Статья «Существенные характеристики художественно-эстетического воспитания детей старшей группы»

0
0
Материал опубликован 2 March 2023
1.1Маслова Лариса Викторовна

ГБДОУ детский сад №22 Пушкинского района

Санкт – Петербурга

воспитатель

1.2 1.3Существенные характеристики художественно-эстетического воспитания детей старшей группы

Согласно стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, одной из основных задач воспитания детей является формирование у них уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям, обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям.

Одним из факторов всестороннего и гармоничного развития личности, неотъемлемой частью воспитательного процесса, непосредственно направленной на формирование способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека является эстетическое воспитание [41, с.37].

Основой эстетического воспитания является эстетика (от греч. аisthetiks – чувственный) – наука об общих закономерностях художественного освоения действительности человеком, сущности и форме отражения действительности и преобразования жизни по законам красоты [35, с.24].

Прогрессивные идеи по эстетическому воспитанию детей были внедрены в теорию и практику российской педагогики ещё в конце XVIII века известным просветителем Н.И. Новиковым, который предложил рассматривать эстетическое воспитание как составляющую всестороннего развития личности и разработал рекомендации по осуществлению воспитания с учетом возрастных особенностей детей [28, с. 32].

Изучение и обобщение научно–педагогических источников [1;3;6;14;22] позволяет сделать вывод о том, что на протяжении второй половины ХХ века происходил интенсивный поиск путей эстетического развития детей.

Выдающиеся отечественные педагоги (В.А. Сухомлинский, Н.А. Ветлугина, Е.А. Флёрина и др.) рассматривали эстетическое воспитание как процесс формирования у детей эстетического восприятия, эмоционального отношения, способности видеть прекрасное в жизни и искусстве, желания участвовать в преобразовании окружающего мира [33, с. 13–14]. Они направляли свое внимание на исследование вопросов детского художественного творчества, развитие эстетического восприятия детей, разработку методик воспитания и обучения детей.

Так, по мнению В. А. Сухомлинского, важная цель всей системы воспитания в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, пробудила в нём желание видеть красоту мира, которая творила бы красоту в нём самом. Воспитание у ребенка почувствовать и понять прекрасное, привлечение его к разнообразной художественно–эстетической деятельности составляет одно из важных направлений воспитательной работы во вспомогательной школе [42, с.44]. По его мнению, эстетическое воспитание начинается с развития культуры чувств и восприятий, и чем тоньше ощущения и восприятия, чем больше оттенков, тонов и полутонов видит и слышит человек в окружающем мире, тем шире его эмоциональный диапазон, характеризующий духовную культуру человека [42, с.25].

По мнению Н.А. Ветлугиной, важнейшей задачей, объединяющей вокруг себя все остальные задачи воспитания, является социально–нравственное развитие ребенка. «Научить различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, нравственнее, содержательнее» – писала она [43, с.67].

В соответствии с этим были определены и конкретные задачи эстетического воспитания в учебных заведениях, которые предусматривали систематическое развитие у детей эстетического восприятия, чувств и представлений, привлечение детей к деятельности в области искусства, воспитание у них потребности и привычки вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения, формирование у детей основ эстетического вкуса, развитие у них художественно–творческих способностей. [32, с. 135].

С современной точки зрения, эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Целью эстетического воспитания и образования является развитие готовности личности ребенка к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности, развитие эстетического сознания, включение в гармоничное саморазвитие, формирование творческих навыков и умений в области художественной, духовной и физической культуры [25, с.44].

Важным видом художественного творчества, отражающим воспринимаемую действительность визуально, обладая широкими художественно-позавательными возможностями, убедительностью, реализмом, является изобразительное искусство. Именно поэтому отечественные педагоги (Н.А. Ветлугина, Е.А. Флёрина и другие) увидели широкие возможности художественно–эстетического воспитания детей в изобразительном искусстве как одном из еффективных средств развития у детей эстетического восприятия, эмоций и чувств, творчества, формирования художественного вкуса, активизации процесса познания, воспитания положительных черт характера.

