12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чиганова Елена Анатольевна663
В 1997 году окончила Хабаровский педагогический университет по специальности "русский язык и литература". 26 лет бессменно (вернее в две смены) работаю в школе.
Россия, Хабаровский край, р.п.Хор


Сценарий урока по рассказу Е.И.Замятина «Дракон»

Подготовительная работа

Урок проводится с включением инсценировки, разыгранной 11-классниками. Воссоздавая атмосферу замятинского трамвая, старшеклассники должны дать почувствовать семиклассникам, как неуютно было в 20-е годы прошлого века в Петербурге.

Класс оформлен плакатами «Наша цель – коммунизм», «На работу с радостью – с работы с гордостью», «Вся власть учредительному собранию» и др.

У учеников 7 класса на груди красные бантики.

  1. Учитель или ученик в роли кондуктора трамвая

Ребята, проходим, не задерживаемся, рассаживаемся, занимаем места в вагоне нашего трамвая. Не забываем покупать билетики. Следующая станция «Петроградская». Ученики занимают места в классе, оформленном как трамвай + Звук хода трамвая + Слайды

Учитель читает 1 абзац рассказа «Дракон»

Объявляет: «Петроградская»

 Входят одиннадцатиклассники, переодетые

Дама в песцовом манто

Старик с сеткой лука

Женщина-большевичка

Молодой человек в военной одежде

Красноармеец


Диалог

Дама по ходу от двери деду с луком Аккуратнее, летите как восемнадцатилетний, прямо не успеете

Дед Молчи, с таким зверем на шее только в личном авто разъезжать. Транвай ждать не будеть

Женщина-большевичка Прекратите ругаться, товарищи. Не забывайте, что вы в общественном транспорте, а не у себя на балконе. Да куда вы толкаете-то, молодой человек (ее толкают на детей)

Дед, поднимая с места ребенка Уступи-ка дедушке место, милок. Молодые шустрые больно, у дедушки ноги больные.

Молодой человек в военной одежде Я как же виноват? Трамвай накренило. Тут дед еще со своим луком. 

Веду его: морда интеллигентная – просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!

Красноармеец Ну и что же – довел?

Молодой человек в военной одежде Довёл: без пересадки – в Царствие Небесное. Штычком.

Дед Ай, глянь, палец раскровянил, он потек у тебя, кров брыжжет на девку вона.

Красноармеец  Товарищи, если не прекратите шуметь, я палить начну, по закону военного времени, понимаете ли.

Дед Тамбовский волк тебе товарищ!

Учитель  Не забываем рассчитываться, граждане, передаем на билетики! Присаживайтесь, господа хорошие. Ребята, как вам в нашем трамвае? Комфортно? Опишите ощущения. (А какую обстановку хотели передать актеры?)

Вот так же неуютно было в 20-е годы прошлого века в Петербурге, где в это время находился Евгений Иванович Замятин, рассказ которого мы сегодня будем с вами читать. Дома вы прочитали вступительную статью о нем. Скажите, какое событие изменило жизнь Замятина, повлияло на его творчество? Почему такие авторы как Куприн, Бунин, Шмелев вынуждены были эмигрировать? (Невозможность творить, неприятие разрушения ценностей, культуры). 2 слайда


Дети формируют тройки, старшеклассники усаживаются за отдельным столом.


II. Учитель Рассказ, с которым мы познакомимся называется «Дракон».

Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас этот образ? Опишите в группе своего дракона. Размер, цвет, среда обитания.  Можно использовать карандаши, фломастеры.


Семиклассники представляют своих драконов


Учитель: А есть ли у ваших драконов сердце? Какое оно?


На доску выносится сердце, сделанное из бумаги. На этапе рефлексии семиклассники заполнят его своими красными бантиками, которые им прикололи на грудь перед уроком.


Старшеклассники, наблюдая за ходом урока, попробуют найти знакомые им литературные образы, ассоциации. (Раздать рассказы, листы для работы).


III. Скажите, о чем может быть рассказ с названием «Дракон»? Озвучим наши предположения? (1. За драконом может скрываться человек. 2. О самом драконе 3. Аллегория, скрывающая какой-то образ, например, образ исторического события) На слайд предположения выносим. Посмотрим после прочтения, оправдались ли они.


IV. …Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: “Этого я не ожидал!” Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперёд, предугадать дальнейшее — словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз.

Какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты?

Сегодня у нас на уроке интереснейшая вещь — рассказ Евгения Замятина «Дракон». И мы постоянно будем “отгадывать” — что же там будет дальше в рассказе?

Кроме того, мы будем читать по частям, “с остановками”. Этот рассказ только так и можно читать…

Открываем рассказ. Как видите он короткий, значит в нем значимо каждое слово, выбрано автором единственно верное. Мы должны быть внимательны.


С чего, по-вашему, может начинаться рассказ с названием «Дракон»? Предположения выносим на слайд (1. Появление героя 2. Описано время и место действия)


Читаем 1 абзац.  Оправдались ли наши предположения? Кто был прав?

Какие изобразительные средства использует автор для создания места и времени.


(Олицетворения, метафорические эпитеты, оксюморон, повторы. Как изображается Петербург? (Больной, холодный туманный). Вон (2 раза употреблено наречие) это куда? Сколько раз употреблено слово «туман» и однокоренные (6 раз) Туман –символ чего? Какие еще образы встречаются (Солнце, дом, трамваи).

Что интересного отметили 11-кассники? Образ трамвая. (символ направленного движения, но куда?)


V. О чем дальше может говориться в рассказе? (1. Может появиться герой 2. Событие-завязка)

Читаем 2 фрагмент. Об этом ли были предположения?

Как изображен герой? Кто он? По каким приметам узнали в нем солдата? (Он жалок, смешон. Но не чувствуете ли вы тревоги автора? В каких словах она звучит?


VI. Что может произойти с героем дальше? Какие средства создания образа еще может использовать автор? (1.Речь 2. Испытание) Подтвердился прогноз?

Читаем 3 фрагмент

О чем он рассказывает?  Как он об этом говорит? За что он отправил человека в Царствие Небесное? Какого человека выдает речь?

Зачем 3 раза употреблено слово «пустой»? Какой дракон страшнее — сказочный (дышащий огнём, трёхголовый) или вот этот, замятинский — пустой? Почему этот — страшнее? Можно ли в чём-то убедить — пустоту? А вспомните — сначала он показался нестрашным, даже смешным…

Обратите внимание, как чертой, отделяющей этот эпизод, автор опять делает образ трамвая.


VII. Что произойдет дальше? (1.Значимое событие, острое 2.Кульминация)

Читаем 4 фрагмент Сбылось?

Что произошло? Какой прием использует автор, описывая такое поведение героя? (Пожалел воробья) Докажите, что пожалел? (Речь, поведение)

Откуда появились лапы? (Из глубины) Что вслед за лапами появляется? (Глаза)

В какой мир он вернулся? Деталь винтовка!?


VIII. Как думаете, изменится ли дракон после произошедшего? Каким вам хочется видеть финал? (1.Да 2.Нет)

Читаем 5 фрагмент

Какова тональность финала? (Открытый финал) Деталь винтовка как символ служения своему идолу снова с ним.

Почему у трамвая появляются зубы?


IX. Пусть каждый в двух словах сформулирует идею рассказа Замятина»? О чем он?

О страшном времени после революции 1918 года, времени противостояния людей, когда человеческая жизнь ни во что не ставилась. 
О жестокости мира и людей в нём.
Об опасности пустоты в душе человеческой.
О противостоянии культуры и агрессивного бескультурья.
О том, что в самом жестоком человеке может быть место проблескам доброты (не всё потеряно?).
О том, что мир, в котором утрачено человеческое начало, не может быть счастливым…


Наблюдения 11-классников

В рассказе два мира: мир “бредовый, туманный”, жестокий, где обитают “драконо-люди”, и мир земной, человеческий, незащищённый. Они сосуществуют рядом, и постоянно происходит взаимопроникновение этих миров. Поэтому весь рассказ проникнут мотивом движения. Направление этого движения — “вон из человеческого мира”. Оно может происходить подчёркнуто стремительно (“со скрежетом неслись вон из земного мира трамваи”), а может быть незаметным, медленным, но неуклонным и всё равно направленным туда же — “вон”: “поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон жёлтые и красные колонны, шпили и седые решетки” …

Уходит старый Петербург с его жизненным укладом, а вместе с ним уходит многое — наша культура, наш язык, нравственность, тепло и доброта человеческих отношений, да что там — даже понимание ценности человеческой жизни…

Ребята отмечают и христианский мотив в рассказе, данный, при малом объёме текста и важности деталей, неслучайно. Это “голубь над загоревшимся домом” и обмолвка “дракона”: “Ей-бо…”. Слово не договорено, брошено, но знаменательно, что в сознании оно всё ещё существует.

“Дракону” (даже ему!) нужен собеседник, нужно поделиться тем, что его переполняет: “Ну скажи ты!”

Но ребята отмечают, что и во второй раз слова падают в пустоту. Не отзывается этот мир ни на трагедию, ни на радость. Он пустой. Даже драконы в нём — одиноки. Так дан мотив пустоты — пустоты души и пустоты этого нового, жестокого мира.

Учитель Замятин мечтал о том, чтобы в этом мире победила доброта, чтобы человек оставался человеком, несмотря на исторические неурядицы. Как думаете почему красные ленточки я попросила прикрепить вас с левой стороны?

Заполните пустые места на сердце дракона, пусть оно получит тепло ваших сердец и горит огнем вашей доброты.

e1658405859.jpg
w1658405812.jpg

​​​​​​​
Презентация Дракон
PPT / 2.09 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.