои успехи. Кого порадовали свои результаты, а кому нужно еще поработать? Сдайте, пожалуйста, листы самооценки и рефлексии.

  

Отвечают на поставленные вопросы. Заполняют лист самооценки.

Анализируют свою деятельность и в листе рефлексии отмечают ступеньку, на которую поднялись на этом уроке.

 

По желанию высказываются, на какую ступень они поднялись. Обобщаем и анализируем. Сдают учителю листы самооценки.

Р:

-формировать умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

К:

-формировать умения слушать и понимать других.

Л:

-ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач.

9. Домашнее задание

 

Домашнее задание разноуровневое.

Брат Васи Сергей работает в картинной галереи. Однажды его вызвал руководитель галереи и дал задание: необходимо оцифровать все картины для того, чтобы создать интерактивность в галерее. Для этого Сергей должен принести, до конца недели, рекомендации: какой необходимо купить фотооборудование для этих целей и сколько SSD дисков. Сергей знал, что Вася изучает информатику в школе и поможет ему.

Вася составил план:

Нужно подобрать фотоаппарат в высоким разрешение и хорошей оптикой.

Рассчитать сколько будет занимать 1 фото картины.

Подсчитать предполагаемый общий объем, который получится в результате оцифровки всех картин.

Подсчитать количество SSD дисков.

1 уровень:

Информация – картины уже оцифрованы, каждая из них занимает 15МБ. Подсчитайте объем жесткого диска необходимый для сохранений всех картин.

2 уровень:

Информация – все картины размером 100см на 220 см. Разрешающая способность камеры: 1200 ppi (пиксель на дюйм, 1 дюйм=2,54 см. ) Глубина цвета – 16 байт.

Подсчитайте объем жесткого диска необходимый для сохранений всех картин.

3 уровень:

Нужно найти в Интернете информацию о оптических камерах, подобрать хорошую камеру для Сергея. Узнать ее характеристики, подсчитать предполагаемый объем всех картин. Подобрать в интернет магазине жесткий диск подходящего объема.


Выбирают домашнее задание в зависимости от самооценки своей работы по усвоению темы

П:

-осуществляют отбор информации для решения учебной задачи;

Л:

-формирование навыков самоорганизации



ПРИЛОЖЕНИЯ

Лист самооценки.

Презентация к уроку.







Приложение:

Оценочный лист ученика

Критерии для оценки

Баллы

Оценка ученика

Готовность к уроку (наличие тетради, учебника, ручки)

0 (не готов)

1 (готов частично)

2 (готов полностью)


Могу назвать формулы вычисления количества информации.

0-1


Знаю как вычислить объем любого файла.

0 (не знаю)

1 (знаю, но не все)

2 (знаю)


Справился с заданием по вычислению размера фотографии в битах.

«2» - «5»


Справился с заданием по вычислению объема всех фотографий.

«2» - «5»


Справился с поиском в Интернете информации о Яндекс диске.

«2» - «5»


Справился с заданием поиска в интернет-магазине жесткого диска.

«2» - «5»


Могу указать практическую значимость формул вычисления количества информации

0-1


Я самостоятельно работал на

1 (использовал помощь, не выдвигал идей)

2 (частично самостоятельно)

3 (полностью самостоятельно)

1-2-3


Свою активность на уроке я оценил на

«2» - «5»


30 баллов – 33 баллов – «5»

25 баллов – 29 баллов - «4»

18 баллов – 24 балла – «3»

Презентация к уроку: https://cloud.mail.ru/public/vmku/MQzP3mZTM


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.