12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галина Веденеева18
0

Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения

11

Технологическая карта урока


Дата, время

Группа


Преподаватель


Тема

Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения

Цели

Обучающая

Развивающая

Воспитывающая

Формирование знаний о структуре и закономерностях процесса общения

Развитие коммуникативных навыков через включение в коммуникативную игру

Воспитание тактичности, вежливости и внимательности к партнёру по общению, как в межличностном, так и профессиональном общении

Методическая цель1

Применение игровых форм в процессе обучения для активизации познавательной деятельности студентов

Тип учебного занятия

Урок сообщения новых знаний (с применением игровых технологий)

Основные понятия


Оснащение


Формируемые ОК

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Литература

Основная:

Сухов, А. Социальная психология [Текст] / А. Сухов. – М.: Академия, 2013. – 240 с.

Дополнительная:

1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э Берн. – М.: Психология общения, 2012. – 576 с. 2. Почепцов, Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Почепцов. – М.: Образовательная библиотека, 2006. – 656 с.

Время

1 академический час



Ход урока

Этапы урока

ТДЗ этапа

методы

приёмы

формы

Виды деятельности

Время

(минуты)

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Организационный этап

Включение в ра­боту, проверка посещаемости.

словесный

рассказ

фронтальная

Приветствие, проверка посещаемости

Приветствие, дежурный называет отсутствующих, готовят рабочие (лекционные) тетради

1

Формулировка темы и постановка цели и задач

Активизация вни­мания студентов для изучения но­вого материала.

Мотивирование студентов к изучению темы, создание личной заинтересованности в изучении темы.

словесный

рассказ

фронтальная

Сообщение темы и цели урока, введение в учебный материал

В результате изучения учебного материала вы должны

знать:

Основные характеристики сторон общения: перцептивной, коммуникативной и интерактивной

уметь:

выстраивать коммуникационные связи в соответствии с закономерностями процесса общения

Записывают в тетради тему урока, слушают обоснование значимости темы

2

Сообщение плана

Конкретизация внимания студентов

словесный

рассказ

фронтальная

Сообщает план урока:

1. Перцептивная сторона общения

2. Интерактивная сторона общения

3. Коммуникативная сторона общения

4. Коммуникативное упражнение «Испорченный телефон»

Записывают план занятия в рабочие тетради

2

Актуализация опорных знаний

Подготовка к изучению нового материала через повторение

словесный

беседа

фронтальная

Проводит опрос по предыдущей теме «Содержание, функции и виды общения»:

Дайте определение понятию процесса общения

Перечислите функции общения

Охарактеризуйте различные виды общения


3

Усвоение новых знаний

1.

Перцептивная сторона общения

Расширение знаний о процессе общения, его перцептивной стороны

словесный, наглядный

рассказ,

схемы

фронтальная


Излагает основные механизмы социальной перцепции, сопровождая схематическим материалом

Студенты слушают излагаемый материал и записывают основные моменты в тетради

5

2.

Интерактивная сторона общения


Развитие знаний о процессе общения, его интерактивной стороны

словесный, наглядный

рассказ,

схемы

фронтальная


Излагает основной материал, сопровождая схематическим материалом:

1. Понятие и содержание интерактивной стороны общения

2. Основные социально-психологические теории интеракции

3. Виды вхождения в контактное взаимодействие

Студенты слушают излагаемый материал и записывают основные моменты в тетради


5

3.

Коммуникативная сторона общения

Расширение знаний о процессе общения, его коммуникативной стороны

словесный, наглядный

рассказ,

схемы

фронтальная


Сообщает основные характеристики коммуникативной стороны общения, перечисляет вербальные и невербальные средства, сопровождая схематическим материалом

Студенты слушают и записывают в тетради основные моменты изложения


5

Первичное осмысление и закрепление знаний

Включение студентов процесс обучения посредством игры

практический

игровое упражнение

групповая,

индивидуальная

1. Просит перечислить стороны общения и дать им краткую характеристику учащихся;

2. Даёт инструктаж к проведению игры «Испорченный телефон» и организовывает деятельность студентов

Отвечают на поставленный вопрос



Делятся на команды зрителей и участников, участвуют в игре согласно обозначенным правилам

10

Самоанализ результатов деятельности по итогам коммуникативного упражнения

рефлексия


фронтальная

индивидуальная

Подводит итог и задаёт вопросы аудитории:

Что получилось, а что нет?

Какие трудности вызвало данное упражнение?

Слушают резюме преподавателя и отвечают на вопросы



5

Подведение итогов

Соотнесение по­ставленных задач с достигнутым результатом

рефлексия


фронтальная


Подводит итоги урока, отмечает достижение результатов студентов, выставляет оценки за урок

Слушают резюме преподавателя

4

Постановка задания на дом

Называет объем материала для подготовки домашнего задания,

сообщает список литературы для самостоятельного изучения проблемных вопросов

Записывают в тетрадь, фиксируют необходимую учебную литературу


2

Рефлексия

(проводится в конце урока)

Оценка эмоционального состояния студентов

рефлексия


индивидуальная

Предлагает оценить студентам по карточкам свои ощущения от игры

Выбирают цвет карточки в зависимости от своих внутренних ощущений

1



Конспект урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Организационный момент


Здравствуйте! Присаживайтесь.

Приветствуют преподавателя, рассаживаются по местам.

Приготовьте рабочие тетради. Дежурный – назовите отсутствующих.

Дежурный называет отсутствующих

Спасибо


Формулировка темы и постановка цели


Запишите, пожалуйста, в тетради тему сегодняшнего урока: «психология делового общения. Структура общения»

Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием делового общения и процессом общения, состоящим из компонентов – восприятие партнёров друг другом, передача информации и ответные действия партнёров. Кроме того, мы не только теоретически рассмотрим данный вопрос, но и научимся применять полученные знания на практике в коммуникационной игре.

