Структура комплексного занятия с детьми раннего возраста в детско-родительских группах на примере разработки для детей 2-3 лет на тему: «Осень пришла»

1
0
Материал опубликован 27 April 2023

Структура комплексного занятия

с детьми раннего возраста в детско-родительских группах

на примере разработки для детей 2-3 лет

на тему: «Осень пришла».


Пояснительная записка.

Ранний возраст – очень важный и богатый открытиями этап в жизни человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

Родители – самые первые и самые лучшие воспитатели ребенка. Общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребенка.

В настоящее время ускоренный, напряженный ритм жизни, стремление построить карьеру, загруженность родителей приводят к тому, что эмоциональные контакты с детьми сводятся к минимуму. Вместе с тем, положительной тенденцией в современном обществе стала возможность для родителей воспользоваться отпуском по уходу за ребенком до 3 лет и посвятить это время домашнему воспитанию своего малыша. Однако, многие родители считают, что их собственного опыта в воспитании детей недостаточно для планомерного и гармоничного развития ребенка. Поэтому они ищут наиболее приемлемые и удобные формы организации обучения и развития ребенка раннего возраста.

Одна из таких форм – занятия в детско-родительских группах. Каждая встреча подобной группы обычно состоит из нескольких коротких коллективных занятий, которые продолжаются не более 15 минут и включают игры, песенки различных типов, рисование, лепку и другие виды деятельности. Отдельные фрагменты занятия регулярно повторяются. В работе принимают участие мамы и, глядя на них, - дети.



















Примерная структура занятия в детско-родительской группе.


1. Начальный «круг»:

А) приветствие – это (как и прощание) ритуальная часть встречи, остающаяся неизменной на протяжении всего цикла занятий.

Б) пальчиковые игры;

В) дидактические игры.

2. Музыкально-ритмическая часть:

- тематические песенки с танцевальными движениями;

- музыкальные игры с использованием инструментов;

- коммуникативные игры;

- телесно-ориентированные игры;

- игры с подражанием;

- упражнения на развитие общей моторики детей.

3. Творческая мастерская:

- рисование;

- лепка;

- аппликация.

4. Театрализация (сказка).

5. Прощальный «круг».


Далее представлена разработка одного из комплексных занятий для детей 2-3-летнего возраста.

В основу положена психолого-педагогическая программа Е.В.Ларечиной «Растем вместе», направленная на формирование позитивных эмоциональных отношений между родителями и ребенком. 

Программа состоит из трех основных блоков«Осень»«Зима»«Весна». Каждый блок включает в себя 24 занятия, которые проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятия – 1 час. Число детей в группе – не более 6 человек.







Комплексное занятие на тему: «Осень пришла».


Задачи:

1) знакомство с детьми и родителями, помощь в адаптации к новым условиям и ритму занятия;

2) развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);

3) развитие зрительного и слухового внимания;

4) формирование умения соблюдать правила коллективной игры.

I. Начальный «круг».

1. Хоровод (начинает каждое занятие песенка «В круг» - сборник Е. Железновой «Топ-топ»); далее зажигаем свечу со словами:

Фонарик свой огонь зажег,

И собрались мы все в кружок.

Друг другу руки дать спешим

И поздороваться хотим.

- Здравствуй… (с каждым ребенком здороваемся, называя его по имени

и пожимая руку)… Здравствуйте! – всем говорим!

2. Читаем рифмовкусовершая ритмические движения:

Раз, два, три, четыре, пять–

Это каждый должен знать. (Шаги на месте.)

Лето, осень и зима,

А потом придет весна. (Хлопки в ладоши.)

Мы теперь друг друга спросим:

Что настало нынче? (Разводим руки в стороны и смотрим друг на друга.)

- Осень!

3. Рассказ об осени.

Показываем детям картинки об осени и помогаем составить коллективный рассказ об этом времени года (на первом занятии педагог может рассказать об осени сам, а на повторном занятии привлечь и детей).

Педагог демонстрирует картинку и начинает фразу, а дети заканчивают.

Педагог

Дети

- Наступила…

осень

- Осенью редко светит…

солнце

- Осенью часто идет…

дождь

- Осенью дует…

ветер

- Осенью листья на деревьях…

желтеют и опадают

- Это время называется листопад.



4. Игра «Осенний домик».

Цель: формирование умения сопоставлять предметы, выделять основные признаки; развитие внимания, памяти; закрепление понятий «разные»«одинаковые».

Материалы: изображение домика, который поделен на одинаковые квадраты – «комнаты», в каждом квадрате изображен осенний лист; осенние листочки, разной формы и окраски, вырезанные из бумаги.

