Сценарий воспитательного мероприятия «Аквариум — настоящая экосистема»
Сценарий воспитательного мероприятия
«Аквариум – настоящая экосистема»
Исполнитель: учитель биологии
Епов А.С.
Введение
Тематические направления воспитательных мероприятий широки и разнообразны. Одним из востребованных направлений современного мира является естественнонаучное, формирующее у детей проектные умения минимального уровня сложности.
На основании «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» нами разработан сценарий воспитательного мероприятия, направленный на популяризацию научных знаний среди детей 13-14 лет: «повышение заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества».
В средней школе обучающихся подробно знакомятся с элементами экосистемы. В средней школе детей начинают знакомить с терминами: «продуценты, консументы, редуценты. Тема «Экосистема» часто вызывает у учащихся непонимание и затруднение. Возникает вопрос: как помочь детям понять эти сложные взаимосвязи?
В нашей разработке воспитательного мероприятия мы предлагаем учащимся решить эту задачу. Дети с удовольствием проработают как теоретические, так и практические аспекты темы «экосистема». В ходе работы ребята не только изучат большое количество нового материала, но и научатся работать вместе, а также создавать правильные условия для организации жизнедеятельности домашних животных (аквариумных рыб).
Тематическое направление данной разработки популяризация научных знаний.
Материал предназначен для проведения воспитательных мероприятий в рамках кружков (секций) естественнонаучной направленности в средней общеобразовательной школе в 6-7 классах(13-14 лет).
Цели:
привлечение внимания и интереса учащихся к изучению биологии;
повышение качества знаний по теме;
популяризация научных знаний среди школьников;
актуализация научно-исследовательской деятельности обучающихся;
знакомство с особенностями и создание модели экологической системы.
Задачи:
способствовать развитию интереса обучающихся к науке и популяризации научных знаний;
пробудить интерес к углубленному изучению биологии;
познакомить обучающихся с достижениями науки и техники в данной области;
отрабатывать навыки научно-исследовательской деятельности;
развивать навыки работы с литературой по данной теме;
развивать навыки работы с программным обеспечением компьютеров (PowerPoint, Word);
обучить уходу за обитателями домашнего аквариума;
сформировать понятия – «продуценты», «консументы», «редуценты», «пищевая цепь», «трофический уровень»;
продолжить формирование умений критически оценивать информацию, выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Планируемые результаты
личностные:
иметь чувство уважение к истории и достижениям биологической науки; иметь представление о целостной естественнонаучной картине мира;
понимать взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук, их влияние на окружающую среду;
владеть культурой мышления, развитие способностей к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за домашними питомцами (аквариумными рыбами).
метапредметные:
повысить интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов в ходе работы с различными источниками информации;
уметь организовывать сотрудничество, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы;
применять биологические и экологические знания для анализа проблем строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
предметные:
владеть основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации; уверенное пользование биологической терминологией;
уметь решать биологические задачи
знать – понятия «продуценты», «консументы», «редуценты», «пищевая цепь», «трофический уровень».
Форма проведения: мероприятие естественнонаучной направленности с элементами беседы и проектной деятельности.
Ход:
беседа (подведение к проблеме, коллективное обсуждение);
защита проекта (представление результатов работы по работе с информацией и её обобщению);
живая выставка (итог работы «аквариум - настоящая экосистема» - создание экосистемы и ее представление).
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
репродуктивный метод обучения (выполнение заданий на закрепление знаний)
обучение в сотрудничестве (осуществляется путём общения в группах, особое внимание уделяется групповым целям и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работы каждого члена группы во взаимодействии с другими участниками при работе над проблемой)
технология проблемного обучения (решение учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются способности к познавательной активности, творческому мышлению и другие личные качества)
технология творческих мастерских (организуется развивающее пространстве, которое позволяет ученикам в индивидуальном и коллективном поиске приходить к открытию знания нового знания)
Оборудование и материалы
пять наборов карточек «рыбки»;
ватманы, краски, карандаши, маркеры;
распечатки изображений по теме;
карточки с планом работы и списком литературы;
аквариум;
лампа подсветки;
крупный речной песок;
водоросли – элодея (подойдут любые доступные);
водные улитки катушки (подойдут любые доступные) и рыбки гуппи (подойдут любые доступные);
сухой корм для рыбок;
отстоянная вода;
ведерки и тазики;
губки для посуды.
Проведение мероприятия
Работа осуществляется в группах по 5-6 человек. В состав группы входят как мальчики, так и девочки, как сильные учащиеся, так и более слабые. В группах следует распределить роли: знакомство с новой информацией, подготовка ее краткого рассказа, иллюстрации по теме, представление и др. Всего групп – пять. Деление на группы можно провести с помощью картинок с рисунками рыб. Нужно приготовить по 5 карточек с одинаковыми рыбками и раздать в произвольном порядке. Ребята объединяются в команды по карточкам с изображением одинаковых рыбок.
