Занятие «Страна восходящего солнца. Сакура в цвету» (Для детей 7-14 лет)
Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«Дом творчества»
Р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области
-
- Разработка учебного занятия
-
- «Страна восходящего солнца. Сакура в цвету»
Подготовили:
Михеева Ольга Александровна,
Романова Галина Вячеславовна,
педагоги дополнительного образования
р.п. Духовницкое
2018 г
Пояснительная записка
Занятие предназначено для детей 7-14 лет, занимающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественно - эстетической направленности объединения «Бисерные фантазии».
Дети в объединении разновозрастные и с разным уровнем подготовки. Занимаются по программе первый год. Они достаточно хорошо владеют навыками бисероплетения, хорошо понимают инструкции к заданию, активны на занятии, любят отвечать на вопросы и задавать их.
Знакомство с японской пейзажной живописью мы с детьми объединения «Юный художник» начали ещё в прошлом году. Нас поразила красота садов, гор, и конечно же символ природы вишня сакура. Рассматривая репродукции японские художников Михаила Сагуна, Вячеслава Хабирова нам с детьми тоже захотелось погрузиться в мир Японии, изображая вишню-сакуру. Средствами музыки, поэзии и изобразительной деятельности у детей создавалось радостное настроение, развивался эстетический вкус, индивидуальные творческие способности, зрительное восприятие и память, мелкая и общая моторика кистей рук, воспитывалась любовь к природе, доброжелательное отношение к сверстникам.
Данное занятие реализует идеи толерантности. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами; проблемами беженцев.
Как отмечал отечественный философ Ю.А.Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не только атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая - уничтожение человеческого общества в человеке».
Каждый народ, живущий на нашей земле, имеет свою национальную, фольклорную и профессиональную культуру. И долг педагога воспитать в детях не исключительное и изолированное отношение к собственной культуре, а показать связь своей культуры с культурой иных народов. «Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1985году.
Тема занятия «Праздник цветения сакуры» приурочена именно к сегодняшним событиям в мире, когда рушатся вековые связи между народами, некогда жившими в дружелюбии и согласии.
Конспект занятия
Тема занятия: «Страна восходящего солнца. Сакура в Цвету.»
Цели:
Образовательные:
познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветения сакуры в Японии; учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;
формировать умение выразительного использования в коллективной работе: фактуры материалов, цвета композиции, умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль.
Развивающие:
развивать эстетический вкус учащихся;
развивать художественное видение окружающего мира.
Развивать умение работать в различных техниках и при помощи разных материалов.
Развивать двигательную активность и мелкую моторику рук; творческое воображение, художественный вкус, фантазию;
Воспитательные:
воспитывать чувство толерантности к чужой культуре;
Воспитывать интерес и любовь к мировой художественной культуре; подарить радость творчества.
формировать эмоционально-ценностное отношение к природе;
формировать умение работать в группах.
Задачи:
Образовательная: продолжить формирование навыков рисования и плетения по предложенной теме, знаний технических приемов владения карандашом и кистью, бисером и пайетками; познакомить с техникой выполнения цветка сакуры.
Развивающая: способствовать развитию воображения, навыков
последовательного ведения работы, познавательного интереса,
творческого поиска.
Воспитательная: воспитывать в детях толерантность, умение
работать в группах, воспитывать такие личностные качества, как
любознательность, отзывчивость, доброта, содействовать совершенствованию у детей эстетического восприятия.
Методы:
словесные: беседа, объяснение
наглядные: демонстрация, иллюстрация
практические: практическая работа.
метод диалогичности
метод сравнений
метод коллективных и групповых работ
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированные технологии (индивидуальный подход): основной способ взаимодействия с детьми - диалог, равноправное речевое общение; учет индивидуальных особенностей и способностей детей; главная методическая особенность - учет субъективной позиции личности; оценивая результаты детей - похвалить за успех и инициативу, участие в выставке и т.д., отметить любые позитивные шаги и достижения.
Технология творческой деятельности: в основе способность детей к самостоятельной творческой деятельности и живой интерес к ней, их желание все сделать самим; создание ситуаций активного участия детей в творческой изобразительной деятельности с выходом на конкретный продукт – коллективное панно, что в итоге способствует общему развитию воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии: доброжелательная и комфортная психологическая атмосфера на занятии; смена видов деятельности с целью поддержки работоспособности детей; использование приемов психологической разгрузки, музыкальное сопровождение; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
• Информационно-коммуникативные - на занятии используется музыкальное сопровождение, демонстрация наглядного материала при помощи компьютера, экрана и проектора; педагогом компьютер используется как средство подготовки наглядных пособий и раздаточного материала к занятию.
