12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чепелева Ирина Анатольевна60
0

Стратегия и векторы развития школьного урока согласно положениям программы воспитания

Чепелева Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

высшей категории

Стратегия и векторы развития школьного урока согласно положениям программы воспитания

Тема моего выступления: «Стратегия и векторы развития школьного урока согласно положениям программы воспитания»

Хочу обратить ваше внимание на приказ Министерства просвещения от 31 мая 2021 года, а именно на основные направления воспитательной работы.

В соответствии с приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе по следующим направлениям воспитательной деятельности:

1) гражданско-патриотического воспитания;

2) духовно-нравственного воспитания;

3)эстетического воспитания;

4)физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия;

5) трудового воспитания;

6) экологического воспитания;

7) ценности научного познания.

Вся воспитательная работа должна основываться на данных направлениях.

Я хочу сделать акцент на Программе воспитания, а именно на модуле «Школьный урок». Программа воспитания с 1 сентября 2021 года отражена в рабочих программах по каждому предмету.

Сразу хочу отметить, что это не просто отдельный модуль, он взаимосвязан с другими модулями такими, как «Ключевые общешкольные дела», «Классное руководство», «Внеурочная деятельность».

В школьной жизни центральное место занимает урок. Урок с его мощным,

безусловно, и образовательным, и развивающим, и воспитательным

потенциалом является главным средством формирования личности, системы

ценностей, поведения каждого ученика. Нельзя «не хотеть заниматься

воспитанием» на уроке, так как урок уже располагается в пространстве воспитания.

Что нужно сделать для того, чтобы наши обычные школьные уроки стали воспитывающими уроками? Какие усилия нужно предпринять учителю, чтобы проводимые им занятия влияли не только на когнитивное, но и на личностное развитие ребенка, на достижение тех целей, которые сформулированы в программе воспитания?

Воспитывающими наши уроки становятся тогда:

1) когда они интересны школьникам, и те с удовольствием включаются в организуемую учителем деятельность;

2)когда они побуждают школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах;

3)когда время от времени на них используются игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы.

Что этот интерес дает воспитанию? Ответ прост: если ребенок увлечен учебным предметом, если он с удовольствием приходит на уроки, если он включается в организуемую учителем деятельность, то и сам учитель, проводящий такие уроки, становится для этого ребенка значимым взрослым. А такому учителю будет легче влиять на своих воспитанников. К такому учителю дети будут больше прислушиваться. Его требования и просьбы будут восприниматься детьми позитивнее. Ему проще будет побуждать школьников соблюдать нормы поведения и правила учебной дисциплины. Ему проще будет реализовать воспитательные возможности своего учебного предмета. Именно такой учитель сможет предъявлять детям свое поведение, свое отношение к окружающей действительности, свои жизненные принципы в качестве образцов для подражания. Интересный учитель и интересный урок далеко не всегда могут превратить обычный урок в урок воспитывающий. Интерес – это, безусловно, важное условие, но оно не единственное.

Рассмотрим, через какие составляющие

можно реализовать воспитательный потенциал урока.

1. Воспитательное воздействие через содержание урока.

Воспитывающий урок – это еще и урок с воспитывающим содержанием, таким, которое побуждало бы школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.

Добиться этого можно, например, предъявляя детям на уроке ту или иную воспитывающую информацию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о перипетиях судьбы литературных и исторических персонажей.

Можно акцентировать внимание учащихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке. Это может быть информация, затрагивающая социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей. То есть все то, что нужно растущему человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешного вхождения в общество.

2. Использование специальных форм и методов обучения (урок лекция, урок путешествие, урок экскурсия, урок – игра и др.)

3. Использование специально возникающих и специальное создание воспитывающих ситуаций успеха, авансирование доверием, свободного выбора, творчества и др.

4. Воздействие личным примером учителя.

Также не стоит забывать и о средствах обучения имеющихся конкретно каждой школе. Например, кабинет ПДД, парки, участки, экологические тропы и т.д.

Для того, чтобы сделать свои уроки воспитывающими, возможно использование следующих приёмов:

1. Находить время, повод и темы для неформального общения со своими учениками.

2. Стараться использовать на уроке знакомые детям, а потому более действенные примеры, образы, метафоры – из близких им книг, фильмов, мультфильмов, компьютерных игр.

3. Реализовывать на своих уроках мотивирующий потенциал юмора.

4. Чаще обращаться во время урока к личному опыту своих учеников.

5. Время от времени стараться акцентировать внимание на индивидуальных особенностях, интересах, увлечениях, привычках того или иного ученика. Другими словами, необходимо вести урок не для массы учеников, а для как можно большего количества индивидуальностей, сидящих в данный момент за партами.

6. Проявлять особое внимание к ученикам, нуждающимся в таком внимании.

7. Заводить в классе маленькие, привлекательные для детей традиции.

8. Не бояться просить прощения у своих учеников – за свои ошибки.

Исходя из выше сказанного, хочется отметить, что реализация школьными педагогами начального звена нашей школы воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Следует обратить внимание, что при организации системы воспитательной работы необходимо уделить особое внимание эффективности воспитательного воздействия, его конечному результату.



.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.