12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ниязгулова Альбина Ильгамовна17
1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

УДК

Ниязгулова А.И.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.​​​​​​​

В работе рассматривается роль информационных технологий при эстетическом воспитании на уроках математики.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, математика, информационные технологии.

Niyazgulova A.I.

INFORMATION TECHNOLOGY AS A MEANS OF AESTHETIC

EDUCATION IN MATHEMATICS LESSONS.

(Nauch. hands. – K. p. n,. associate Professor Tararuhina N. N.)

This paper examines the role of information technology in aesthetic education in mathematics lessons.

Key words: aesthetic education, mathematics, information technology.

ФГОС НОО – нормативный документ, определяющий требования к уровню подготовки школьника. Исходя из требований ФГОС НОО, следует, что школа должна развивать воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;

эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

представление об искусстве народов России.

В последние годы к проблеме эстетического воспитания учащихся как важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности уделяется большое внимание. В эстетическом воспитании учащихся, нельзя переоценить роль математики как учебного предмета, в этом плане потенциал и возможности математики огромны.

Актуальность эстетического развития учащихся подчеркивалась многими учеными и педагогами [1, 2, 3, 4, 5], исследований посвященных эстетическому воспитанию на уроках математики встречается не мало. Так в работах [2, 5] выделены следующие средства эстетического воспитания на уроках математики: включение демонстрации произведений мастеров искусств, интересные задания, задачи в картинках, использование цвета, а так же юмор.

Опираясь на эти средства, появляется возможность сделать уроки математики эстетически интересными. Если при этом использовать информационные технологии, графические возможности, которые показывают красоту математических теорий, гармоничность форм геометрических тел и геометрическую интерпретацию совершенно новых математических объектов, то можно достичь больших результатов, не только в эстетическом воспитании, но и в математическом образовании.

Развитие современных информационных технологий не утратило необходимости в творчестве, а, напротив стало инструментом для развития более высокого уровня образования, творчества и активности. Они открывают неограниченные возможности в реализации целей эстетического воспитания на уроках математики, которые могут использоваться для приобщения учащихся к прекрасному, воспитания у них эстетических чувств и переживаний, в том числе за счет компьютерной графики, анимации и т.п. Применение современных технологий (компьютерная графика, мультимедиа программы) на уроках математики при рассмотрении художественных, историко-математических материалов, ознакомление учащихся с известными произведениями архитектуры и искусства, создание на компьютере художественно-математических композиций (фрактальных, симметричных), использование демонстрационных материалов, иллюстрирующих различные явления и процессы действительности, работа с цветом – все это развивает образное мышление и воображение учащихся, их эстетическую интуицию и повышает уровень эстетического восприятия материала. Программирование и построение на компьютере узоров, орнаментов, фрактальных множеств способствует развитию логического мышления. Исходя из вышеперечисленного, следует строить эстетическое обучение и эстетическое воспитание учащихся так, чтобы гармонично развивались оба типа мышления: логическое и образное.

Рассмотрим конкретные примеры использования средств эстетического воспитания в сочетании со средствами ИКТ на уроках математики:

1. Посредством компьютера можно демонстрировать учащимся произведения искусств непосредственно на уроках геометрии. Для демонстрации золотой пропорции на картинах «Джоконда» художника Леонардо да Винчи, «Избиение младенцев» - Рафаэля, «Березовая роща» – Ивана Шишкина можно воспользоваться возможностями компьютера, и выделить пятиконечную звезду, спираль и отрезки.

2. Начав урок математики с необычной, интересной задачи, у учителя появляется возможность увлечь учащихся новой темой или закрепить старый материал (показать его в необычном свете). Например, сообразите в уме, на сколько метров возвышался бы столб, составленный из всех миллиметровых кубиков одного кубометра, положенных один на другой.

3. Цвет на уроке математики в основном используется учителем для обозначения на рисунке известных и не известных величин. Учителю стоит задуматься и о цветовой гамме наглядного материала (например, моделей многогранников). Выбор цветов и их количества можно осуществить вместе с учащимися, используя компьютер. Классическую задачу о красках так же можно решать с помощью компьютера. Можно также воспользоваться компьютером для решения ряда необычных задач, в которых требуется вычислить площадь многоугольника (статья «Решетки и зоны Брюллиэна). Разделив цветом, многоугольник на более простые составные части, решение задачи значительно упрощается. Компьютер позволяет экспериментировать с цветами при построении, как моделей многогранников, так и различных фигур.

4. Где как ни на геометрии использовать задачи в картинках. По рисунку определить, что дано, что нужно найти (или доказать) и, наконец, решить задачу. На экране проектора учитель может на глазах у учащихся выделять различными способами элементы рисунка.

5. Юмор эмоционально окрашивает урок математики, вносит элемент неожиданности. К сожалению, количество задач, сформулированных в юмористической форме, очень мало. В основном это задачи для младших школьников (например, задачник автора Г.Остера). Воспользовавшись компьютером, можно создать игру «Путешествие в страну многоугольников». Включить в игру все выше перечисленные средства эстетического воспитания на уроке геометрии и, в частности, юмор просматривается в различных процессах, например, «увядание» шара при неверном ответе учащегося на поставленный в игре вопрос. Данный процесс было бы затруднительно смоделировать без помощи информационных технологий. Преподаватель математики может и должен выявлять красоту предмета, использовать ее для повышения мотивации школьников к изучению математики. Включая в цели урока эстетическое воспитание, мы подключаем еще один (малоиспользуемый, на наш взгляд) резерв повышения успешности учебного процесса.

Таким образом, эстетическое воспитание на уроках математики гармонизирует все духовные и творческие способности учащихся, способствует развитию образного и логического мышления, занимает важное место в процессе формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Если при этом использовать современные информационные технологии, графические возможности которых позволяют показать красоту математических объектов, гармоничность форм геометрических фигур, то можно добиться еще больших результатов как в эстетическом воспитании, так и в математическом образовании. Одним из лучших средств для построения и изучения эстетических объектов математики является программа Adobe Flash. Она позволяет раскрыть в полной мере все интеллектуальные и творческие возможности учащихся, развивает воображение, а также расширяет их кругозор в области компьютерных технологий.

Библиографический список

1. Болтянский В.Г. «Культура и эстетика». //Математика в школе. – №2/1982. – С. 40-43.

2. Кордемский Б.А. «Увлечь школьников математикой». – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.

3. Медведь Э.И. «Воспитание школьников в системе дополнительного образования». Уч. пособие. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОМ», 2002.– 48 с.

4. Саранцев Г.И. «Мотивы, продвигающие решение задачи». //Математика в школе, № 7/2002. –с. 26.

5. Фирстова Н.И.«Воспитание школьников при обучении математики в средней школе». Дис. канд. пед. наук. М.: Просвещение. – 1999. – 157 с.

6. Шарыгин И.Ф. «Нужна ли в школе ХХI века геометрия». //Математика в школе. – №4/2004. – С. 72-79.

7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.

Сведения об авторе

Ниязгулова Альбина Ильгамовна, учитель математики МБОУ СОШ 4 им.Д.С.Тикеевп

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.