Урок алгебры в 10 классе «Свойства логарифмов»
Свойства логарифмов
10 класс
Разработала: М.В. Франк,
учитель математики ГБОУ РО НШИ с ПЛП
Авторы УМК «Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 классы» (базовый уровень): Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин. (М: Просвещение, 2017).
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация "Логарифмы и их свойства", раздаточный материал.
Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся, направленной на достижение ими следующих результатов:
• Личностных:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
2) умение легко выполнять математические операции, контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
3) заинтересованность в приобретении и расширении математических знаний и способов действий.
• Метапредметных:
- познавательная деятельность:
1) использование различных методов (опыт, наблюдение);
2) исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;
3) умение перефразировать мысль или условие задачи (объяснить «иными» словами);
4) комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
5) приобретение способности «открывать» новое математическое знание;
- информационно – коммуникативная:
1) умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, признавать право на иное мнение;
2) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы;
3) умение предвидеть возможные последствия своих действий.
- рефлексивная:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение работать в парах и индивидуально;
3) фиксация затруднения, поиск причин возникших трудностей и их устранение;
4) овладение навыками самоконтроля и оценки своей деятельности;
• Предметных:
1) осознанное употребление новых математических понятий (логарифм числа; основное логарифмическое тождество) в устной и письменной речи;
2) формирование умений находить значения логарифма;
3) овладеть первичным опытом использования свойств логарифмов для преобразования выражений, содержащих логарифмы;
4) овладеть опытом осознанного использования имеющихся знаний для «открытия» нового;
5) овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки.
ХОД УРОКА
«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования».
1. Организационно-мотивационный этап.
Доклад зам. командира взвода (количество присутствующих и отсутствующих учащихся). Приветствие. Присаживайтесь, пожалуйста.
Ребята, а задумывался ли каждый из вас над тем, с какой целью он сегодня пришёл на урок? (ответы учащихся). Запишите на полях тетради свою цель и поработайте на неё в течение всего урока. В конце урока проанализируем, достигли вы её или нет, почему.
Сегодня на уроке вам разрешается быть активными и любознательными. Вы можете ошибаться, сомневаться и консультироваться. Уверенна, что вы умело, справитесь со всеми заданиями и трудностями.
2. Этап актуализации знаний. Постановка темы и цели урока.
Фронтальный опрос.
1) Дайте определение степени. Как называется число a? Как называется число n?
2) Какое уравнение называется показательным? (ах = в).
3) Каким может быть число а? число в?
4) Сколько решений имеет показательное уравнение? (одно).
Задание 1 (слайд).
Используя, имеющиеся у вас знания, решите уравнения:
1) 2х = 32; 2) 3х = 81 ; 3) 5х =625; ; 4) 4х = 1\64 ; 5) 6х = 42.
Задание 2. (слайд)
Установите соответствие:
1 | 33 = 27 | а | log77 = 1 |
2 | 24 = 16 | б | log4 (1\64) = -3 |
3 | 4-3 = 1\64 | в | log327 = 3 |
4 | 50 = 1 | г | log216 = 4 |
5 | 71 = 7 | д | log51 =0 |
Задание 3. (слайд)
Исходя из определения логарифма, найдите число, логарифм которого:
а) по основанию 6 равен 2;
б) по основанию 3 равен 4;
в) по основанию 2 равен – 2.
Проверьте работу, обменявшись с соседом тетрадями и поставьте отметку.
Ответы (слайд):
Задание 1: 1) 5; 2) 4; 3) 4; 4) -3; 5)log642
Задание 2: 1 – в; 2 – г; 3 – б; 4 – д; 5 – а.
Задание 3: а) log636; б) log381; в) log20,25.
12- 13 – «5»; 10 - 11– «4»; 8- 9 – «3»; 0 – 7 – «2»
Учитель: Какое понятие, связано с решением показательных уравнений? (понятие логарифма).
- Сформулируйте определение логарифма.
- На какой вопрос отвечает логарифм? (В какую степень нужно возвести число а (основание), чтобы получить число b).
- Как вы думаете, можно ли логарифмы складывать, вычитать, преобразовывать?
- Как вы думаете, что мы должны знать, чтобы выполнять действия с логарифмама? (ответ: свойства логарифмов).
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Итак, тема урока: «Свойства логарифмов». (Записывают тему урока: учащиеся - в тетради, а учитель – на доске)
Учитель: Подумайте и предположите, какова цель урока?
