Урок географии в 7 классе на тему «Тайга России»

4
1
Материал опубликован 29 August 2019

Тайга России

Цель: знакомство с растительным миром лесной зоны

Задачи : 1. познакомить учащихся с разнообразием растительного мира зоны лесов, с новым понятием "тайга.

2. развивать мышление, пространственную ориентацию, навыки работы с атласами, настенной картой, текстом учебника; обогащать словарный запас; расширять кругозор.

3. прививать интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и основные источники информации: атласы, карандаши простые, карта «Природные зоны России», наборы шишек и веточек хвойных деревьев, тетрадь на печатной основе.

Ход урока.

    Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка присутствующих.

II. Повторение изученного ранее материала.

Урок начнём с повторения прошедших тем.

а) Работа с понятиями.

-послушайте внимательно, что означают эти слова: арктическая пустыня, тундра, лес, степь, полупустыня и пустыня, субтропики, горы.

Предполагаемые ответы детей: это природные зоны.

б) Проверка словарного слова

Природная зона (обучающиеся по рядам хором повторяют определение)

в) Работа по карте.

-Какую природную зону мы с вами начали изучать?

Предполагаемые ответы детей: лесную.

-В каких частях России расположена эта зона?

Предполагаемые ответы детей: В Европейской и Азиатской частях.

Ш. Изучение нового материала.

-Где более разнообразен растительный мир: в тундре или в лесной зоне?

-Почему?

Закрепляем ответы детей чтением первого абзаца из учебника со стр. 75

-Что необходимо для роста деревьев?

-Почему эта зона так называется?

Тема нашего сегодняшнего урока, это «тайга России».

Растительный мир нашей с вами Родины России очень разнообразен. На ее территории можно встретить как участки с хорошей растительностью, так и с очень бедной. Сейчас вы по карте определите какая природная зона занимает наибольшую площадь. (ответ зона лесов)

Правильно, ребята, это зона лесов, но она делится на под зоны. Назовите их.

Сегодня мы наш урок посветим изучению растительного мира тайги.

Откройте учебник на странице 75 и прочитайте первые 2 образца.

Сейчас мы с вами попробует сформулировать определение тайги и запишем его в тетрадь.

Тайга – это хвойный лес.

Зона тайги расположена и за пределами нашей страны. Она расположена также на на севере Европы, Азии и Северной Америки.

Вспомните из курса биологии и природоведения хвойные породы деревьев(ель, сосна, пихта, кедр, лиственница).

Сейчас мы прочитаем стр. 75 3 абзац и узнаем из него , где на территории России расположена тайга.

-Почему их называют хвойными?

Хвойными называют деревья, у которых вместо листьев – хвоя. Хвоинки –листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть, уменьшает испарение воды. Хвоинки зимой обеспечивают дерево необходимым количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Отсюда название - «вечнозелёные».

Сейчас мы с вами подробно рассмотрим каждое дерево тайги.

Учитель рассказывает о сосне, ели, кедре, лиственнице. Свой рассказ сопровождает показом образцов веток и шишек, по карте показывает ареалы произрастания и к настенной карте прилепляет соответствующие таблички.

IV. Физкультминутка.

- Вы помните о том, что все растения в лесу занимают каждый свой ярус?

- Я буду называть вам растения леса. Если это растение занимает 1 этаж, то вы встаете на носочки, если 2 этаж, то вы слегка наклоняетесь вперед, а если 3 этаж, то вы приседаете.

(ПИХТА, МАЛИНА, ПАПОРОТНИК, ЛИСТВЕННИЦА, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА, МОЖЖЕВЕЛЬНИК, ЧЕРНИКА, КЕДР, МОХ , БРУСНИКА, ЕЛЬ).

Значение тайги. Охрана леса. Последний абзац по учебнику стр.77

V. Закрепление изученного.

1. откройте рабочую тетрадь на странице 58 и выполните задание под номером 3 . (решить иллюстрированный кроссворд).

2. выполнить задание номер 4. (подписать рисунки , с какой ветки детка).

3. вставить пропуски в карточки

Европейская тайга простирается от _______________ до __________. Состоит главным образом из _________ , ______________ , местами встречается_____________.Сосна – это _____________________растение. Произрастает на __________________ почвах. Ель растет во ________________местах. Тайга Западной Сибири представлена ____________,______________,______________. Она густая и труднопроходимая. Таёжные леса обычно образованы ______________ярусом растений.

VI. Итог по уроку.

-Какую тему мы сегодня изучали?

- Почему растительность лесной зоны богаче, чем растительность тундры?

-Какой лес называется тайгой?

-Как приспособились деревья тайги к суровому климату?

Оценки за урок.

Домашнее задание: прочитать текст на страницах учебника 75-77. Ответить на вопросы . вопрос 5 письменно в тетради.























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

На мой взгляд, это не конспект урока. а развёрнутый план. А вот оценку плану дала бы хорошую. Я считаю, что было бы лучше, если отдельные учащиеся получили опережающее задание и рассказали о растениях тайги на уроке. Это было бы полезнее, чем рассказ учителя.

31 August 2019