Время проведения: 2 часа.
Введение в тему (15 мин.)
Ведущий: Всё в природе взаимосвязано. Человек, как и все живые организмы живет в большой экосистеме Земли. В свою очередь, эта экосистема разделяется на более мелкие. Но все они, что большие, что маленькие основаны на едином принципе. Обратим внимание на слова выдающегося ученого В.И. Вернадского: «Все организмы неразрывно и непрерывно связаны, прежде всего, питанием и дыханием - с окружающей их материально-энергетической средой». Если сказать проще, то каждый организм должен чем-то питаться (растения – энергией солнца, животные – растениями и другими животными), а продукты его жизнедеятельности перерабатываются другими организмами. Это самое простое представление сложного понятия «экосистема».
Совсем недавно в моду вошли аквариумы с красивыми рыбками – петушками. По словам продавцов это совсем неприхотливые рыбки, которые не нуждаются в особых условиях. Только почему-то рыбки, купленные желающими завести аквариум, жили совсем не долго. Ответ оказался совсем простым. Рыбки не выдерживали присутствия в аквариуме других видов. Их питание было не разнообразно. А в аквариуме не хватало растений, света и воздуха. Одним словом, рыбкам была нужна благоприятная среда. В сбалансированной среде, где все находится в равновесии, всем видам хорошо.
- Как вы думаете, как можно назвать такую среду?
Учащиеся: - Равновесная среда - Наша планета – Земля. - Биоценоз
Ведущий: - Каждый из вас прав. Но мы должны учесть, что среда в которой все связано называется системой. А наука о взаимодействии живых организмов – экология.
Постепенно учащиеся приходят к понятию экосистема.
Ведущий: - Так что же такое экосистема? Рассмотрим определение.
Экосистема— биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществ и энергии между ними.
Итак, в экосистеме должно присутствовать равновесие между средой и множеством организмов. Не случайно мы сегодня заговорили об аквариумах и экосистеме. Попробуем сформулировать тему.
Тема «Аквариум – настоящая экосистема».
Попробуем узнать побольше об аквариумах и составить советы по правильному его устройству для начинающих аквариумистов.
Работа в группах (30 мин.)
Каждая группа (команда) получает список литературы (В списке литературы приведены статьи и гиперссылки на сайт где можно познакомиться со статьей. Если у обучающихся есть возможность работать с компьютерами, планшетами и др., то список предоставляется в электронном виде. Если такой возможности нет, то учитель заранее распечатывает отрывки статей и предоставляет их учащимся).
Необходимо составить краткие сообщения по предложенному плану. Проиллюстрировать сообщения (оформить информационный стенд с основными положениями и картинками, используя ватман, краски, фломастеры, распечатки и др.) и подготовить небольшое выступление.
Группы работают над следующими разделами темы:
История аквариумов. Виды аквариумов. Интересные факты.
Оборудование для аквариума. Расположение аквариума дома.
Что такое экосистема? Экосистема аквариума.
Обитатели аквариума.
Как устроить аквариум. Правила подготовки и заселения обитателей.
Подробный план работы и источники информации указаны в рабочих карточках (см. приложение1).
Выступление групп (35 мин.)
Группы выступают друг перед другом, рассказывают о своем плакате, что интересного и нового они узнали. Представлять группу может как один участник, так и вся команда. Ребята уточняют непонятные места. Задают вопросы.
Критерии оценивания работы учащихся:
Работа со всеми источниками информации
Содержательность сообщения
Логичность повествования
Наличие иллюстраций
Риторика
Ответы на вопросы
После представлений всех команд, для закрепления полученной информации обучающимся предлагается ответить на вопросы.
Команды отвечают на общие вопросы (команда, которая готовила эту тему отвечает только в том случае, если никто не отвечает на поставленный вопрос).
Перечень вопросов
Где содержали первых аквариумных рыбок?
Почему золотые рыбки красивы со спины?
Что можно увидеть в самом большом аквариуме России?
При помощи чего регулируют освещенность, температуры и количество кислорода в аквариуме?
Какие инструменты нужны для ухода за аквариумом?
Можно ли установить аквариум на окне?
Зачем в аквариуме продуценты, консументы и редуценты?
Какие рыбки самые распространенные?
Самые распространенные водоросли и ярус ими занимаемый.
Как правильно заселять аквариум?
Зачем ждать неделю после заполнения аквариума водорослями и водой?
