12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Арсений Прудников27


54875

Прудников Арсений Васильевич

учитель истории и обществознания

МБОУ "АСОШ №50" г. Абаза







Игра "Путешествие в страну Хонгорай"


Методическая разработка внеклассного мероприятия








Методическая разработка внеклассного мероприятия для 6-го класса по истории и технологии «Путешествие в страну Хонгорай»

Методика обучения школьников за последнее десятилетие претерпевает серьезные изменения. Позиционируется отход от классно-урочной системы, вводятся новые методы обучения, основанные на интеграции, разрабатываются современные концепции образования, основанные на применении деятельностного подхода. Все это способствует формированию у детей целостного восприятия мира. В интегрированном мероприятии одной теме или идее подчиняются разные виды деятельности, оно позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:

повышение мотивации познавательной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия;

рассмотрение понятий, которые используются в разных видах деятельности;

показ связей между разными видами деятельности и их применение при решении разнообразных задач.

Данная разработка направлена на развитие у обучающихся знаний об истории, культурной жизни степных народов, технологии изготовления предметов быта и вооружения, а также навыков работы с металлом и деревом при изготовлении объектов исторической реконструкции. Применение деятельностного подхода даст возможность учащимся выступить в активном, творческом ключе. Это научит школьников самостоятельной работе по поиску материала, подготовит к дальнейшей проектной деятельности.


План-конспект интегрированного внеклассное мероприятия по истории и технологии «Путешествие в страну Хонгорай» в 6-м классе

Формирование УУД

Метапредметные УУД

Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; систематизировать информацию, выполнять творческое задание.

Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности.

Коммуникативные – взаимодействовать в команде, организовывать работу в группе, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.

Личностные УУД - воспитание уважения к прошлому своей Родины.

Предметные УУД – освоение содержания учебного материала темы №3 Тематического планирования по истории России 6 класса с учетом НРК - «Кочевая империя - Кыргызский каганат».

Планируемые результаты (формируемые компетентности):

- активизация интереса к истории;

- высокий уровень освоения темы,  ориентированный на общекультурную подготовку, необходимую для выработки мировоззренческих  ориентиров;

- формирование (отработка) умений указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты основных событий истории родного края;  работать с исторической источниками; логично, ясно и точно формулировать и аргументировать свои мысли; устанавливать причинно-следственные связи; работать с информацией  (формулировать и обосновывать выводы и т. д.).

Оборудование: мультимедийная установка, макеты предметов быта, вооружения древних кыргызов, карточки с заданиями.







Предварительная подготовка участников к внеклассному мероприятию.

В преддверие мероприятия учащиеся делятся на три группы, каждая из которых участвует в подготовке определенного этапа (готовит под руководством учителя презентации, разрабатывает задания, изготавливает модели предметов материальной культуры). В ходе игры та или иная группа учащихся помогает учителю в проведении определенного этапа, в то время как остальные осваивают информацию, выполняют задания, отвечают на вопросы каждого этапа. Для проведения мероприятия задействуется несколько площадок. Участники перемещаются от одного этапа к другому, меняя роли организаторов и путешественников.

Ход мероприятия.

I этап "Исторический"

Проводится в кабинете истории.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекую страну. Эта страна отдалена от нас не бескрайними просторами, морями и океанами, а временем - сотнями и сотнями лет. Такое расстояние нельзя преодолеть обычным способом, его не пройдешь пешком и не пролетишь на самолете, в решении этой задачи нам поможет наука, вернее несколько наук.

Вопрос учителя: Какие науки помогают нам проникнуть в прошлое?

Ответ участников: История, археология, этнография.

Страна, куда вы отправляетесь, находилась много веков назад там, где сегодня живем мы с вами - на берегах Енисея. Вы познакомитесь с народом, населявшим нашу землю в далеком средневековье, узнаете много интересного о его истории, культуре, быте.

На каждом этапе вы получите фрагмент важного документа. Для того, чтобы узнать его содержание, нужно внимательно слушать и наблюдать за всем, что вам расскажут и покажут, правильно отвечать на вопросы и стараться выполнить задания, чтобы в итоге получить заслуженную награду.

