12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Степнова Анна Александровна42
Россия, Мордовия респ., с.Зыково
0

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА


СТЕПНОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» (корпус №2)


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентность, этнокультурная компетентность, компоненты этнокультурной компетентности.

АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается проблема формирования этнокультурной компетентности педагога, представлен терминологический анализ рассматриваемого понятия, определены компоненты, образующие структуру исследуемого феномена.



Одной из приоритетных установок реформирования российского образования обозначена стратегия поли- и этнокультурной направленности. Организация образовательного процесса в условиях полиэтнической России во многом зависит от педагогов, которые должны приобщать детей к культуре своего народа, к культурному наследию других этносов. Важно, чтобы педагоги обладали этнокультурной компетентностью.

Исследователями обосновывается понятие этнокультурная компетентность. Его толкование носит дискуссионный характер. Применительно к профессиональной подготовке педагогов этнокультурная компетентность рассматривается как:

– сложная интегративная характеристика, предполагающая высокую степень его теоретической, практической и личностной подготовленности к полноценной реализации задач этнокультурного образования детей в соответствии с национальным идеалом и учетом этнопсихологических особенностей их развития [5];

– совокупность знаний, умений, навыков и способностей проектировать этнокультурно направленное образование, личностных качеств, определяющих ценностные позиции учителя [3];

– комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих педагогу правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними для поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия [6].

Г. М. Коджаспирова рассматривает этнокультурную компетентность, как часть общекультурной компетентности, которая представляет собой «уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения, возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции» [1, с. 62].

Принимая позиции указанных выше авторов, считаем, что процесс формирования этнокультурной компетентности педагога включает в себя два взаимосвязанных аспекта: усвоение определенных способов жизнедеятельности в полиэтническом российском социуме и профессионально-педагогическую подготовку к осуществлению образовательного процесса с опорой на идеи этнокультурного образования.

В современной научной литературе структура этнокультурной компетентности рассматривается в работах Т. В. Поштаревой, С. Н. Федоровой, Г. М. Королевой.

Так, в исследованиях Т. В. Поштаревой в общем виде структура этнокультурной компетентности включает в себя следующие логически связанные компоненты:

– когнитивный компонент или понятийная основа, включающий в себя знания и представления об этнических общностях (своей и чужих), их истории, культуре, образе жизни, национально-психологических особенностях этнофоров; признание культурных различий; владение иностранными языками;

– поведенческий компонент или операциональная основа содержащий модели поведения, стратегии, умения, способствующие эффективному взаимодействию с иноэтническим окружением; владение этноспецифическими умениями (петь, танцевать, придерживаться обычаев, традиций, выполнять обряды, владеть традиционным ремеслом и т.д.;

– аффективный компонент или эмоционально-ценностная основа, предполагающий позитивное отношение личности к полиэтнической среде и этнофорам, толерантное отношение к иному образу жизни и мыслей, способность контактировать на аффективном уровне, испытывать чувство восторга, эстетического наслаждения при «общении» с произведениями искусства разных народов, умение сочувствовать и стать на позицию Другого [4, с. 38].

В исследовании Г. М. Королевой этнокультурная компетентность рассматривается как субъектный параметр деятельности педагога. Этнокультурно компетентная личность должна владеть «не только этнокультурными знаниями, профессионализмом, высокими моральными качествами, но и способна адекватно действовать в соответствующих ситуациях, используя эти знания, способна взять ответственность за собственную этнокультурную деятельность» [2, с. 280]. В структуре этнокультурной компетентности педагога Г. М. Королевой выделены следующие компоненты:

– личностно-гуманитарная направленность этнокультурной деятельности;

системное восприятие этнокультурной реальности;

– умение интегрировать чужой опыт (способность соотносить собственную этнокультурную деятельность с тем, что разработано на уровне отечественной и мировой этнокультуры; формировать инновационный опыт, обобщать и передавать другим);

– креативность как способ бытия в этнокультуре (желание и умение создавать новую этнокультурную реальность на уровне целей, содержания, технологий и др.);

– способность к рефлексии (сознание, мысли, анализ собственных поступков и др.).

При этом все составляющие этнокультурной компетентности взаимосвязаны и создают сложную структуру, которая и определяет личностно-деятельностную характеристику личности [2].