Оборудование: аудиозапись песни о цветущей сакуре в обработке Д.Б. Кабалевского, медиапрезентация по теме занятия, лист большого формата, на котором изображена ветка сакуры без цветов, краски, кисточки, палитры, проволока, пайетки, бисер, флористическая лента.
Ход учебного занятия
1. Организационный момент
Педагог проверяет готовность обучающихся к занятию, наличие необходимых материалов и оборудования.
Педагог 1: Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Мы очень рады видеть вас. И думаем, что это занятие будет очень интересным и занимательным.
Сегодня у нас необычное занятие, а бинарное.Бинарное - это двойное занятие, то есть занятие, которое объединяет два вида деятельности. Работать мы сегодня будем в содружестве: объединение «Бисерные фантазии», руководитель Романова Галина Вячеславовна и объединение «Юный художник», руководитель Михеева Ольга Александровна.
Педагог:
Педагог: На прошлом занятии мы с вами познакомились с географическим положением и климатом Японии, которые во многом определяют форму построек, пейзаж, национальный костюм.
2. Вводная беседа, введение в тему занятия
Педагог проводит беседу.
Педагог:- Сегодня на занятии мы с вами продолжим знакомиться с искусством Японии. Давайте вспомним:
какая архитектура в Японии? Необычность японской архитектуры характеризуется строениями с тяжеловесными крышами и достаточно лёгкими стенами.
какую форму имеют дома, что они нам напоминают? (ель или корабль с парусами) (слайд 2)
как называют национальный дом? (пагода)
из какого строительного материала строили дома в Японии? (дерево, в Японии произрастает большое количество деревьев)
что окружает жилые дома? (дома утопают в зелени, в садах, хорошо вписываются в пейзаж) (слайд 3)
какие сады называют «сухими садами»? Из чего они составлены, как их еще называют? (сад камней. Они состоят из гальки и камней.). (Слайд 4 )
- Япония для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран. Природа поселила нас по соседству. А кому не известна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но, чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. Поэтому сегодня мы постараемся ближе познакомиться с этой страной.
3. Знакомство с Японией.
Педагог :-Ребята, существуют определенные признаки, по которым, мы можем узнать страну -это государственные символы: флаг, герб, гимн.
- Ребята, назовите символы нашей страны: (Слайд 5)
Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих полос: -верхней –белого; -средней – синего; -нижней – красного. Белый цвет – означает мир, чистоту, непорочность, совершенство, говорит о миролюбии нашей страны. Синий – цвет веры и верности, постоянства. Красный цвет – символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Государственный герб РФ Государственный герб РФ представляет собой красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентой. В правой лапе орла скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – всадник, поражающий копьем дракона. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Государственный гимн РФ Государственный гимн – это торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства. Музыку гимна РФ написал композитор А.В. Александров, а слова – поэт С.В.Михалков. А.В.Александров С.В. Михалков
- Ребята, а какие неофициальные символы России вы знаете? (Ответы детей: матрешка, самовар, балалайка, валенки, лапти…) (Слайд 6)
Матрешки – неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души.
Медведь – символ России. Это знают практически во всем мире. Медведь – это олицетворение характера России, символ силы и мужества!
Тройка – символ русского народа и его культуры с ее бузудержной удалью.
Балалайка – музыкальный символ русского народа.
Самовар – символ русского гостеприимства.
Валенки и лапти – исконно русская обувь.
А какое дерево считается символом России? (ответы учащихся)
Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.(Слайд 7)
Педагог: Давайте познакомимся с символами Японии.
Государственные символы Японии.
Флаг Японии-круг красного цвета в центре белого флага, символизирует восходящее солнце.
Герб Японии –желтая хризантема состоящая из 16 лепестков, которая также символизирует солнце. (слайд 8)
- Ребята, а какие слова или предметы у вас ассоциируются с Японией? (Ответы обучающихся: кимоно, ролы, оригами, иероглифы…) (Слайд 9)
Кимоно – традиционная одежда в Японии
Суши, ролы – это блюда традиционной японской кухни.
Бонсай - искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре.
Икебана - японское искусство оформления цветочной композиции.
Оригами - искусство складывания фигурок из бумаги.
Но есть и другие символы у Японии:
- Гора Фудзияма (Фудзи). (слайд 10) Фудзи считается не только местом, которое ежегодно посещают сотни тысяч туристов, но и священным местом для буддистов и людей, исповедующих синтоизм. Высота самой большой горы во всей Стране восходящего солнца, которая является еще и действующим вулканом, составляет почти 3 800 метров.