Так, Е.А. Флёрина рассматривала изобразительную деятельность детей как формирование у них способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, стремления самому участвовать в создании прекрасного. По данным её исследований, продуманное использование и единство учебных и творческих задач даёт возможность богато проявить детские способности и добиться значительного улучшения рисунка, обеспечить полноценное выявление и развитие лучших сторон детского творчества [46, с. 62].

Главным средством графического создания образа в изобразительном искусстве является рисунок, который выполняется с помощью линий, штрихов, пятен, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения. Простые приемы рисования линий и универсальность принципов построения формы сделали рисунок основой графики и других видов искусства. Особенностями рисунка является его наглядность, изобразительность и выразительность, а также большой выбор средств для его выполнения: карандаши, уголь, пастель, чернила, кисти, палочки, перья, фломастеры, восковые мелки, маркеры и др.

В зависимости от выбора изобразительных средств рисунки бывают линейными (легкими, обобщенными) и тональными, передающими объем, форму, освещённость, материальность и пространственность отношений.

По целевому назначению различают рисунки академические и творческие.

Академический рисунок выполняют для того, чтобы научиться рисовать, освоить приемы изображения. Для него характерна фиксация всех главных черт, которые определяют внешний вид изображаемого предмета.

Напротив, творческий рисунок – это плод изобразительного искусства, которое образно выражает мысли, чувства и мировоззрение художника.

Важным свойством художественного отражения, зависящим от техники исполнения и уровня овладения приёмами исполнения, проявляющимся в схожести изображения с реальным предметом и позволяющим говорить об его правдивости, является изобразительность [46, с. 34].

Другим важным свойством художественного отображения, проявляющимся в способности раскрывать суть явлений и характеров, которые изображены, в образной, визуальной, яркой форме, передавать отношение художника к материалу творчества и к жизни, его переживания, чувства, активность является художественная выразительность [46, с. 36].

Единство изобразительности и выразительности заключается в том, что все технические приемы и средства, с помощью которых создаётся целостная художественная форма, является одновременно изобразительными и выразительными.

По нашему мнению, воспитателю при обучении детей изобразительной деятельности надо учитывать взаимодействие изобразительности и выразительности для достижения главной цели дошкольного образования –гармонизации отношений с окружающим миром.

По данным исследований Е.А. Флёриной, детям свойственна творческая беспомощность, если педагог не сопровождает их изобразительную деятельность. Напротив, обучение детей технике рисунка, композиции узора, способам изображения, наблюдательности позволяет достичь значительных результатов в обучении [44, с. 62].

Однако теоретические положения, на которых основывалась методика обучения рисованию, не позволили Е. А. Флёриной принять идею систематического и последовательного обучения как одного из средств овладения изобразительной деятельностью. В руководстве этой деятельностью она разделяет учебные и творческие задачи и подчеркивает разницу в методах учебного и творческого руководства [22, с. 63].

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности исследовалась педагогами под руководством Н. П. Сакулиной в контексте изучения проблем сенсорного воспитания. Рассматривая изобразительную деятельность ребенка как умение правильно рисовать предмет и способность создавать образ, который выражает отношение к нему того, кто рисует, Н. П. Сакулина пришла к выводу о том, что именно эта способность и является показателем творческого начала [45, с. 64].

По мнению H.А. Ветлугиной, уровень творческой активности зависит от развития образного видения ребенка, от запаса его представлений и развития изобразительных способностей. Предпосылкой продуктивного творчества она считает формирование художественного образного начала, а его источником – самостоятельное сенсорное освоение детьми свойств предметов. Поэтому для успешной творческой деятельности ребенка необходимо систематически обогащать его эстетическое восприятие, развивать наблюдательность, умение видеть, понимать смысл наблюдаемого [43, с. 23].

В развитии творчества дошкольников H.А. Ветлугина выделяет три этапа:

I. Наблюдение, в процессе которого развивается воображение детей, необходимое для создания образа.

2. Творческий процесс, связанный с возникновением замысла и нахождением средств выразительности для его реализации.