Умение передать информацию так, чтобы её правильно поняли, умение владеть собой во время общения, выбирать правильные интонации является необходимым не только в обыденном общении, но и в профессиональной деятельности.

Записывают в тетради тему занятия


Сообщение плана урока


Для того, чтобы более подробно познакомиться со структурой общения, мы рассмотрим каждый компонент отдельно.

Итак, запишите в тетради план урока:

1. Перцептивная сторона общения

2. Коммуникативная сторона общения



Записывают в тетради план занятия

Усвоение новых знаний

1. Перцептивная сторона общения

Любое общение начинается не с передачи словесной информации, а с восприятия одного человека – другим. Этот механизм называется социальной перцепцией.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд и запишите в тетради определение данного понятия.

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения

Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции.

К ним относятся:

познание и понимание людьми друг друга (эмпатия,);

познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция)

Запишите в тетради, опираясь на текст в презентации, определение механизмов социальной перцепции

Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому, эмоциональном принятии партнёра.

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способ­ность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.


Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки.

Таким образом, наш внешний вид, эмоции, которые мы несём, влияют на результат общения и отношения к нам.

Упражнение «ширма»

Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.

Участники поворачиваются лицом друг к другу. преподаватель предлагает задание. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время вы должны с помощью жестов и мимики должны «рассказать» свое состояние, и что у тебя произошло вчера ( либо что делал вчера) второй в свою очередь должен показать другому свое сопереживание или порадоваться. После окончания игры рассказывают о том, правильно ли они поняли.

Обсуждают, каким образом владение невербальными средствами общения влияет на качество выполнения профессиональной деятельности?






2. Коммуникативная сторона общения

И, наконец, третьей стороной общения является передача информации. Данный процесс называется коммуникационным.

Запишите определение в тетради, опираясь на текст на слайде:

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми.

Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т. е. сообщений.

Средства коммуникации

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную.


Перенесите данную схему себе в тетрадь

Вербальная использует человеческую речь.

Модель коммуникативного процесса включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение)

ЧТО? (передается)

КАК? (осуществляется передача)

КОМУ? (направлено сообщение)

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?

Невербальная коммуникация.

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико-кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

Жест – это движение рук или кистей рук.

Мимика – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.



Упражнение «Автобус»

Цель упражнения: отработка гибкости невербального поведения

Участники разбиваются на парочки. Инструкция следующая: «Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора. По сигналу «Зеленый» загорается зеленый свет и автобусы разъезжаются».

После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга. Обсуждают, каким образом владение невербальными средствами общения влияет на качество выполнения профессиональной деятельности?


4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз.


Итак, для того, чтобы быть правильно понятым собеседником необходимо учитывать все три стороны общения, т.е. что говорить, кому говорить, как говорить и что ожидать от сказанного.

Первичное осмысление и закрепление знаний

Многие могут сказать, что правильно передать информацию без искажений – это не так уж и сложно. Не буду вас переубеждать, лучше попробуем, используя полученные сегодня знания добиться нужного эффекта при помощи упражнения «Испорченный телефон»

Коммуникативное упражнение:

Упражнение «Испорченный телефон»

Цель упражнения: совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.

Из зала выбираете пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даёте текст: «У отца было 3 сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе». Он должен без слов показать этот текст четвёртому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз. Потом, начиная c самого последнего человека, вы расспрашиваете, о чём был текст истории. Можно просить повторять текст, если тот, кому он передается, не понимает его.

Обсуждение того, какие средства рассказчик использовал для передачи сообщения. На что обращал в первую очередь внимание слушатель. Насколько слушатель менял коммуникативные средства, становясь рассказчиком.

Каким образом выявленные закономерности общения могут проявиться в процессе делового общения? Что необходимо учитывать, чтобы избежать негативных эффектов при восприятия и передачи информации?

Подведение итогов урока

Таким образом, сегодня мы не только в теории, но и на практике убедились, что общение является сложным многомерным процессом. Все три стороны которого тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

В ходе общения развиваются, проявляются и формируются определенные отношения между людьми, каждого партнера к самому себе и к совместной деятельности. Коммуникативный опыт каждого человека уникален и неповторим. Вместе с тем можно развивать навыки компе­тентного коммуникатора, повышая тем самым эффективность своего общения, а вместе с нею и удовлетворенность жизнью. По итогу мы выполнили поставленную цель в начале урока.

Оценки за урок сегодня получают:………………………………………………………………….

Постановка задания на дом

Основные признаки, характеризующие вас как делового человека

Рефлексия (проводится в конце урока)

Представили цвет в уме ( Красный, желтый, зеленый, серый), выберите тот цвет, который наиболее соответствует вашему эмоциональному состоянию. Тест ваш стиль общения

А теперь посмотрим, с каким настроением мы заканчиваем урок.

Спасибо за урок! До свидания!





Записывают в тетради определение понятия социальная перцепция






Записывают определения, опираясь на текст слайда










Слушают преподавателя






Студенты отвечают преподавателю, делая соответствующий жест приветствия


Записывают определение


Слушают преподавателя











Записывают в тетради текст со слайда














Записывают определение






Переносят схему в тетрадь под комментарии преподавателя







Переносят схему в тетрадь под комментарии преподавателя




























Выбирают 5 участников и слушают инструктаж












Слушают преподавателя

Отвечают на вопросы












Записывают домашнее задание






Выбирают цвет,

делятся впечатлениями




1 Методическая цель сформулирована в соответствии с индивидуальной методической темой «Применение игровых технологий в преподавании дисциплин ОГСЭ цикла с целью активизации познавательной деятельности студентов»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.