Игра по принципу «найди пару». В каждой комнате домика живут листочки, которые осень раскрасила в свои любимые цвета. Объясняем, что в домике живут листочки-мамы, которые потеряли своих деток (детки – это отдельные листочки). Нужно помочь каждому малышу найти свою маму.

На последующих занятиях можно усложнить игру. Отдельный листочек показываем ребенку, а затем прячем. Малышу нужно по памяти найти в домике пару к показанному листочку.

5. Грибочки на полянке.

Цель: закрепление в активном словаре ребенка понятий «большой»«средний»«маленький»; формирование представлений об основных цветах.

Материалы: деревянные грибочки трех размеров и пяти цветов, платформа зеленого цвета («полянка»).

Педагог раздает детям большие грибочки и просит найти на «полянке» грибочки такого же цвета, а потом выстроить их по величине («по росту») и назвать. Родители помогают детям выстраивать грибочки.

II. Музыкально-ритмическая часть.

*Упражнения повторяются в течение 3-4 занятий, затем постепенно вводятся новые игры).

1. Игра с листочками («Листочки» - сборник Е.Железновой «Забавные уроки»).

Под музыку начинается листопад, педагог подбрасывает листочки, дети ловят, бросают, сдувают листики с ладошки). В конце игры можно предложить детям разложить листочки по цветам (красные, желтые, зеленые).

2. Веселая гимнастика «Осенние листики» (музыкальное сопровождение – по выбору педагога). Для игры используем листики из предыдущего упражнения.

Мы – осенние листочки. (Повороты головы влево-вправо.)

Мы на веточках сидели. (Присесть.)

Дунул ветер – мы цепочкой (Взмах руками и медленно встать.)

Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате.)

Полетели, полетели

И на землю тихо сели. (Присесть.)

Ветер снова набежал (Взмах руками, встать на носочки, руки тянем вверх.)

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил (Покружиться.)

И на землю опустил. (Присесть.)

3. Инсценировка песенки «Дождик» (диск Е. Железновой «Веселые уроки»).

Осень – время дождей и туч. А сколько луж остается после дождя! (На полу раскладываются листы бумаги – «лужи».) Движения – по тексту песенки:


«Дождик-дождик, понемножку, капай-капай на ладошку»

 (пальчики стучат по ладошке как капельки дождя).

«Через лужи я скачу» -

(перешагиваем или перепрыгиваем «лужи»).

«А теперь свои сапожки надеваем мы на ножки» -

(выполняем движения, как будто надеваем сапожки, ходим по «лужам»).


4. Игра с музыкальными инструментами (песенка «Дождик» - диск Е.Железновой «Гав и мяу»).

Педагог раздает детям металлофоны. Слушаем песенку и предлагаем детям изобразить дождик, «будем стучать, как капельки в этой песенке». С началом песни начинаем отбивать ритм «один удар на каждое слово» (родители помогают малышам).

Дождик, дождик – кап, кап, кап.

Ты не капай долго так.

Хватит землю поли-вать,

Нам пора идти гулять.

Кап, кап, кап…

III. Творческая мастерская.

«ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО».

Материалы: для каждого ребенка – лист белого картона с изображением дерева, пластилин желтого, оранжевого, красного цветов.

Предлагаем малышам подарить деревцу яркий осенний наряд, украсить осенним листочками. Ребенок отщипывает кусочек пластилина и, «размазывая», прикрепляет к ветке. Родители помогают малышам. Можно представить, что налетел ветерок, и листочки начали облетать с веток, тогда и под деревом лепим упавшие осенние листочки.

IV. ФизкультУРА!

Выстраивается полоса препятствий из спортивных снарядов.

1. Дети проходят по спортивной скамье.

2. Спускаются по наклонной доске.

3. Проходят по массажному коврику и проползают во воротики.

4. Перешагивают через гимнастические палки, которые педагог держит на расстоянии 15 см от пола.

V. Театрализация – сказка «ЯБЛОКО РАЗДОРА» (В. Сутеев).

Звенит колокольчик, приглашая детей сесть на стульчики и посмотреть сказку. Каждый раз театрализация начинается словами:

Диди-дон, дили-дон,

К нам приходит сказка в дом.

Облачко поднимается.

Сказочка начинается. (открывается занавес)


*Одна сказка проигрывается в течение 2-3 занятий, затем меняется.


VI. Прощальный «круг».

Хоровод (завершает занятие песенка «Всем домой пора» - диск Е. Железновой «Топ-топ»); далее малыши задувают свечу со словами:

Фонарик и огонь погас,

Пора прощаться нам сейчас.

Друг другу ручками помашем

И «до свиданья» скажем.



































Литература:

1. Е. В. Ларечина. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» для детей (2-3 года). - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.

2. О. А. Новиковская. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста. - Спб.: Паритет, 2008.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.