Публикация «Сущность эстетического воспитания, его формы и средства»
Сущность эстетического воспитания, его формы и средства.
Термин эстетическое воспитание подразумевает систематический и целенаправленный процесс формирования способностей, верно оценивать, правильно понимать, адекватно воспринимать красоту в природе, обществе и искусстве и развивать способности создавать прекрасное.
Основой методологии эстетического воспитания является положении о непрерывной связи эстетического и этического воспитания. Вследствие этого нравственность и красота содействует развитию личных качеств детей. Под эстетическим воспитание предусматривается:
- понимание содержания и средств проявления красоты;
- эмоциональное восприятие всего окружающего;
- стремление самостоятельно творить прекрасное;
- наличие нравственных и эстетических восприятий.
С.М.Миловская в статье “О коррекционных возможностях эстетического воспитания учащихся вспомогательной школы” выделяет важную роль эстетического воспитания в коррекции личности ребенка.
Специфика эстетического воспитания заключается в том, что она является частью сферы педагогического воздействия. Обогащаются чувства ребенка и благодаря этому вырабатываются эмоциональные дифференцировки. У детей, обучающихся в коррекционной школе имеются нарушения в развитии качеств личности и психического процесса. Им требуется коррекция эмоциональной сферы и умственного развития. Также у многих из них существует отставание в физическом развитии. Все эти особенности детей учитываются опытными учителями при выборе надлежащих приемов воздействия. Учителя стремятся сгладить или в лучшем случае преодолеть психофизические особенности детей в процессе коррекционной работы.
Эстетические особенности личности начинают развиваться с раннего детства в условиях социальной среды и деятельного педагога. Освоение эстетической культуры общества, создание представлений, суждений, понятий, потребностей, интересов, чувств, развитие творческих способностей и художественной деятельности постепенно происходит в процессе эстетического воспитания. Оно обладает своими особенностями и значительно отличается от обычного.
Это связано с тем, что дети, которые имеют выраженные интеллектуальные нарушения, испытывают затруднения в контроле своих эмоциональных проявлениях, реакция их отличается непосредственностью и несдержанностью. Подобные неумения контролировать свои эмоции, затрудняют адаптацию детей в социуме. Кроме особенностей волевого и аффективно - эмоционального компонентов личности ребенка, отмечается в структуре недоразвитие потребностно - мотивационной сферы. Для таких детей главным являются личностные потребности, но они не оценивают их социальную значимость. Так у ребенка с нарушением интеллекта мотивация носит эгоцентрический характер.
Недоразвитие двигательных, слуховых, зрительных и прочих восприятий, препятствуют накоплению сенсорного опыта. Недостатки мышления и памяти затрудняют восприятие окружающего мира и его многообразные связи и отношения.
Исследователи К.И. Вересотской, Н.М. Стадненко, И.М. Соловьева, Е.М. Кудрявцева, отмечали существенную оригинальность восприятия детей с интеллектуальным нарушением.
Характеризуется оно замедленным темпом. Изображения известных предметов дети вспомогательной школы не сразу узнают.
Сочетается такая замедленная восприимчивость с сужением объема воспринимаемой информации.
Так на одном и том же обозреваемом участке дети, имеющие отклонения в развитии видят меньше объектов, чем обычные дети, то есть участок, включающий много предметов, дети с интеллектуальным нарушением воспринимают, как сравнительно пустой.
Ограниченность восприятия, узость, мешают детям ориентироваться в какой - либо ситуации, особенно в непривычной и незнакомой обстановке.
Недостаточная дифференцированность выражается в том, что дети, рассматривая какой - либо объект, не стремятся разобраться во всех деталях, его особенностях и свойствах. Они не испытывают потребности анализировать, всматриваться, сопоставлять его с другими предметами. Они не могут подчеркивать важные и характерные признаки.
Помимо этого, дети плохо устанавливают взаимосвязь между предметами. В итоге понимание и восприятие окружающего оказываются искаженными и упрощенными.
Дети с нарушением интеллекта по-особенному воспринимают изобразительное искусство. Насыщенные цветовые оттенки и промежуточные цвета. Также дети ошибаются в обосновании выражения лица на картине, не улавливают переживания героев, толкуя их примитивно, элементарно.
К некоторым видам искусства дети остаются равнодушными, так например, музыкальные произведения, оперные спектакли, которые выражают печаль, грусть. Порой у детей можно наблюдать неадекватные реакции, такие как смех вместо огорчения. Некоторые произведения искусства вызывают у детей чрезмерное проявление радости.
Для многих детей значительным препятствием в развитии творческих навыков, является отставание в физическом развитии. Такие недостатки негативно воздействуют на эстетическое воспитание детей. Это проявляется на занятиях хореографией, ручным трудом, изобразительной и музыкально – ритмической деятельности. Обладая коррекционно – развивающими возможностями, эстетические средства воспитания расширяют кругозор ребенка, раскрывают перед ним реальный мир, учат понимать и видеть действительность. Этому содействуют сочетания методов, которые делятся на:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Невозможна без словесного разъяснения демонстрация фильмов, рассматривание картинок, наблюдение за природой, организация занятий по лепке, рисованию, аппликации. Конкретным в воспитании детей с нарушением интеллекта является то, что воздействие наглядности необходимо сочетать словесными пояснениями, так как чувства учащихся ярче выражаются в результате правильно организованного впечатления. В высказываниях детей с нарушением интеллекта присутствует недостаток образной речи и педагогу необходимо приложить большие усилия для ее формирования. Рекомендуется проводить различные лексические упражнения в процессе подготовки к праздникам, во время прогулок, занятиях ручным трудом и других. Внеклассные занятия в коррекционной школе приобретают особое значение. Они весьма многообразны, и позволяют использовать, разные формы и средства эстетического воспитания. Применяют три формы эстетического воспитания:
- индивидуальные ( обучение отдельных детей работе с природным материалом, художественному чтению, танцам, пению, вышивке, игре на музыкальных инструментах, созданию композиций и другим).