Участники-организаторы из числа учащихся показывают презентацию с материалами Средневековья Южной Сибири (Приложение №1), представляют информацию по истории Кыргызского каганата, обращая особое внимание на преемственности истории раннего и позднего периодов средневековья - страны Кыргыз и Хонгорай ,с одной стороны, и современных хакасов с другой.

Учитель: Уважаемые путешественники, вы прослушали интересный рассказ о прошлом народов Енисейского края, чтобы получить часть документа, вам предстоит ответить на несколько вопросов:

Кто являлся предками кыргызов, где находилась территория из расселения?

(гяньгуни проживали на территории Джунгарии и Монголии)

Какой город был столицей Кыргызского каганата?

(Кемжикет)

Какое название получили каменные могильники кыргызов?

(Чаа-тас)

Под каким названием известно государство кыргызов в позднем средневековье?

(Хонгорай)

Как называлось традиционное жилище кыргызов?

(Юрта)

Учитель: Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы и заслуженно получаете первый фрагмент документа. Вас ждет вторая остановка нашего путешествия.

II этап "Традиционное жилище"

Проводится в кабинете технологии для девочек.

Учитель: Главная ячейка любого народа - это семья, сердце и душа каждой семьи - это домашний очаг. О месте, хранящем тепло домашнего очага, следующий рассказ.

Участники-организаторы из числа учащихся показывают презентацию с материалами о традиционном жилище степных народов, в том числе и кыргызов, юрте (Приложение №2).

Помимо презентации используется макет юрты, изготовленный учащимися под руководством учителя технологии (Приложение №3).

Учитель: Уважаемые путешественники, давайте проверим насколько вы были внимательны. Ответьте на несколько вопросов, и вы получите второй фрагмент документа.

Какой материал использовался для внешнего покрытия юрты?

(Войлок - материал, изготавливаемый из овечьей шерсти)

Что выступало в качестве источников освещения в юрте?

(Дымовое отверстие, жировые светильники и очаг)

В какую сторону света был традиционно направлен вход юрты ?

(На восток)

Какая стихия выступала в качестве основного оберега дома и семьи?

(Огонь)

Почему юрта была наиболее подходящим жилищем для кочевников?

(Небольшой вес, быстро собирается и разбирается)

Учитель: Ну что же, это испытание вы прошли не менее успешно, молодцы, получите второй отрывок итогового документа и направляйтесь к третьему этапу нашего путешествия.

III этап "Кухня и одежда енисейских кыргызов"

Проводится в кабинете технологии для девочек.

Учитель: Особенности приготовления и приема пищи, состав продуктов, технологии приготовления разнообразных блюд у разных народов могут рассказать о многом. О том, в каких природных условиях жили представители этого народа или живут сейчас, с какими народами и когда контактировали, куда и зачем путешествовали.

Национальный костюм любого народа – это его представления о красоте, а также утилитарная вещь, очень точно приспособленная к условиям жизни, и вместе с тем надежный оберег от всего дурного. Подробнее об этих важных элементах культуры населения Енисейского края вы узнаете из рассказа наших экспертов.

Участники-организаторы из числа учащихся показывают презентацию с материалами о

быте енисейских кыргызов (Приложение №4), связывая традиции средневековой культуры с традициями современного хакасского народа.

Учитель: Блюда хакасской кухни, подаваемые поварами в национальных костюмах, вы, уважаемые путешественники, можете увидеть и попробовать во время празднования традиционных хакасских праздников. Какие из них вы можете назвать прямо сейчас?

Участники : Чылпазы - праздник нового года в день весеннего солнцестояния, Урен Хурты - праздник земледельцев, Тун-Пайрам - праздник первого айрана.

Учитель: Очень хорошо, но для получения третьего фрагмента вам нужно ответить на вопросы наших экспертов.

Сколько блюд насчитывает традиционная хакасская кухня?

(около 400)

Мясо каких животных преобладает в блюдах традиционной хакасской кухни?

(баранина и конина)

Какую часть животного нельзя было есть мужчинам и почему?

