12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Турышева Наталья Валерьевна968
Россия, Коми респ., Визинга
Материал размещён в группе «Учителя физики»

План-конспект урока

ТЕМА УРОКА

«Свободное падение тел. Движение тела, брошенного под углом к горизонту».

  1. ФИО учителя - Турышева Наталья Валерьевна.
  2. Место работы - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Койгородок».
  3. Должность - преподаватель.
  4. Предмет – физика.
  5. Класс – 10 класс.
  6. Тема и номер урока в теме – урок №9 в теме «Свободное падение тел. Движение тела, брошенного под углом к горизонту».
  7. Базовый учебник – Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский, физика 10 (классический курс) , М. «Просвещение» 2010 г.

Цель урока: На основе полученных ранее знаний по темам – равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение тела, брошенного вертикально вверх; выработать представление о характере движения тела, брошенного под углом к горизонту; проверить полученные результаты с помощью интерактивной модели «Движение тела, брошенного под углом к горизонту».

Планируемый результат.

Предметные:

  1. овладеть опытом решения задачи экспериментальным и расчетным способом.

Личностные:

  1. формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Владеть основам прогнозирования как предвидения развития процессов
  2. Принимать и сохранять учебную задачу, определять цели и формулировать задачи
  3. Оценивать результаты деятельности на основе анализа имевшихся возможностей и условий её реализации;

Коммуникативные:

  1. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
  2. Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения

Познавательные:

  1. Проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения).
  2. Устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей
  3. Использовать знаково-символических (и художественно-графические) средства и модели при решении учебно-практических задач;
  4. Представлять основные соотношения, следующие из условия, в виде графиков, схем, таблиц и других моделей, используя их для нахождения решений
  5. владеть рядом общих приемов решения задач
  6. уметь обращаться с устройствами и информационными объектами, используемыми в ИКТ; вводить информацию в компьютер и обрабатывать информацию  с использованием устройств ИКТ.


Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Технологии: проблемные методы обучения, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы работы обучающихся: Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки на столах учащихся с ЭОР.

Методическое сопровождение урока:

  1. презентация к уроку  (Приложение 1) с ЭОР «Движение тела под действием силы тяжести» - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc795-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_13.swf;
  2. ЭОР - интерактивной модели[1] - Движение тела, брошенного  под углом к горизонту (№105337)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2cdd1de-ac46-b1a6-a42f-de2db2cdba89/00144675419017284.htm















Таблица 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА

Этап урока

Название

используемых ЭОР


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


Формируемые УУД

Предметные результаты

1

2

3

4

5

6

7


8

1

Организация начала урока




1 мин



2

Мотивация учебной деятельности

Текст, Презентация – слайды 1, 2

Демонстрирует анимацию «Стрельба из пушки по мишени». Изменяет угол наклона, пробует экспериментально попасть в мишень. Задает вопрос: Как артиллеристу стрелять, чтобы быстро и метко  попасть в цель? Как называется область военного дела, в которой изучается военными искусство стрельбы.

Демонстрирует

изображение «Внешняя баллистика». Дает задание и задает вопросы по слайду: «Рассмотрите  слайд. Ответьте на вопросы: Чем характеризуется движение снаряда? Какими знаниями должен обладать артиллерист? От каких величин зависит дальность и высота полета снаряда?


Смотрят, обсуждают, отвечают на вопросы учителя.Высказывают свои предположения о характеристиках попадания в мишень: дальность полета и высота полета снаряда.Высказывают свои предположения о характеристиках движения: начальной скорости снаряда, угла выстрела, массы снаряда, от сопротивления окружающей среды.

3  мин

Р: Владеть основам прогнозирования как предвидения развития процессов

К: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач



3

Актуализация опорных знаний

ЭОР «Движение тела под действием силы тяжести»

Демонстрирует пункт 1 ЭОР, меняет угол наклона интерактивного элемента, пытается попасть в мишень. Задает вопросы:

Чем удобна эта интерактивная модель? Какие из величин мы можем менять при помощи данной интерактивной модели? Что меняется, при изменении угла наклона? Какие силы действуют на снаряд? Куда направлена равнодействующая сила при таком движении? К какому виду движения мы может отнести движение снаряда? Почему  вы считаете, что это такой вид движения?

Смотрят, отвечают на вопросы.

3

К: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

П: Устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей

Называет силы, действующие на снаряд, называет виды движения.

4

Целеполагание


Выводит учащихся на самостоятельную формулировку темы урока, помогает обучающимся сформулировать цели и задачи через систему направляющих вопросов:

Какими знаниями должен обладать артиллерист, чтобы попасть в цель, не расходуя множество снарядов? Что может повлиять на дальность и высоту полета? Можно ли не проводя эксперимента попасть в цель?

Запишите свои предположения в тетрадь.


Формулируют цель урока, ставят учебные задачи, фиксируют информацию в рабочей тетради: выяснить,  от чего зависит дальность и высота полета, по каким формулам можно рассчитать их, научиться применять формулы при решении задач,  как можно использовать формулы, при каких условиях, для каких тел.

Формулируют и записывают задачи урока.

2

Р: Принимать и сохранять учебную задачу, определять цели и формулировать задачи

К: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач



4

Изучение нового материала

ЭОР

Демонстрирует пункт 6 ЭОР, организует работу в тетради:

Задает вопрос: Какую систему отчета необходимо выбрать для описания движения снаряда?

Дает задание: сделайте рисунок, отметьте на рисунке все физические характеристики: начальную скорость, укажите угол наклона, высоту и дальность полета. Организует работу с интерактивной моделью.

Рассмотрите движение снаряда относительно оси ОХ, оси ОУ

Задает вопросы: Чем отличаются два вида движения?

Как меняется дальность полета, если менять значение начальной скорости?

Как меняется высота полета, если менять значение начальной скорости?

Как будут изменяться дальности полета, если изменять угол, под которым начинает двигаться снаряд?

Как будут изменяться высота полета, если изменять угол, под которым начинает двигаться снаряд?

Сделайте и запишите вывод: от каких величин зависит дальность полета и высота полета.

Задает вопрос:

На какой вопрос плана мы получили ответ?

На какой следующий вопрос мы будем искать ответ?






Отвечают на вопрос: двумерную. Делают рисунок в тетради.

Записывают уравнения движения и скорости относительно оси ОХ и ОУ. Сравнивают виды движения, получают и записывают формулы начальной скорости, максимальной высоты и дальности полета тела. Отвечают на вопрос: по оси ОХ движение равномерное, по оси ОУ движение равноускоренное.

Чем больше скорость – тем больше высота и дальность полета.

С увеличением угла наклона значения высоты и дальности полета меняются не линейно.

Формулируют и записывают вывод: дальность и высота увеличивается с увеличением начальной скорости, От угла наклона зависимость нелинейная.

Отвечают на вопрос:

Выяснили, что дальность и высота полета зависят от скорости и их можно вычислить по формулам.

20

П: Использовать знаково-символических (и художественно-графические) средства и модели при решении учебно-практических задач;

Представлять основные соотношения, следующие из условия, в виде графиков, схем, таблиц и других моделей, используя их для нахождения решений

Устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей

К: Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения. Слушать и понимать собеседника, быть толерантным к позициям, отличным от собственной.

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.


Умеют применять формулы равномерного и равноускоренного движения для нахождения дальности и высоты полета.

5

Первичная проверка усвоения знаний


Дает задание:  решите задачу с использованием полученных уравнений, проверьте правильность решения при помощи интерактивной модели?

Решают задачу, проверяют свои ответы с использованием модели, вводя полученное значение угла наклона.

5

П: Использовать знаково-символических (и художественно-графические) средства и модели при решении учебно-практических задач;

владеть рядом общих приемов решения задач;

уметь обращаться с устройствами и информационными объектами, используемыми в ИКТ;

вводить информацию в компьютер;

обрабатывать информацию  с использованием устройств ИКТ.

Умеют применять формулы  для нахождения высоты и дальности полета при решении задач.

7

Первичное закрепление знаний


Демонстрирует интерактивную модель, в которой можно задавать не только угол наклона, но и начальную скорость, начальную высоту, с которой двигается снаряд.

Задает вопрос:  чем отличаются две интерактивные модели? Проверьте, как изменение начальной высоты влияет на высоту и дальность полета?


Сравнивают модели на ноутбуках,  отвечают: можно изменять начальную высоту, с которой вылетает снаряд.

Проводят эксперимент с интерактивной моделью,  отвечают на вопрос:  дальность полета и высота увеличивается.

3

П: уметь обращаться с устройствами и информационными объектами, используемыми в ИКТ;

вводить информацию в компьютер;

обрабатывать информацию  с использованием устройств ИКТ.


8

Актуализация полученных знаний

Презентация слайд 4

Демонстрирует задачу 2. Дает задание: решите задачу с использованием полученных уравнений и проверьте свое решение на интерактивной модели. Сверьте ваш результат с результатом модели.


Задает вопросы: Можно ли артиллеристу использовать данную модель, чтобы практиковать попадание в цель? Ответ объясните.

Для чего необходима данная модель?

Какой вопрос остался у нас не рассмотренным?

Решают задачу, вводят  данные в интерактивную модель,  сравнивают результаты интерактивной модели с результатами решения.

Отвечают на вопрос учителя: Нет, т.к. не все параметры учитываются. Но можно использовать для изучения зависимости дальности и высоты полета от угла вылета снаряда и начальной скорости.

Читают задачи урока и отвечают на вопрос учителя.

5

Р: Оценивать результаты деятельности на основе анализа имевшихся возможностей и условий её реализации;

П: использовать знаково-символических (и художественно-графические) средства и модели при решении учебно-практических задач;

владеть рядом общих приемов решения задач;

уметь обращаться с устройствами и информационными объектами, используемыми в ИКТ;

вводить информацию в компьютер;

обрабатывать информацию  с использованием устройств ИКТ.

К:Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения. Слушать и понимать собеседника, быть толерантным к позициям, отличным от собственной.

Умеют применять формулы  для нахождения высоты и дальности полета при решении задач.



Слайды 8 -10

Демонстрирует слайд 8 – изображение Бородинского поля. Дает задание:  Посмотрите на рисунок. Это Бородинское поле. Как вы знаете, Кутузов и Наполеон использовали во время сражения артиллерию. Разделитесь  на две группы. Прочитайте текст «Орудие образца 1805 года» и рассмотрите ландшафт:  предложите свою расстановку сил. Ответьте на вопрос: Какие необходимые приготовления необходимо сделать, что расположить артиллерию с большей пользой для сражения.

Изобразите расстановку своих сил на карте, расскажите, какие приготовления вы произведете?

Какие знания, которые вы сегодня получили, помогли вам выполнить задание?

Делятся на группы «Наполеон» и «Кутузов», читают, рассматривают карту местности, обсуждают в группах расстановку сил и приготовления к расстановке артиллерии.

 Рисуют на экране интерактивной доски. Рассказывают, какие приготовления  сделают.



К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения. Слушать и понимать собеседника, быть толерантным к позициям, отличным от собственной.

П: использовать знаково-символических (и художественно-графические) средства и модели при решении учебно-практических задач;

владеть рядом общих приемов решения задач;

уметь обращаться с устройствами и информационными объектами, используемыми в ИКТ;

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.




9

Подведение итогов урока. Рефлексия


Задает вопросы: Что я научился делать? Какие новые виды и способы деятельности я применял и усвоил? Что я узнал? Что я еще хочу узнать?


Отвечают на вопросы.

2

Р: оценивать результаты деятельности на основе анализа имевшихся возможностей и условий её реализации;

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.




10

Информация о домашнем задании

Слайд  11

Демонстрирует слайд с домашним заданием, комментирует его, дает рекомендации: если не до конца поняли, как были получены формулы для определения дальности и высоты полета, не освоили алгоритм решения задач при движении тела под углом к горизонту, то прочитайте §16, выполнить упр. 4 (решить задачи). Приведите примеры жизнедеятельности человека, в которых необходимо учитывать высоту и дальность  полета для получения результата деятельности.

Записывают домашнее задание: 

1






[1]Модель позволяет ввести значения, которые были использованы в задаче, тем самым подтвердить или опровергнуть полученный результат с максимальным эффектом наглядности.


Презентация к уроку: 


Приложение 1
PPT / 1.69 Мб

Текст для работы учащихся:


Орудие
DOCX / 797.54 Кб









Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (5)

Ковалева Галина Валентиновна, 23.06.20 в 15:20 1Ответить Пожаловаться
Благодарю, качественная разработка!
Фролова Надежда Михайловна, 23.06.20 в 17:59 1Ответить Пожаловаться
Грамотно составленный урок! Спасибо!
Старшов Михаил Александрович, 25.06.20 в 06:43 1Ответить Пожаловаться
Здорово! первый сврй урок дал в 1958 году, последние лекции прочитал в январе этого года, но ни разу не мог составить вот такой документ. Спасибо!
Турышева Наталья Валерьевна, 25.06.20 в 11:02 2Ответить Пожаловаться
Добрый день всем, спасибо за вашу оценку. В апреле защитила свою высшую категорию и главным аспектом в аттестации было качественно составленные конспекты уроков. К аттестации начала готовится с момента предыдущей. поэтому постаралась изучить методику составления уроков по ФГОС и проводила свои уроки. Это позволило проанализировать уроки, менять содержание, менять формы проведения. Буду рада, если мой опыт вам пригодится.
Старшов Михаил Александрович, 25.06.20 в 11:05 1Ответить Пожаловаться
А кстати, Наталья Валерьевна, в начале этого месяца я опубликовал в этой же группе заметку "Американский мячик на батуте", так вот не приглдится лм она для создания проблемной ситуации на таком же уроке об Свободном падении? Там есть чем озадачить ваших мальчиков, а то кто-нибудь из них возьмёт эту забавную историю в качестве проекта. Часто на трудные неожиданные вопросы первыми находят ответ самые непоселы и создающие помехи школьники, правда же?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.