Сценарий на тему «Мир природы под нашей защитой»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им.Р.Гареева г.Янаул муниципального района Янаульский район
Республики Башкортостан
Сценарная разработка внеклассного мероприятия, посвященного Году экологии: “Мир природы под нашей защитой” среди учителей музыки”
Разработала:
Амерханова Валентина Иликбаевна
учитель музыки,
высшая квалификационная категория
г.Янаул
2017 год
Пояснительная записка
Цели:
Развивать познавательный интерес учащихся к музыке, биологии, кругозор, логическое мышление, творческие способности.
Задачи:
1. Содействовать формированию коммуникативных качеств личности через имитационные игры, умению анализировать, делать умозаключения, давать оценку своим знаниям и знаниям одноклассников.
2. Воспитывать нравственно - культурологические ценности личности, прививать любовь к родной природе, к родному краю.
3. Расширять театральный опыт, литературную речь, мимику, жесты, дикцию, вокальные данные.
Актуальность мероприятия:
Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем музыки и биологии. Сюда можно отнести огромное количество разнообразных форм деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях.
Игровые задания всегда вызывают интерес учащихся. Мероприятие направлено на формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, логически и критически мыслить; развивать ИКТ - компетенции учащихся.
Рассматривается сущность процессов, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.
Методы и формы:
Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. В ходе проведения мероприятия предусматривается использование инновационных и традиционных методов и форм; словесных (информирование, обсуждение), информационно-коммуникационных (работа с заданиями, текстом; поиск информации в интернет, формирование умения работы с информацией, принимать оптимальные решения), проектно-исследовательских.
Обучающиеся работают в группах, индивидуально, коллективно. Предлагается равноправное взаимодействие всех участников.
Ожидаемый результат:
Формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Этапы подготовки:
Поиск учащимися информации в ИНТЕРНЕТ, работа с библиографическими источниками для оформления мини-проекта, презентаций, составление сценарного компонента.
Продолжительность: 1 час 30 мин
Целевая аудитория: обучающиеся 5-6 классов. 4 команды.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентации. Лозунг: «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой!»
На стенах рисунки и плакаты:
«Есть такое твердое правило: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок, и сразу приведи в порядок свою планету» (А. Сент-Экзюпери).
Я сорвал цветок - он завял. Я поймал жука - он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
«Один человек оставляет на земле след.
Сто человек - тропу.
Тысяча - пустыню» (народная мудрость)
Над доской - лозунг:
«Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно. Человек настоящего времени представляет из себя геологическую силу…»
(В. И.Вернадский)
Музыкальное оформление:
Песни на экологическую тему.
Литература:
1. Внеклассная работа по биологии. Под. ред. Р.М. Евдокимова – Саратов: Лицей 2005
2. «300 вопросов и ответов о животных» под. ред. В.И. Алексеева – Ярославль: Академия развития 1997.
3. Музыкальный энциклопедический словарь, Келдыш Г.В., 1990
4. «Удивительная планета Земля» под. ред. Н. Ярошенко – ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест» 2003.
5. Школьные годы чудесные [Текст]. Сборник /под ред. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б.- Р.: Феникс, 2001, 196 с.
6. Энциклопедический словарь юного музыканта, Медушевский В.В., Очаковская О.О., 1985
7. Я познаю мир: Загадочные животные: дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий – М.: ООО «Издательство АСТ» 2003
Домашнее задание.
Визитка музыкальная.
Подготовить песню на экологическую тему. (Музыка из любой песни, слова собственного сочинения. ).
Романс 1 куплет и припев на экологическую тему.
Театрализованная сценка на экологическую тему.
Ход сценария.
Слайд1. 1 Ведущий. Наш музыкальный конкурс посвящен Году экологии: “Мир природы под нашей защитой”.
Слайд 2. Цель конкурса: Развивать познавательный интерес учащихся к музыке, биологии, кругозор, логическое мышление, творческие способности.
Слайд 3. Все конкурсные номера будут являться, какими то жанрами или видами музыки. Участникам команд нужно будет продемонстрировать свое мастерство в вокальном исполнении и в знании теории музыки. Зрители так же могут, помочь своей команде отвечая на вопросы ведущих. За правильный ответ вы получите жетон с 1 баллом. В состав жюри входят:……
При подведении итогов будут, учитываются следующие критерии:
- Полнота раскрытия темы;
- Оригинальность и творческий подход;
- Отражение личного отношения к теме;
- Сценическая культура
- Художественное и музыкальное оформление
- Соблюдение регламента.
Слайд 4. 2 Ведущий. Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
Слайд 5. В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, продукты, которыми мы питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать:» Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!». А в ответ тишина…
Слайд 6. 1 ведущий. Вопрос к залу. Какие три вида жанра музыки вы знаете?