С. Н. Федорова, характеризуя этнокультурную компетентность педагога, оперирует понятием «субкомпетентность» для описания структурных единиц рассматриваемого личностного образования. Исходя из этого, ученый представляет этнокультурную компетентность педагога как сложное многомерное психолого-педагогическое явление, включает в себя следующие интегративные образования:

– этнопедагогическая субкомпетентность, которая находит выражение в системе этнопедагогических знаний, умений, навыков и личностных качеств педагога, позволяющих ему на профессиональном уровне осуществлять целенаправленную этнопедагогизацию учебно-воспитательного процесса;

– этнопсихологическая субкомпетентность, включающая совместный поиск путей эффективного воспитательного воздействия педагога на детей посредством анализа их психологической сущности и ценностных ориентаций как представителей определенных этнических коллективов, учет своеобразия национальной психологии в воспитательно-образовательном процессе, использование наиболее эффективных при работе с детьми той или иной национальности форм и методов педагогического воздействия, этносензитивная чувствительность и понимание мира ребенка;

– поликультурная субкомпетентность, выражающаяся в наличии у педагога системы знаний о правилах и нормах межнационального общения; способности принимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения, создавать в многонациональном детском коллективе доброжелательную атмосферу межкультурного взаимодействия, использовать разнообразные техники для развитая этнотолерантных характеристик детей [5].

В монографическом исследовании коллектива авторов под руководством М. А. Якунчева этнокультурная компетентность представлена как интегративное свойство личности, ориентированное на становление у педагогов готовности и способности реализовать общекультурные и профессиональные, включая специальные этнокультурно-педагогические компетенции в образовательном процессе. На основе теории профессионального образования и практики ее использования в вузе авторами определены следующие составляющие этнокультурной компетентности педагога: этнокультурная осведомленность, этнокультурная идентичность, этнокультурная толерантность, этнокультурная позиция [7, с. 117–118].

Исходя из представленного выше терминологического анализа понятия «этнокультурная компетентность» и его составляющих, а также основываясь на понимании этнокультурной компетентности как категории личностно-деятельностного уровня, выделим следующие компоненты данного интегративного образования: личностный, содержательный и деятельностно-практический.

Личностный компонент является определяющим, он отражает внутреннюю и внешнюю установку, мотивацию педагога к освоению этнокультурного содержания образования, а также способность организовывать педагогическую деятельность в условиях поликультурной образовательной среды и совокупность личностных ориентаций педагога, которые в процессе их рефлексивного освоения становятся устойчивыми и субъективно значимыми. В рамках данного компонента ассимилируется мотивационно-смысловая направленность сознания, воли и чувств педагога на процесс этнокультурной подготовки, осознание важности этнокультурных ценностей и готовность в их трансляции школьникам. Компонент включает особенности личности педагога, определяемые его смысловыми установками: толерантность, отсутствие этнических предрассудков, направленность на коммуникацию и взаимодействие, самосовершенствование в профессиональной деятельности, наличие качеств, определяющих позицию активного субъекта этнонаправленного образовательного процесса, самостоятельность суждений и оценку этнокультурных проблем в соответствии с нормами морали и национальным мироощущением.

Содержательный компонент отражает информированность педагога об этносе как социально-историческом явлении, его культуре как целостном событии и использовании ее для воспитания будущих поколений на основе трансляции одними поколениями другим накопленного на протяжении длительного времени этносоциокультурного опыта. Содержательный компонент представлен системой специальных методологических, теоретических и практических знаний, обязательных для практической деятельности в поликультурной образовательной среде.

Деятельностно-практический компонент предусматривает наличие профессиональных умений и способов деятельности, апробированных в практике полиэтничного окружения и освоенных педагогом в качестве наиболее эффективных при работе с многонациональным коллективом детей. Деятельностно-практический компонент отражает способность педагога на основе комплекса профессионально-практических умений адекватно целям осуществлять этнокультурное образование школьников, включает готовность к моделированию поликультурной образовательной среды.

В заключении отметим, что в настоящее время педагог призван «воспитывать у молодого поколения стремление к взаимопониманию, солидарности, толерантности и эффективному сотрудничеству в условиях жизни в общем европейском доме» [8]. В связи с этим, подготовка будущего педагога невозможна без актуализации в учебном процессе феномена этнокультурной компетентности и формирования на этой основе соответствующих профессиональных и личностных качеств.


Список использованных источников


Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2000. – 176 с.

Королева, Г. М. Развитие этнокультурной компетентности педагогов в современной социокультурной среде // Фундаментальные исследования. –2011. – № 8 – С. 280–283.

Нестеренко, О. П. Формирование этнокультурного компонента профессиональной компетенции учителя в системе повышения квалификации : дис. … канд. пед. наук / О. П. Нестеренко / РАО «Институт содержания и методов обучения». – М., 2010. – 226 с.

Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности / Т. В. Поштарева // Педагогика. – 2005. – № 3. – С. 35–42.

Федорова, С. Н. Системный подход к этнокультурологической подготовке будущих педагогов : монография / С. Н. Федорова. – Йошкар-Ола, 2008. – 436 с.

Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. – М. : МПСИ, 1999. – 343 с.

Якунчев, М. А. Методология и теория этнокультурной подготовки студентов педвузов: обоснование, концепция, модель / М. А. Якунчев, И. Ф. Маркинов, С. Н. Горшенина. – LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 308 с.

Pedagogical Constitution of Europe of 24.05.2013. www.arpue.org/index.php/ru /.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.