Цель урока: изучить свойства логарифмов и научиться их применять на практике.
3. Этап «открытия» нового знания.
Задание 4.
Рассмотрите новую ситуацию. Постарайтесь, используя имеющиеся у Вас знания найти значения выражения
Учащийся выполняет задание у доски:
Обозначим log316 =x, тогда по определению логарифма: 3х = 16. Вернёмся к заданию 3log316 и получим: 3log316 = 16.
Учитель: Обобщим полученный результат: а logab = b (а >0, а ≠ 1, b>0). Получили определение логарифма или основное логарифмическое тождество.
Учитель: Ребята, откройте свои учебники, проделайте следующую работу: сверьте ваши выводы с тем, что написано в учебнике на странице стр. 91, запишите тождество в тетрадь.
Работа с учебником:
№ 274 (1,3), 275 (1,3)
Один ученик работает на крыльях доски, а остальные - в тетрадках, затем осуществляют взаимопроверку с выставлением баллов на полях, а работающий у доски, объясняет решение.
Физкультминутка.
Проведём, друзья, сейчас
Упражнения для глаз.
Влево, вправо посмотрели
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз,
Посмотри.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагонали,
Плавно глазками моргаем
С силой глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
-Можно глазки открывать.
Учитель: Давайте, ещё раз вспомним определение логарифма. На какой вопрос отвечает логарифм? (В какую степень нужно возвести число а (основание), чтобы получить число b).
Учитель: Операция нахождения логарифма числа называется логарифмированием. Эта операция является обратной по отношению к возведению в степень с соответствующим основанием.
Давайте попробуем установить связь между свойствами степени и логарифма.
Ребята продолжите фразу, начатую мной:
… = 0. (1)
… (2)
… . (2)
… . (x>0, y >0, x≠1) (3)
… . (4)
Учитель: предлагаю вам разделиться на три группы и доказать свойства 2- 4, используя, имеющиеся у Вас знания.
Запишите доказательство на листочке и выберите человека, который на доске запишет доказательство.
Далее в большой группе (весь класс) рассматриваются доказательства и на примерах, показывается применение свойств.
1) ; 4) ;
2) ; 5)
3) ; 6)
Учитель: обратимся к учебнику, откройте его на стр. 94. Сравните доказательство.
Давайте ещё раз с помощью следующего слайда сформулируем свойства логарифмов:
1. Логарифм числа 1 по основанию а равен нулю: loga1 = 0, a > 0, a # 1.
2. Логарифм числа а по основанию а равен единице: logaa = 1, a > 0, a # 1.
3. Логарифм произведения положительных чисел равен сумме логарифмов сомножителей: log a(ху) = logaх + logaу, a > 0, a # 1,х > 0,у > 0.
4. Логарифм частного положительных чисел равен разности логарифмов делимого и делителя: log a (х/у) = logaх - logaу, a > 0, a # 1, х > 0, у > 0.
Подчеркивается, что свойства 3 и 4 применяются как «слева направо», так и «справа налево».
5. Логарифм степени положительного основания равен произведению показателя степени на логарифм основания степени: log aхр = р logab, х > 0, a > 0, a # 1, р∈R.
Этап первичного применения новых знаний на практике.
Выполните № 290 – 293 по вариантам (первый вариант – 1, 3 задания; второй вариант – 2, 4 задания).
Взаимопроверка (ответы на слайде). Подробный разбор заданий.
VI. Домашнее задание (обязательная часть и вариативная)
Обязательная часть:
1.1. Изучить теорию в учебнике §16, стр. 94, выделить моменты, вызвавшие затруднения.
1.2. Выполнить письменно задание из учебника № 368 - 371 (2,4)
2. Вариативная часть (по желанию)
2.1. Выполнить письменно задания из учебника: № 372.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Достижение личностных результатов.
- Ребята, в начале урока Вы поставили личную цель. Достигли её Вы или нет? Кто хочет, поделитесь своими выводами вслух?
Продолжите предложения (задания на слайде):
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
меня удивило…
Ребята, вы все хорошо поработали! Сегодня первый урок изучения новой темы, поэтому главное, что вы поняли смысл новых знаний и участвовали в «открытии» нового знания. Поэтому в журнал я выставлю только отличные и хорошие отметки.
На следующем уроке мы продолжим работу, познакомимся с другими новыми понятиями. Спасибо за урок! До свидания!