3. Появление новой продукции и понимание ее окружением [43, с. 25].

Таким образом, для успешных занятий изобразительной деятельностью необходимо владеть тонкими движениями кисти руки и пальцев, координацией руки и глаза, особенно по мере овладения действиями с различными изобразительными средствами. Они развиваются в процессе деятельности через систематическое обучение и постоянные упражнения ребенка.

Рука ребенка должна действовать в зависимости от особенностей карандаша, кисти, которыми он овладевает, на основе познания их специфики под руководством педагога.

Регуляция изобразительного движения через двигательные ощущения возможна в том случае, если сформировано представление о движении на основе приобретённого опыта движений. Ребенок начинает приобретать его уже в процессе рисования, когда включаеться движение руки по контуру предмета и ребенок чувствует, в каком направлении, с какой амплитудой и продолжительностью движется рука.

Ориентировочно-исследовательская деятельность в ходе предварительного детального обследования предмета приводит к возникновению целостного образа того, что и как должно быть нарисовано.

При создании рисунка ребенок постоянно сравнивает его с представлением того, что должно получиться, и исправляет изображение в соответствии со своими представлениями. Поэтому важно, чтобы у ребенка было четкое представление о предмете.

Особенностью обучения детей изобразительной деятельности является формирование у них представления о передачи пространства, глубины, перспективы в рисунке, позволяющего добиться выразительности изображения и композиционного решения. Дети должны понять, что отдаленные предметы в рисунке нужно изображать уменьшенными, а изображение переднего плана – увеличенными. Ребёнок должен стать не только увлеченным зрителем, но и маленьким художником, способным понять, как этого овладеть средствами выразительности и передать всё воспринятое всё в собственной творческой работе (рисунке, слепке, поделке).

Итак, для осуществления процесса изображения необходимо овладеть техническими навыками рисования, формирование которых во многом зависит не только от способностей, но и от активной творческой деятельности самих людей. Ведь талант, гений – это прежде всего огромное трудолюбие, настойчивость и сильная воля.

Ярким примером трудолюбия может служить творчество великих русских художников: И.К. Айвазовского, В.М. Васнецова, И.Е. Репина, И.И. Шишкина и других.

Деятельность художника связана с произведениями искусства, которые отражают окружающую жизнь. Однако это отражение не является простым фотографированием явлений: художник перерабатывает воспринятое в своем сознании, выделяя наиболее существенное, наиболее характерное, типичное и обобщает, создавая художественный образ.

Объективной основой художественного творчества является изображение реального мира. Однако художник не только изучает и воспроизводит мир, но и передаёт свои эмоции, чувства, мысли, настроение, благодаря чему этот образ могут воспринять другие люди и познать красоту воспринятого.

Итак, главным фактором, определяющим развитие художественно-эстетических воспитания является его опыт, поскольку творческая деятельность, воображение находятся в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека.






Список литературы

Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – [4-е изд.]. – СПб.: Питер, 2016. – 288 с.

Айзенк, Г. Психология индивидуальности: Факторные теории личности / Г. Айзенк, Г. Оллпорт, Р. Кэттэлл. – М. : Прайм-еврознак, 2017. – 128 с.

Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2015. – 344 с.

Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2018. – 414 с.

Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Директ–Медиа, 2018. – 444 с.

Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Модэк, 2018. – 448 с.

Иванова, Л.В. Проблема влияния дополнительного образования на развитие образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Л.В. Иванова, Е.А. Пудеева // Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О.Н. Широков – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 84–134.

Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2017. – 448 с.

Любарт, Т. Психология креативности / Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. – М.:«Когито-Центр», 2017. – 136 с.

Маслоу, А. Мотивация и личность / Маслоу А. – [3-е изд.]. – СПб. : Питер, 2017. – 342 с. – (Серия «Мастера психологии»).

Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков. – М.: ИП РАН, 2017. – 464 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации