Выступление на педагогической конференции 2018 года «Воспитание личности ребенка как вектор развития современного дошкольного образования»
Выступление на педагогической конференции 2018 года
«Воспитание личности ребенка как вектор развития современного дошкольного образования»
СЛАЙД №1 «Воспитание личности ребенка как вектор развития современного дошкольного образования»
Добрый день, уважаемые коллеги и гости конференции!
Прежде чем говорить о воспитании личности ребенка как векторе развития современного дошкольного образования, мне бы хотелось привести СЛАЙД №2 слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание». И хотя это утверждение нельзя назвать бесспорным, в современных условиях растущей безнравственности в широком смысле этого слова воспитание личности ребенка выходит на первый план.
Педагоги нашего дошкольного учреждения четко осмыслили психолого-педагогическую аксиому, которую дал нам Федеральный государственный стандарт: дети в детском саду находятся не для подготовки к школе, а для полноценного развития их личности.
СЛАЙД №3 Воспитание ребенка, который будет уверенно чувствовать себя в завтрашнем дне, строится на трех основных китах: воспитание интеллектуально развитой личности, духовно и нравственно богатой личности и, наконец, социально адаптированной.
СЛАЙД №4, №5, №6, №7, №8 Воспитать интеллектуально богатую личности в дошкольном воспитании не значит дать маленькому человеку определенную сумму знаний, хотя это тоже важная задача. Введение стандарта предоставило современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора сегодня становятся личностные качества ребёнка. Сегодня мы решаем образовательные задачи в непринужденной обстановке каких-либо совместных дел, общения, игры, даем ребенку возможность самому найти ответ с помощью исследований, опытов, экспериментов. Воспитать в ребенке способность нестандартно мыслить, творчески подойти к решению самой сложной интеллектуальной задачи и есть на сегодняшний момент приоритет интеллектуального развития дошкольников. А это невозможно сделать без активного использования инновационных образовательных технологий.
СЛАЙД №9 К примеру, хорошие результаты дают ТРИЗ-технологии, которые позволяют развить в ребенке системный подход в познании. Например, ТРИЗ –метод – «метод мозгового штурма», в процессе которого перед ставиться изобретательская задача или какая-либо проблемная ситуация. Воспитанники, в свою очередь, стараются найти различные способы её решения при помощи перебора ресурсов. Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции «что такое хорошо, что такое плохо». Наиболее эффективные и интересные пополняют педагогическую копилку наших воспитателей.
СЛАЙД №10 Так, удачной находкой стала игровая технологий «Лэпбук» – изготовление самодельной книжки или папочки, которая внутри содержит множество кармашков, книжек-раскладушек, конвертиков, окошек, дверок и других деталей. Все материалы книги соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Его можно применять везде: и как изучение основного материла, когда мы по кусочкам собираем информацию, и для обобщения, не только в совместной работе, но и в самостоятельной деятельности детей.
СЛАЙД №11 Так, например, такую сложную задачу, как воспитание в ребенке умения синтезировать и систематизировать большую по объему информацию, педагоги детского сада с успехом решили при помощи лэпбука на тему «Весна».
Духовно-нравственное воспитание личности – еще один важный аспект дошкольного образования. Для маленького человека это, прежде всего, традиционные нравственные ценности: любовь к семье, малой родине, своей стране. Воспитать у ребенка доброту, терпимость, умение распознать свои чувства и принять чувства других невозможно без участия родителей. Научить их приемам воспитания, помочь им понять своего ребенка, найти выход из сложной ситуации - наши задачи, и их с успехом решает организованный в нашем детском саду клуб для родителей «Семейный очаг». СЛАЙД №12, №13, №14, №15 На заседаниях клуба мы используем разнообразные методы взаимодействия: групповые дискуссии, игры, различные тренинги, круглые столы, акции, совместные праздники, смотры - конкурсы, тематические выставки и многое другое. СЛАЙД №16 И, конечно, педагоги нашего детского сада используют интерактивные формы и методы взаимодействия с родителями в работе Совета отцов и Совета бабушек. СЛАЙД №17, №18 В доверительной, теплой атмосфере проходят ставшие традиционными различные мероприятия «День пожилого человека», День Дружбы, тренинги «Воспитываем в ребенке доброту» и многие другие.
СЛАЙД №19 Хорошие результаты гражданско-патриотического воспитания, основы которого закладываются в дошкольном детстве, дают мини-центры «Малая Родина», которые созданы в каждой группе. В них собрана информация о городе, достопримечательностях, интересных моментах из его истории, знаменитых жителях, оформлены фотоальбомы. СЛАЙД №20, №21 Дети с удовольствием путешествуют по Нижнеломовскому району, знают его знаменитых земляков, совместно с родителями участвуют в тематических днях СЛАЙД №22, №23 (День Защитника Отечества, День Победы, День государственного флага).
Еще один важный аспект воспитания гармоничной личности в детском саду – это социальное воспитание. СЛАЙД №24, №25 Успешная социализация ребенка, умение играть определенную социальную роль, менять ее в зависимости от изменяющихся обстоятельств – вот основные задачи этого направления в дошкольном образовании.
Наш детский сад содействует профессиональному воспитанию, продолжая хорошие традиции регионального проекта «Промтур»: СЛАЙД №26 это и регулярные встречи с людьми разных профессий, СЛАЙД №27, №28, №29 это и экскурсии, и различные творческие мероприятия. СЛАЙД №30, №31, №32 В образовательном учреждении работает проект «МИР профессий», в который вошли занятия, виртуальные экскурсии (в виде видеороликов) с участием родителей.
СЛАЙД №33 Совместная деятельность с воспитателем позволяют ребенку в игровой форме примерить ту или иную социальную роль: сына или дочери, воспитанника, пожарного, учит его моделям поведения. С этой целью в каждой группе созданы мини-центры сюжетно-ролевых игр, позволяющие создать социально формирующую среду.
СЛАЙД №34, №35, №36, №37 В заключение хочу задать риторический вопрос: «Для чего рождаются сегодняшние дети?». Наверное, чтобы возродить в духовно-нравственном, экологическом плане наше общество, возродить страну. А это невозможно без людей-творцов, людей-созидателей, личностей в высоком смысле этого слова. И наша задача как педагогов – помочь им стать такими, используя не только лучшие традиции, но и инновации. СЛАЙД №38