- Символом Японии являются так же тануки – местные енотовидные собаки. (Слайд 11). Это животное считается мистическим и наделяется сверхспособностями. О нем сложено множество легенд. Японцы уверены, что она приносит финансовую удачу, уверенность в себе, защищает от неприятностей, помогает принять правильное решение, способствует воспитанию добродетели.
Педагог :Японцы прозвали свою страну Ямато, что переводится как “путь гор”. Мы с вами мысленно отправимся в эту далекую страну и попытаемся сравнить ее природу, культуру с природой и культурой нашей родины. Ведь у каждого народа есть свое искусство, свои традиции.
Педагог 2. Ребята, посмотрите на слайды, видите разницу в изображениях пейзажа нашей Родины и Японии? (слайд 12)
Когда мы говорим пейзаж, мы представляем картину, на которой, художник изображает красоту полей, лесов, красоту родной природы в разных состояниях и в разные времена года.
А теперь давайте посмотрим на природу, изображённую японским художником.
В Японии климат очень влажный и часто бывают туманы, поэтому свой пейзаж японцы изображают так: подробно рисуют детали первого плана, а все что находится позади расплывчато.
Японские произведения часто поражают своей тонкостью и глубиной. Они выражают грандиозность и величие природы. При этом пейзаж не передает черты определенной местности, но представляет обобщающий типичный образ японской природы. Человек не доминирует над природой, он – ее часть. Художники часто работают одной кистью, используют нежные оттенки.
Педагог : Своим национальным символом японцы избрали цветок сакуры – вишни. (слайд 13) Горная вишня – сакура! (Видеозарисовка про сакуру)
Она стала любимым цветком японцев – символом мимолетной красоты. Существует примерно 400 сортов и около 16 видов этого дерева. Деревья бывают разных размеров и форм.
Жизнь быстротечна, и, значит, надо дорожить каждым ее мгновением. По японским понятиям пора пробуждения жизни и природы начинается со вспышки цветения сакуры. Розовые соцветия сакуры волнуют и восхищают японцев не только своей красотой и множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят от легчайшего дуновения ветра. Они предпочитают опасть совсем свежими. Стоп кадр.
(Слайд 14) Существует легенда: В одной японской деревне жил со своей семьей старик Сакура. Семья его работала с восхода до заката солнца, не покладая рук, на рисовом поле. Выращивать рис было нелегко. Целыми днями им приходилось работать по колено в холодной воде: сажать рис, прореживать, пропалывать сорняки. Но князю Хотта казалось, что Сакура со своими детьми работает плохо. Хотта часто избивал своих работников. Однажды Сакура пожаловался правителю края Сегуну на жестокое обращение князя. Не поверил Сегуна старику, и тогда привел Сакура своих детей и показал их спины, сплошь покрытые рубцами от побоев княжьих слуг. Пришлось Сегуну наказать Хотта. Разъяренный Хотта решил отомстить старику Сакуре. Он со слугами, тайком схватил Сакуру с детьми, привязал их к цветущей вишне и запорол до смерти.
С тех пор вишни в Японии стали называть Сакурой, а цветы у вишни белые, превратились в розовые, их окропила кровь безвинных детей.
Педагог: Весной в Японии проходит Ханами - праздничный фестиваль любования цветением сакуры. В дни цветения сакуры парки, скверы, аллеи и храмы посещают огромное число людей, которые отдыхают и часами любуются прелестью этой красоты. На ветвях сакуры распускаются розовые, белые и кремовые лепестки.
Я надеюсь, что в конце занятия, и мы сможем устроить свой маленький фестиваль любования вашей совместной работой.
4. Практическая работа
Педагог: Вы сегодня будете работать в группах. Каждая группа будет создавать свою сакуру, свой образ этого цветущего дерева.
Педагог 1 и 2: Не забываем о правилах работы в группе.
Работайте дружно по плану.
Говорите спокойно и ясно.
Уважайте мнение других.
Распределяйте обязанности между собой .
Договаривайтесь, помогайте друг другу.
Работать должен каждый на общий результат.
Педагог 1 и 2:Ребята не забываем о технике безопасности и правилах гигиены.
Правила техники безопасности
1. Будьте осторожными и внимательными.
2. Передавайте колюще-режущие предметы тупым концом вперед, нельзя ими баловаться и размахивать.
3. Работай с проволокой аккуратно, чтобы не навредить ни себе, ни рядом находящимся ребятам.
Педагог 1 и 2: Правила личной гигиены.
