Урок русского языка во 2 классе «Имена существительные с шипящими на конце»
ТЕМА УРОКА: Имена существительные с шипящими на конце.
Цели урока:
1.Обобщить знания учащихся об именах существительных.
2.Познакомить учащихся с правилом написания имен существительных с шипящими на конце.
3.Учить детей общаться в парах.
Ход урока
I.Чистописание .Повторение.
ж//ш//ч//щ
Из каких букв составлено упражнение ?Что о них знаете?
На доске слова :картофель, кровать, воробьи, пальто.
Что общего в этих словах ? ( ь- мягкий знак). Что обозначает мягкий знак в каждом из этих слов? ( Составляется таблица )
Ь- 1.показатель мягкости
2.разделительный
3. –
А третью роль мягкого знака узнаете на уроке.
Что еще объединяет написанные слова ? ( имена существительные ).
Учащиеся обосновывают ответ по плану:
1.Обозначает….
2.Отвечает на вопросы….
3.Имеет…
4.Изменяется….
( Учащиеся доказывают, что слово воробьи отвечает на вопрос КТО?, а остальные на вопрос ЧТО? Существительное воробьи стоит во мн.ч. ,а остальные в ед.ч.А существительное пальто и картофель употребляются только в ед.ч. ).
Учитель предлагает обозначить род существительных.
Взаимопроверка в паре.
Учитель предлагает составить предложение со словом воробьи. Выбирается лучшее и с комментированием записывается в тетрадь.. Учитель может предложить свое предложение.
НА ДОСКЕ:
Радос..ным криком встр..чают в..сну вороб..и.
(Вставить пропущенные буквы ,объяснить написание).
Разобрать по составу слова : шумные ,весну.
Разобрать предложение по членам предложения. Составить схему . Надписать части речи.
Какими членами предложения являются имена существительные?
II. Сообщение цели урока. Наблюдения в паре над словами :
сторож рожь
малыш мышь
луч речь
плащ вещь
Прочитайте слова парами ,назовите последние звуки.
(Звуки одинаковые , обозначены одинаковыми буквами ).
Как объяснить написание мягкого знака?
Составляется таблица :
Ж.Р. М.Р.
Ж---- Ж----
Ш---- Ь Ш---- БЕЗ Ь
Ч---- Ч----
Щ---- Щ----
Чтение правила по учебнику.
III.Закрепление.
1.Распределите слова в два столбика.
На доске : ключ.. . помощ.. , товарищ.. , доч.. , глуш.. . лещ.. .
Проверка в паре.
2.Спишите пословицы ,вставьте где нужно Ь ,объясните написание.
Без знаний и утро – ноч.. .
Книжка – лучший товарищ…
Объясните смысл пословиц.
3.Творческая работа.
На доске поздравительная открытка и опорные слова : карандаш.. , гуаш.. , туш.., доч.. .
Задание :составьте текст ,используя опорные слова.
Слабым учащимся можно предложить составить текст из предложений :
Рисую ветку пушистой мимозы и пишу поздравление.
Беру карандаш.. и рисую…
Вот яркая гуаш… и туш… .
Дополните текст.
Чтение учащимися текстов , их анализ.
Объяснение написания имен существительных.
I\/ .Итоги урока.
Внесение в табличку третьей роли употребления мягкого знака : существительные женского рода с шипящими на конце.
Домашнее задание.
Рефлексия.
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я приобрел…
8. Я научился…
Дементьева Ирина Михайловна
Кукушкина Любовь Сергеевна
Скрипникова Валентина Михайловна