12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сабирова Зимфира Гелметдиновна89
0

Таблица "Таблица особенностей психофизического развития лиц с нарушением интеллекта и трудности профессионально трудовой деятельности"

Таблица особенностей психофизического развития лиц с нарушением интеллекта и трудности профессионально трудовой деятельности

Процесс

Характеристика процесса

Трудности профессионально трудовой деятельности


1.

Ощущение восприятие

Сужен объем зрительного восприятия, затруднено ориентирование. Восприятие характеризуется замедленным темпом и объемом, поэтому формирование знаний, освоение двигательных действий требует больше времени. Трудности восприятия пространства и времени мешают ориентироваться в окружающем, улавливать внутренние взаимосвязи.

Сложность трудового обучения связана с отсутствием у ребят общетрудовых умений и навыков, таких, как ориентировка в задании, планирование работы, контроль и оценка собственной деятельности, а так же с неумением выполнять трудовое задание при изменении условий работы. Это снижает самостоятельность умственно отсталых младших школьников. Учащиеся с нарушением интеллекта часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления, не могут определить последовательность действий, выбрать наиболее эффективные способы выполнения задания. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними. Они испытывают большие трудности при выполнении задания, не умеют определить, какие им потребуются инструменты. Самостоятельно, без специального обучения, дети с интеллектуальной недостаточностью не могут руководствоваться наглядными инструкциями: образцами, чертежами, рисунками, технологическими картами.

Практически у всех детей с нарушением интеллекта в той или иной степени нарушена координация движений рук, что оказывает негативное влияние на выполнение практических действий, а так же на контроль и регуляцию при формировании двигательных трудовых навыков. И чем больше изменено задания, тем сложнее умственно отсталым младшим школьникам использовать сформированный навык. Это указывает на недостаточное развитие интеллектуальных компонентов трудовой деятельности и нарушения двигательной сферы.

В процессе трудового обучения коррекция дефектов умственного и физического развития школьников с ИН состоит в формировании у них интеллектуальных трудовых умений, в развитии точности, ловкости, координированности тонких движений рук. Значительное место в процессе трудового обучения таких детей должно отводиться развитию образного мышления, воображения, элементарных творческих способностей для формирования у них умения приспосабливаться к изменяющимся трудовым условиям и в то же время вносить в стандартную ситуацию элементы вариантности, проявлять творческую активность в труде.

Формирование практических умений способствует моральному становлению личности, служит фундаментом ее нравственного развития. Трудовое обучение и воспитание умственно отсталых детей должны формировать потребность трудиться, развивать чувства ответственности за выполняемую работу и положительного отношения к труду.У многих учащихся с интеллектуальной недостаточностью постепенно формируется положительное отношение к рудовому обучению. Однако оно недостаточно осознанное, пассивное и малоустойчивое.

2.

Память

Память характеризуется слабым развитием и низким уровнем запоминания, сохранения, воспроизведения. Особенно затрудненно осмысленное запоминание. То, что удерживается механической памятью, тоже быстро забывается. Это касается как словесного материала, так и движения. Поэтому каждое физическое упражнение, речитатив, указание требуют многократного повторения, причем лучше запоминаются яркие, эмоциональные переживания, вызвавшие интерес. не прочное запоминание, быстрое забывание, механическая память сформирована.

3.

Мышление

Мышления недостаточность развития всех мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). Большие трудности с использованием наглядно-образного словесно-логического мышления. Положительные сдвиги при оречевлении действий и результатов. Ограничена способность к абстрактному мышлению Относительная сохранность наглядно-образного

4.

Внимание

Уменьшен объем внимания, ухудшена концентрация внимания, произвольное внимание нестойкое; Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностью его распределения, замедленностью переключения. Дети не могут долго сосредотачиваться на одном объекте, быстро отвлекаются. Это проявляется в том, что при возникновении любых трудностей они стараются их избежать и переключаются на что-то другое.

5.

Моторика крупная и мелкая

Особенности моторики обусловлены прежде всего недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.

Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.

6.

Эмоционально-волевая сфера

Отмечается недоразвитие, неустойчивость эмоций, отсутствие оттенков переживаний, слабость собственных намерений, стереотипность реакций. Всем детям свойственны эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, трудности в понимании мимики и выразительных движений. Наблюдаются случаи то выраженного эмоционального спада, то повышенной возбудимости. У детей этой категории наблюдается недоразвитие навыков игровой деятельности, они с удовольствием играют в известные, освоенные подвижные игры и с трудом осваивают новые.

7.

Мотивационно-потребностная сфера

Характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей.

Этим детям свойственна «короткая» («близкая») мотивация деятельности, а также слабая и элементарная мотивация отношений. Деятельность учащихся младших классов специальной школы в значительной степени зависит от ситуации.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.