Ответ: Три музыкальных жанра: песня, танец и марш.
Песня. Задолго до того, как появилась профессиональная музыка, народные песни правдиво и художественно отражали типические черты национального характера того или иного народа. Рождение песни издавна было связано с жизнью людей, их трудовой деятельностью, бытом. Песня, как рыдание или смех, отражает состояние человеческой души, поэтому они так разнообразны и многочисленны.
Конкурс. Визитка.
Исполнить песню на экологическую тему. (Данный конкурс являйся домашним задание.)
Слайд 7. 1 Ведущий. Спасибо командам и мы переходим к следующему конкурсу.
Один из жанров музыки является «фольклор». Кто знает из сидящих в зале, что это за жанр? За правильный ответ выдается жетон.
Ведущий подводит итог по игре с залом .
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.
Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. Это колыбельные песенки, прибаутки и небылицы, считалки и загадки, пословицы и поговорки, игры, скороговорки и, конечно же, частушки.
2 Ведущий. Частушка – это короткая рифмованная народная песня (вне зависимости от того, быстро или протяжно она поется). Это относительно новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества.
Частушки возникли во второй половине XIX века. Этот термин был введён писателем Г.И.Успенским . Истоками частушек являются игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.
Слайд 8. 2 Конкурс Фольклорный.
Задание исполнить 3 частушки каждой команде. (Минусовка частушка)
1. команда.
1. Раньше мы с тобой не знали
Экологию мой друг,
Теперь в школе изучаем-
Стало ясно все вокруг.
2. Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,
Чтобы были труд и отдых,
Как бывало в старину.
3. По дороге мимо нас
Машины мчат не удержать,
Выхлопные газы всюду,
Воздухом нельзя дышать.
2 команда.
1.Кто очистит наши реки?
Кто тот добрый человек?
Неужели же навеки
Мы оставим страшный след?
2. По лесочку мы пойдем,
Мусор вместе уберем.
Пусть щебечут соловьи
От зари и до зари!
3.О воде мы спорим много,
Как ее для всех сберечь.
И без слов всем надо помнить,
Без нее и хлеб не спечь.
3 команда.
1. До чего ж природу жалко!
Не губи ее красу!
Человек, не делай свалку
Рядом с городом в лесу!
2. Неужели наши дети
Будут из-за нас страдать?
Как же будет вся планета
Потихоньку умирать.
3. Колбасу взяла в «Магните»,
Есть, не есть, боюсь опять.
Мне теперь ее на свежесть
Кошка будет проверять
4 команда.
1.Я на рынок шла,
Кабачок брала,
Отравилась, отравилась, отравилась,
Право дело отравилась, отравилась, отравилася.
2. Нам природа подарила
Разум, силу и уменье,
Воздадим же ей сполна,
Чтоб Земля была жива.
3.Экология важна,
Людям всем она нужна.
Правильно беречь природу,
К счастью, снова входит в моду.
Слайд 9. 3 Фоновая песня. 2 Ведущий. Пока команды готовят частушки у меня вопросы к залу. Отгадайте загадки на Экологическую тему, за правильный ответ вы получаете жетон.
В наших лесах мало змей. А ядовитых змей – всего одна. Ее примета: темная зигзагообразная полоса вдоль спины. (Гадюка) Мелькнула в траве и скрылась, только ее и видели. Ну, а если все-таки схвати ее враг, то оставит она ему свой хвост. Пока враг разберется, что к чему – она скроется, а хвост потом отрастит. (Ящерица) Этот зверь валит деревья зубами без топора, зубы его длинные и острые. (Бобер) Этот зверек перетаскивает ношу за щекой, у него там интересное приспособление, которое так и называется – защечный мешок. (Хомяк) Бежит без ног, не зная горя, |
Раньше считали, что растение это вооружено длинными и острыми колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в чертей никто не верит, а название за растением сохранилось. (Чертополох) Это растение не любит солнце – растет в затемненных местах. На вкус его листочки кисленькие. Отсюда, наверное, и название растения. (Кислица) Лежит кит, а вокруг ёлки в снегу. |
Он не прячется от врагов и не убегает от них. Смело топает, сопит, шуршит сухими листьями. Ну, а если опасность, свернется в клубок, выставит свои острые и крепкие иглы – попробуй, тронь! (Еж) В лесу это животное, похожее на ящерицу, увидишь в лужах, в небольших водоемах. Весной у некоторых из них – яркие гребни на спине. (Тритон) Когда-то эти огромные хищные кошки жили в наших лесах. Сейчас здесь их не встретить. Но в зоопарке ты сразу узнаешь этого зверя по короткому, будто обрубленному хвосту и кисточкам на ушах. (Рысь) |
Если судить по названию – зверек должен быть белым. А он – рыженький летом и серо-рыжеватым зимой. Узнаешь этого ловкого зверька по пушистому хвосту и кисточкам на ушах. (Белка) Зверек этот живет в земле. Там и спит, там и еду – насекомых и их личинок – себе находит. Увидать его трудно. Но узнать о том, где он, можно по кучкам свежей земли, которую он выбрасывает на поверхность.(Крот) Какое животное бежит задними ногами вперед? (Ответ: заяц.) Что в пустыне дороже золота? (Ответ: вода.) Что за утреннее серебро можно собрать на траве? (Ответ: росу.) |
Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. (Ландыш) Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай. (Иван-чай) Какую цепь нельзя поднять? (Ответ: цепь питания, горную цепь.)
