Теория и практика художественно-эстетического воспитания детей средствами выставочно-конкурсной деятельности
Шайхулова Альбина Илдаровна
Директор МАУДО «Детская художественная школа №1»
e-mail:nefti00@mail.ru
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ВЫСТАВОЧНО-КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наш век открыл возможность творить во всех областях человеческой деятельности: искусстве, политике, технике, науке и т. д. Причём основным критерием творчества стала новизна.
Формирование нового общественного мировоззрения требует личность, глубоко знающую себя и владеющую собой, активно проявляющую свою индивидуальность. Развитие такой личности связано с процессом саморазвития и творческой реализации.[4, с.113]
Основной целью работы школы и учреждений дополнительного профессионального образования является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Задачи раннего выявления, а затем обучения и воспитания одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. [1, с.15]
Творчество детей –естественный компонент их развития. Насколько в дальнейшем судьба человека будет связана с творчеством, зависит от взаимодействия личности с культурой.
Новая информация, вступая в контакт с прежним опытом человека, полностью перестраивает уже имеющиеся знания и представления. Таким образом, любое познание – творческийпроцесс, и творческое начало совершенно необходимо каждому человеку для успешного функционирования его интеллекта и мышления. [5, с.356]
Суть педагогической поддержки заключается в содействии ученику в его начинаниях, первых робких, неуверенных действиях: педагог их позитивно оценивает, одобряет, если надо, встает на сторону ученика, формирует положительное общественное мнение, защищает его права.
Творчески относиться к делу значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – этопостоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности, без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечён, от творческих возможностей зависит его жизненный уровень.
Эстетическое воспитание – этопроцесс формирования потребности и способности руководствоваться законами красоты во всех областях жизненной практики, превращения эстетической культуры общества в культуру личности, развития эстетики вкуса, развития задатков в области искусства. Важным элементом эстетического воспитания является художественное воспитание – формирование потребности и способности познавать, понимать и оценивать произведения искусства. Это предполагает, с одной стороны, включение личности в художественную жизнь общества, а с другой – развитиехудожественного вкуса. Таким образом, нужно научить детей чувствовать красоту, проявлять художественную возвышенность, культуру поведения молодежи. Основным содержанием эстетического воспитания служит приобщение к художественному творчеству. Процесс художественно-эстетического воспитания детей начинается с изучения родного языка, знание истории своего родного края, ее культуры, литературы, музыки, декоративно-прикладного искусства, выработки эстетических суждений.
Художественно-эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, поэтому необходимо приобщать учащихся к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству.
Творческая деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся, она повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.А педагоги, участвуя в деятельности инновационных площадок, развивают свою профессиональную компетентность.
В системе школьного и дополнительного профессионального образования существуют разнообразные формы организации творческой деятельности учащихся. Среди них распространены творческие конкурсы, научно-исследовательские проекты, мастер классы, викторины. Участие в конкурсах позволяет педагогам и учащимся создать осознанную образовательную траекторию, удовлетворить в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы, сформировать готовность к самообразованию и создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка. [3, с.218]
Далее хочу раскрыть данную тему на примере города Набережные Челны. К ведомству культуры в городе Набережные Челны относятся шесть детских музыкальных школ, детская школа искусств, детская хореографическая школа, детская школа театрального искусства, детская художественная школа №1.
Школы искусств имеют стабильно высокие показатели как по успеваемости учащихся, творческим достижениям, так и по поступлению выпускников в учреждения среднего профессионального образования и профильные ВУЗы.
Ежегодно школами искусств в рамках концертно-выставочной деятельности проводятся городские мероприятия: концерты, выставки художественных работ преподавателей и учащихся посвященные Международному женскому дню, Дню Защитника Отечества, концерт преподавателей «Творческое многоцветье», праздничный концерт 9 мая перед стадионом «Строитель», посвященный Дню Победы, отчетные концерты, фестиваль исполнителей на народных инструментах «Зимняя карусель», городской фестиваль хоровой музыки «Поет весна – Язҗырлый», а также городской фестиваль фортепианной музыки «От романтизма к современности».
Следует отметить организацию и проведение наиболее ярких мероприятий Детской художественной школы №1, охвативших широкий круг участников:
– открытие на базе Детской художественной школы музея современной и живописной культуры. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинники картин заслуженных художников Татарстана и России;
– экскурсия на производство и дальнейшие зарисовки преподавателей и обучающихся Детской художественной школы приуроченная к празднованию 50-летия со дня основания ПАО «КАМАЗ»;
– Муниципальная Олимпиада по истории искусств для обучающихся общеобразовательных школ (гимназий, лицеев) «Культурный облик Татарстана», посвященная 100-летию со дня образования ТАССР и году Театра;
– Республиканский конкурс изобразительного творчества «Образный мир Тукая»;
– мастер-классы по изготовлению праздничных открыток, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
Активная работа по воспитанию и образованию детей, стабильные результаты конкурсно-выставочной деятельности невозможны без квалифицированного, ответственного и профессионального педагогического состава.
Ежегодно в целях повышения социального статуса и формирования позитивного общественного мнения о педагогической профессии, повышения активности педагогических работников учебных заведений искусств проводится городской конкурс профессионального мастерства среди преподавателей, концертмейстеров и руководителей «И мастерство, и вдохновение».Высокий профессиональный уровень сотрудников школ искусств подтверждается многочисленными победами в престижных общероссийских конкурсах.
Таким образом, для развития художественно-эстетического воспитания детей конкурсы являются неотъемлемой частью в работе педагога по формированию новой личности.Организуя участие обучающихся в конкурсах, педагог становится организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, оказывает методическую и консультативную помощь. Его профессиональные умения и квалифицированные действия в совокупности с высокой ответственностью становятся поистине привилегией, направляются и на контроль знаний и умений учащихся, и на диагностику их деятельности, устранение намечающихся трудностей в познании и применении знаний. Учитель со всей ответственностью осваивает новую парадигму образования, дифференцированный подход к обучению с учетом уровня развития школьника, его способностей и задатков. А значит, педагог сам профессионально совершенствуется.
Список литературы
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.:Просвещение, 2011. – 223с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество. – М.: «Просвещение», 1991. – 93 с.
Выготский, Л.С. Психология. – М: Издательство «ЭКСМО – Пресс», 2000. – 1008 с.
Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Возрастная психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 624 с.
Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий // Способности и одаренность.– М.: Знание, 1961. – с. 9 – 20.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. [Эл.ресурс] Сайт sbiblio.com: http://sbiblio.com/biblio/archive/druginin_psih/04.aspx(дата обращения: 21.02.2016).