По итогам сообщений составить рекомендации для аквариумистов. Рекомендациями послужат и некоторые ответы на вопросы (Примеры рекомендаций см. приложение 2).
Создание мини-экосистемы(40мин.)
На этом этапе учащимся предлагается объединить усилия и применить полученные знания на практике.
Ведущий: теперь вы знаете как правильно обустроить аквариум. Также нужно не забывать регулярно кормить рыбок, по необходимости подливать воду или заменять её часть, чистить дно аквариума и стенки.
- Вы хотели бы создать небольшой аквариум в кабинете биологии?
- А вы будете за ним ухаживать?
В таком случае вот все материалы для создания мини-экосистемы. Можно приступить к её воплощению.
Ребята получают материалы и вместе с руководителем оформляют аквариум.
Этапы создания аквариума:
Вымыть аквариум с содой.
Промыть песок и декорации для аквариума.
Установить аквариум и засыпать грунт.
Заполнить аквариум на треть водой и посадить водоросли, установить фильтр- аэратор.
Заполнить водой (кромка воды от края аквариума на расстоянии 5 см.), установить крышку с подсветкой.
Запустить улиток.
Запустить рыбок.
Рефлексия
Ведущий: сегодня мы очень хорошо поработали. Перед вами её результат - аквариум. Это очень простая модель экосистемы. Но бывают и более сложные. Я предлагаю вам взять листы бумаги, карандаши и нарисовать аквариум, о котором вы мечтаете, но не забудьте о том, что мы сегодня узнали.
Учащиеся рисуют и перед тем, как отправится домой, прикрепляют свои рисунки на доску. Из этих рисунков руководителем готовится выставка «Мой будущий аквариум».
Приложение 1.
1)История аквариумов. Виды аквариумов. Интересные факты.
История аквариума и аквариумистики. https://akvarium-moskva.ru/stati-po-akvariumistike/istoriya-akvariuma-i-akvariumistiki-rossii-evropy.html План:
выращивание рыб на Руси
почему золотые рыбки красивы со спины?
первые аквариумы современного типа
Виды и классификация аквариумов http://nashirybki.ru/akvarium/vidy-akvariumov.html План:
пресноводные - морские
Океанариум.
https://ru.moscovery.com/москвариум/ План:
Где расположен и когда основан?
Что можно увидеть?
2)Оборудование для аквариума. Расположение аквариума дома.
Оборудование для аквариума https://animalpaw.ru/posts/1506-moi-pervyi-akvarium-zakupka-oborudovaniia План:
подсветка
-терморегулятор
сачек
сифон
ведерки
термометр
Расположение аквариума. Что нужно для аквариума?
https://animalreader.ru/kak-pravilno-razmestit-akvarium.html https://mirzasteklom.com/akvariumy/dlya-
План: nachinayushhix/chto-nuzhno-dlya-akvariuma-s-rybkami.html
кухня – за или против План:
прихожая – за или против - грунт
у окна – за или против - фильтр
скребки
Установка аквариума https://fanfishka.ru/akvariumnye-stati/oborudovanie_i_obustroystvo_akvariuma/1354-zapusk-akvariuma-ot-a-do-ya.html План:
описание правильного места
3)Что такое экосистема? Экосистема аквариума.
Экосистема.
https://лайтстакс.рф/akvariumnaja-jekosistema/ План:
Что такое экосистема?
Аквариум – искусственная экосистема.
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/10/04/issledovatelskaya-rabota-po-temeakvarium-iskusstvennaya-ekosistema План:
зачем грунт и подсветка
производители
потребители
-редуценты
особенности кормления
4) Обитатели аквариума.
Неприхотливые рыбки аквариума https://rybkies.ru/rybki/neprihotlivye-akvariumnye.html План: гуппи меченосцы гурами сомики |
Аквариумные растения https://vmirerybok.ru/luchshie-akvariumnye-rasteniya-dlyanachinayushhix/ План: риччия ряска эллодея |
Рыбки в аквариуме
https://www.aqualogo.ru/samye_neprihotllive_akvarium nye_rybki План:
золотая рыбка (комета красная)
Улитки в аквариуме
https://aqua-south.ru/kakie-ulitki-luchshe-dlyaakvariuma-s-rybkami/ План:
ампулярии
катушки
5)Как устроить аквариум. Правила подготовки и заселения обитателей.
Запуск аквариума
https://school-science.ru/6/23/37769 Установка аквариума https://docviewer.yandex.ru/view/426408601/?page=9&*=UNsypzlQKqB5HtJqpVIMp8H14% План:
нужно ли мыть новый аквариум?
последовательность укладки груета, посадки растений и заполнения водой.
зачем ждать неделю?
кого первыми улиток или рыбок?
правила поселения рыбок в аквариуме