1. Следите за чистотой рук, вытирайте их влажной салфеткой.
-Вы должны проявить творческую фантазию, вымысел и умение работать. Я верю, что у вас получится замечательная сакура.
Во время практической работы учащихся звучит японская музыка.
Педагог 1: Ребята, на мольберте вы видите лист большого формата, на котором изображена Пагода в окружении веток без цветов.
Педагог 2: Задача ребят из объединения «Юный художник» нарисовать на ветках цветы сакуры.
Педагог 1: Задача ребят из объединения «Бисерные фантазии» изготовить из проволоки, пайеток и бисера цветы сакуры и расположить их на панно.
( через 10 минут практической работы)
- Ребята, давайте прервемся на минуту и сделаем Интерактивную физминутку для глаз «Цветы». (Слайд 15)
(Слайд 16)
После завершения работы, дети помещают панно на мольберт.
Получаем панно цветущей сакуры.
• Ребята, а теперь посмотрите, что у нас получилось. Да, панно
получилось великолепным! Невольно вспоминаешь строчки:
Над густой поляной хмурой, Озаряя пустыри,
Золотистая сакура
Ярким факелом горит!
5. Итог занятия. Рефлексия
- Сегодня мы завершили знакомство с культурой Японии. Что вам
больше всего запомнилось и понравилось в этой культуре?
Помогло ли вам это знакомство лучше узнать японский народ?
Что общего между Японией и Россией?
После каждого занятия мы делали выставку ваших работ, каждого
отдельно, а сегодня мы сделали общую, коллективную работу,
великолепное панно. Понравилось ли вам работать вместе?
- Мы, люди, живущие на земле, имеем разные культуры, цвет кожи,
традиции, вероисповедания. Жить в мире всем людям помогает
толерантность, терпимое и дружелюбное отношение друг к другу. А вы
толерантны?
Какое у вас настроение ребята?
Большое вам спасибо за работу. Пусть это настроение останется с вами
надолго.
– Два разных государства – Япония и Россия. Казалось, ничего не может связывать их вместе. У нас разные языки, одежда, архитектура, религия – ничего общего! Но нет. Оказывается, маленькая ветка цветущего дерева может объединить людей. Как и японцы, мы радуемся приходу весны, мы радуемся цветению цветов и деревьев. Мы внутри такие же, как они, как все люди на планете. Природа делает чудеса. Она нас учит добру и справедливости, любви и уважению, учит нас жить в согласии друг с другом.
Ныне Япония – одна из ведущих промышленно-развитых стран мира. Этот невероятный успех объясняется во многом трудолюбием и упорством народа, его прилежанием, надежностью, терпением, настойчивостью, никогда неослабевающей энергией, а так же тем, что былые традиции – пусть и в измененном виде – продолжают почитаться всеми японцами.
Япония расположена на островах Тихого океана. Японские острова находятся в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. В Японии все горы священные. Особенно священна гора Фудзи – самая высокая в Японии. Обычно восходители поднимаются на нее ночью, чтобы встретить там восход солнца. Гора Фудзи – вулкан! Около 300 лет здесь не было извержений, но зато последнее извержение было таким сильным, что даже далекий от горы город, столица Японии - Токио был, как снегом, засыпан слоем пепла.
Жители острова привыкли быть настороже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий. Несмотря на природные стихии, постоянно угрожающие благополучию людей, японская культура отражает стремление к гармонии с окружающим миром, умение видеть красоту природы в большом и малом.
Для любого народа, пожалуй, самым важным является жилище, дом, постройка. Люди не могут жить вне коллектива, им нужны такие постройки, где они могли бы собираться все вместе. Такими сооружениями издавна были храмы.В России храмы похожи на богатырей. А вот здание японского храма больше похоже на изящную легкую башню, дерево. Это особенное явление, совсем непохожее ни на наши храмы, ни на европейские.
Свою собственную кровлю имеет каждый этаж. И у этих крыш есть особенность – поднятые кверху концы. К концам кровли иногда привешивают колокольчики, ими играет ветер, и они звенят. Японские архитекторы возводят свои постройки так, чтобы они сливались с окружающей средой, были открыты ей.
Еще в древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни. В школе есть даже такой особый предмет – искусство любования. Там учат: … всмотреться в некрасивое – и увидеть красивое; всматриваться в малое – и видеть великое
Литература
Неменский Б.М. и др. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». - М.: Педагогический университет
«Первое сентября». 2010.
Неменский Б.М. Познание искусством.- М.: Издательство УРАО, 2000.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 классы».- М.: Просвещение, 2006.