- групповые (сюда входят занятия студий, кружков, танцевальных групп, секций и другие).
- массовые ( общешкольные утренники, праздники, соревнования, «творческие отчеты», викторины и.т. д.). Выбор эстетических форм зависит от содержания работы.
К средствами эстетического воспитания относится:
- Создание благоприятных условий и устройство быта;
- Организация творческой и исполнительской деятельности учащихся;
- Исполнение или демонстрация художественных произведений с дальнейшим разбором и оценкой.
Выбирая средства, формы и методы, нужно обязательно опираться на содержание эстетического воспитания. Эстетическая культура в жизнь детей вносит конкретные образы, новые эмоции, воздействует на их чувства, повышают восприимчивость и надолго оставляют след в сознании. Эстетическое воспитание всегда осуществляется комплексно с трудовым, физическим и нравственным воспитанием. Такой подход содействует формированию убеждений и чувств, а также воздействует на развитие эмоционально - волевой сферы. Коррекционно - воспитательный процесс является неотъемлемой частью в коррекционной школе. Создавая необходимые условия, дети с нарушением интеллекта существенно развиваются в художественно – эстетическом восприятии мира. Педагог дает возможность ребенку поверить в себя и свои способности, вводит его в удивительный творческий мир. Эстетическое воспитание корректирует дефекты физического и психического развития, готовит детей к самостоятельной жизни и заботиться о их личностном становлении. Активизируются познавательные процессы, расширяется кругозор, совершенствуется внимание, воля и другие положительные качества в процессе эстетического воспитания. Запас художественно - эстетических представлений укрепляет память детей. Включаясь в художественную деятельность, у детей снижается моторная скованность, и формируются навыки культурного поведения.
У детей в процессе эстетического воспитания формируется эмоциональная и интеллектуальная отзывчивость, они начинают выделять, замечать и оценивать прекрасное. Обогащаются чувства детей, реакции и эмоциональные переживания становятся устойчивыми и разнообразными.
Устанавливая эстетическую атмосферу у детей с нарушением интеллекта развиваются соответствующие потребности и интересы, появляются чувства восхищения и удовольствия, желание общения с прекрасным. Исследователи Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, П. М. Якобсон, В. А. Артемова рассматривали вопросы эстетического воспитания и подчеркивали, что это многогранная и сложная деятельность, которая включает в себя кроме эмоциональных процессов, волевые и интеллектуальные. Они отмечали, что у детей с нарушением интеллекта нарушено звено переработки информации, которая поступает во все каналы восприятия.
Большие возможности для проведения различных сенсорных упражнений, которые оказывают существенные коррекционные воздействия, представляет участие детей в художественной деятельности. Эстетическое восприятие – это эмоциональный процесс. Мероприятия, направленные на развитие эстетического восприятия организуются для того, чтобы дети могли преодолеть дефекты в области эмоций.
У детей с нарушением интеллекта ярко проявляется отсутствие эмоционально – волевой сферы. М. С. Певзнер выделяет учащихся, у которых:
- своеобразие воли и эмоций проявляются в поведении детей особенно заметно;
- проявление эмоций протекает вяло и менее заметно, такие дети индифферентны и безразличны к действующим раздражителям;
- проявление эмоций не имеет нарушений эмоционально – волевой сферы;
- проявление чувств неадекватно, реакция на положительную ситуацию отрицательными эмоциями и наоборот.
Л.В. Занков писал, что у одних детей переживания неуспеха не достигает значительной степени остроты, а у других наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам и реакция таких детей, может быть длительной.
Так перед педагогами стоит важная задача, чтобы дети более глубоко понимали окружающую действительность и адекватно воспринимали ее. Обладая коррекционно – развивающими возможностями, эстетические средства воспитания расширяют кругозор ребенка, раскрывают перед ним реальный мир, учат понимать и видеть действительность.
Эстетическая потребность и стремление к прекрасному не являются врожденными качествами. Они формируются у детей под влиянием педагогического воздействия и окружающей среды. Сенсорное развитие учащихся происходит в процессе систематической и целенаправленной работы. Эстетические средства затрагивают чувства детей и активизируют познавательную деятельность. Благодаря этому улучшается качество восприятия и представления становятся отчетливее. На определенном уровне развития эстетическое воспитание возможно развитие анализирующего восприятия. Когда у детей развиты эстетические чувства, восприятие становится эстетическим. Эстетическое воспитание личности начинает развиваться с раннего детства, где ребенок знакомится с миром красок и звуков. Будучи совсем маленьким, он тянется к красивым игрушкам, картинкам, вещам. Чувства детей в школе становятся богаче, благодаря педагогическому процессу. Ученики осваивают навыки и умения создавать прекрасное и учатся элементам художественного творчества.
Таким образом, под эстетическим воспитанием подразумевается комплексный и систематический процесс.