(сердце, чтобы не стать трусом)

Почему предки хакасов не употребляли в пищу щуку?

(щука считалась пищей духов, ее использовали для жертвоприношений)

Какой элемент одежды считался главным украшением женщины?

(Пого)

Учитель: Вам по плечу любые трудности, получите третий фрагмент документа и следуйте по маршруту дальше.


IV этап "Вооружение кыргызов"

Проводится в кабинете технологии для мальчиков.

Учитель: Государство кыргызов постоянно подвергалось опустошительным набегам южных соседей и в VI—VIII веках нередко терпело сокрушительные поражения. Иногда оно даже теряло политическую самостоятельность. Но со временем военная удача всё чаще улыбалась кыргызам. Год от года набирая силу, каганат превратился в мощную державу, существенно влиявшую на судьбы народов Центральной Азии. Успехи народа Кыргыз на поле боя зависели не только от доблести воинов, но и во многом от оружия, пользоваться которым мальчики учились с малых лет. Наши эксперты подготовили рассказ и интересное задание, которое вам предстоит выполнить.

Участники-организаторы из числа учащихся показывают презентацию с материалами о

вооружении енисейских кыргызов (Приложение №5). После рассказа участникам предлагается выполнить задание спортивной направленности.

Учитель: Уважаемые путешественники, настал момент когда вам пригодится не сообразительность и внимание, а ловкость и сноровка. Наши мастера долго трудились и изготовили настоящий лук и стрелы, подобные тем, что использовали кыргызские воины (Приложение №6). Вам предстоит поразить пять мишеней, в последней из которых будет находится четвертый отрывок нашего документа.

В качестве мишеней используются воздушные шары, закрепленные на специальных подставках. При проведении данного этапа учитель следит за соблюдением правил безопасности.

Учитель: Твердая рука и зоркий глаз помогли вам справиться с этим непростым заданием.

Теперь у вас на руках все составные части итогового документа, и нам осталось подвести итоги нашего путешествия.

V этап. Подведение итогов

Проводится в кабинете истории.

Учитель: Уважаемые путешественники, вы проделали сложный путь, узнали много нового и интересного. Страна Хонгорай открыла для вас свои тайны. Вы познакомились с историей народа, когда-то населявшего землю, на которой живем мы с вами. Секреты кыргызского жилища и быта, оружия и славных военных побед, одежды и приготовления пищи теперь и ваше достояние, им можно поделится с родными и друзьями, я уверен, что им также будет очень интересно.

Вопрос учителя: А что, по вашему мнению, было наиболее запоминающимся?

Участники мероприятия предлагают свои варианты ответа.

Учитель: А теперь давайте соберем вместе фрагменты документа, полученные вами в ходе выполнения заданий. Что же у нас получилось?

Учитель складывает фрагменты и зачитывает отрывок из стихотворения М. Кильчичакова "Моя Хакасия"

Хакасия, край мой! Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей.


Учитель: Ребята, Вы поняли, почему мы говорим о Хакасии в завершении нашего путешествия?

Правильно, потому что средневековый народ не исчез из истории без следа, культура хакасского народа является продолжением культуры енисейских кыргызов, невидимой нитью связывая нас с временами существования Кыргызского каганата и государства Хонгорай.

Вы все большие молодцы! Пусть о сегодняшнем путешествии вам напоминают подвески с изображением солярного знака - символа солнца, изображенного на флаге и гербе нашей республики. (Приложение №7)

Литература.

1. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: ХКИ,1996.

2. Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов. Абакан, 1998г.

3. Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан, 2000.

4. Соловьев А. И. Оружие и доспехи: Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2003

5. http://www.istmira.com/istdr/drevnyaya-istoriya-sibiri

6. http://www.khakasia.com/forum/index.php ?threads


7. http://hakasiya19.ru /

6


Опубликовано


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 31.05.21 в 11:44 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, но работа была бы полной с прикрепленными приложениями о которых идет речь в конспекте..
Сорокина Светлана Валерьевна, 01.06.21 в 13:48 0Ответить Пожаловаться
Согласна! Методическая ценность материала повысилась бы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.