|
Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем люди. (Лютик) Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь путешественнику, натершему ногу, поранившему руку. (Подорожник) Какая жидкость не имеет цвета, запаха и вкуса. (Ответ: вода.) Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге? (Ответ: нет.) Какая часть есть у обуви и у холма? (Ответ: подошва.) |
Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается не солнце. (Береза) Весной в лесу на этом дереве «загораются» маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (Елка) Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (Рябина) |
Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые головки, а с головок слетают легкие пушинки. (Одуванчик) Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. (Мать-и-мачеха) |
Этот кустарник – ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. (Шиповник) Сверху листья дерева зеленые, снизу – серебристо-серые. От малейшего ветерка листья переворачиваются и дерево становится то зеленым, то серым – переодевается. (Осина) |
Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда. Даже когда высушишь его. Может быть, поэтому и получил гриб свое название. (Белый гриб) Этот гриб можно встретить не только под березой, но чаще всего он растет именно там. (Подберезовик) У этой семейки грибов шляпки разного цвета – и синие, и красные, и желтые, и фиолетовые. А название их одно. (Сыроежки) В народе это дерево часто называют «сладким». Нет, конфеты на нем не растут. Но посмотрим, как во время цветения этого дерева летят к нему пчелы и мед потом будет самый вкусный и душистый. (Липа) |
Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. (Земляника) Подул ветерок, закачались травинки, и будто глянул на тебя из травы черный внимательный птичий глаз. Это ягода. Только брать ее в рот нельзя, очень опасно – она ядовитая. (Вороний глаз) ) |
Голубая поляна? Разве такое бывает? Приглядись, она вся покрыта маленькими кустарничками. А на них висят голубые ягоды. Они-то и окрашивают поляну, делают ее голубой. (Голубика) Ты сорвал с куста ягоду, проглотил. И, возможно, даже не знаешь, что проглотил не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие и слеплены вместе. (Малина)
|
1. Что так в небе ярко светит? Свет пускает мне в оконце. Отвечайте дружно дети, Это светит ярко ……….. (солнце). 2. Это что за красота, На полянке у ручья? Распустился очень нежный, Беленький цветок , …………….. (подснежник). Без взрослых с ним развлекаться опасно, Закончиться может забава ужасно. В лесу очень сухо бывает порой И он обернётся серьёзной бедой. (Костер) * Можем мы в траве их встретить, Ведь жильцов там миллион! Ты их увидишь на пути – Не обижай, а отойди! Без них весь лес, друг мой, И одинокий, и пустой. (Насекомые) В небе кружатсяЯгоды невкусные – очень уж большая косточка в них. Посмотри на листья этого растения. Если они закручены вниз – будет хорошая погода. Примета верная, это растение – хороший барометр. (Костяника) Какое млекопитающее строит дом с бассейном? (Ответ: бобр.) Название какого лесного зверя дано созвездиям? (Ответ: медведица.) Какая перелетная птица не вьет собственного гнезда и подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Ответ: кукушка.) Какая птица может нырять под воду (не зря ее называют "водяным воробьем")? (Ответ: оляпка.)
|
3. Спит зимой, весну он ждет. Очень любит сладкий мёд. Нравится ему реветь. Этот зверь лесной, ……(медведь ). На землю ложатся, Какая бабочка "носит" воинское звание? (Ответ: адмирал.) Какой город парит в небе? (Ответ: Орел.) |
Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко. (Опята) В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую – блестят, будто смазанные маслом. (Маслята) Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и уничтожать не следует. Он в лесу нужен: для некоторых животных этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, - смертельный яд. ( Мухомор) Игривый, шаловливый, |
Слайд 8. 2 Ведущий. Команды готовы. Конкурс частушек.
Скажите, о каком жанре я сейчас говорю?
Самый богатый и сложный жанр музыки . Это слово в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.
Опера.
Слайд 10. 3 Конкурс. Опера.
Участникам команд нужно исполнить арию в оперном стиле.(текст можно изменить, что то добавить, но не удалять слова)
1 команда.
Не рвать дикорастущие растения.
Не вырубать и не ломать деревья и кустарники.
Не сбивать ногами, не трогать несъедобные грибы, они нужны диким животным.
2 команда.
Не шуметь в лесу и не тревожить его обитателей.
Не разжигать в лесу костры.
Не оставлять в лесу бытовой мусор.
3 команда.
Не трогать гнезда птиц и птичьи яйца.
Не уносить из леса диких животных.
Любить, уважать и не засорять природу.
4 команда.
В чистой воде отражается лучшее.
Чистая природа — крепкое здоровье.
Все леса — дом для животных. Веди себя как гость.
1 ведущий. Пока наши команды готовиться мы предоставляем слово жюри по итогам 2 конкурсов и по вопросам с залом.
Жюри…
Конкурс. Опера.
Слайд 11. 2 Ведущий. Кто мне скажет, что такое «Романс»?
Романс – это небольшое вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Такое произведение пишется на основе лирической поэзии. «романс» впервые появился в Испании, и изначально имел значение небольшой светской песни на испанском (романском) языке, вместо принятого латинского.
Слайд 12. Командам предоставляется возможность исполнить 1 куплет и припев романса.
Домашнее задание романс на экологическую тему.
Слайд 13. 1 ведущий. Конкурс 4. "Музыкальный калейдоскоп"
Участникам команд предлагается вспомнить и спеть строчку из песни, в которой есть слова: погода, дождь, снег, град, иней, ветер, солнце, радуга. Команды поют по очереди.
(Примерные ответы: "У природы нет плохой погоды", "А я с утра не по погоде одет", "Главней всего погода в доме", "Если снова ветер переменится", "От улыбки радуга проснется", "Одна снежинка еще не снег", "Снег кружится, летает, летает", "Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной", "Мороз снежком укутывал, смотри не замерзай", "Дождик босиком по земле прошел, клены по листкам хлопал", "И уносят меня в звенящую снежную даль" ит.д.)
Слайд 14. 2 ведущий. О каком виде искусства я говорю. Появился он в Древней Греции, ежегодно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы.
Слайд 15. Верно, это театр. Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности, является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром, не обязательно может быть живой человек. Это может быть кукла управляемая человеком, или же предмет, которым управляет человек. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем
Следующий и заключительный конкурс. Театрализованное выступление.
Домашняя заготовка. Сценка на экологическую тему.
Слайд 16. 1 ведущий. Конкурс капитанов. Задаются вопросы каждому капитану.
К какому веку относится выход первого закона об охране окружающей среды? ( Первым законом об охране окружающей среды можно считать эдикт английского короля Эдуарда 1, принятый в 1273 году, запрещавший использование каменного угля для отопления жилищ в Лондоне. За нарушение эдикта полагалась смертная казнь).
Когда был принят первый закон, запрещавший сбрасывать мусор
в реку?( При короле Эдуарде 3 в 1336 году парламент принял закон о запрете сбрасывать мусор в Темзу.)
В 18 веке Петр 1 издал некий указ , о чем он гласил? ( о запрете сбрасывать мусор в Неву)
Когда и кем был введен термин «Экология»? ( Геккелем в 1866 г.)
День Земли. Дни экологической безопасности- 22 апреля
День воды- 22 марта,
День борьбы с наркоманией- 1 марта
9.День птиц- 1 апреля
10.День окружающей среды- 5 июня,
11. День отказа от курения - 20 ноября
12. День биологического разнообразия и - 29 декабря
Слайд 17-22. 1 ведущий. Моя планета –человечий дом,
Ну как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава –океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: «Больше не могу!»
2 Ведущий Вот она, маленькая, какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
Слайд 23. 1 Ведущий : Сегодня мы попытались в музыкальной форме познакомиться с основами науки экологии, рассмотреть экологические проблемы, которые в первую очередь касаются нас, людей. Пусть нет данного предмета в нашем школьном расписании уроков, но мы обязаны развивать свое экологическое мышление, повышать экологическую культуру. Только так мы можем отвести угрозу уничтожения своей колыбели, своего дома- Земли, а значит, и самих себя.
А сейчас попросим наше жюри огласить результаты конкурсов и подвести итог.
Жюри оглашают итоги.
2 Ведущий
Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас,
И надо действовать сегодня.
Надо действовать сейчас!
-Пусть это будет посаженное твоими руками деревце.
-Или не загубленный уголок природы.
-Вовремя потушенный пожар или костер.
-Заботливо расчищенный ручеек.
-Защищенные гнезда и муравейник.
Сохранность природы, нашей планеты зависит
От нашей культуры, нравственности, и милосердия.