Возможности технологии «Педагогических мастерских» в реализации единства воспитания и обучения школьников на уроках физики
«Возможности технологии «Педагогических мастерских» в реализации единства воспитания и обучения школьников на уроках физики».
Маленькие дети часто задают множество вопросов. Их интересует все: «зачем?», «почему?», «когда?». Открытые к разговору, непосредственные и любопытные они «мучают» вопросами своих родителей, воспитателя, первого учителя. Но проходят годы, и арсенал вопросов тает, а педагоги жалуются, что детей трудно «разговорить». Вместо того чтобы спрашивать они ждут вопроса от учителя, вместо того чтобы спорить они молчат. Кто виноват в том, что у детей пропадает желание стать «почемучкой»? В чем причина таких перемен? Возрастные особенности, страх, лень? А может быть причина в нас – учителях? Мы стараемся объяснить материал сами, «разжевать», при этом не отвлекаемся на вопросы и бережем время на уроке. Тем более физика, предмет сложный. И нас не заботит, что на долю учеников не остается никаких трудностей. Но «Воспитание человека, формирование … потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развитие России».[1] Невозможно создать современную инновационную экономику, если обучение притупляет интерес, желание спорить и отстаивать свою точку зрения, гасит любознательность. Необходимо так организовать деятельность на уроке, чтобы она содержала «пружину» для саморазвития и побуждала ученика к мыслительной активности.
Несколько лет я использую на своих уроках технологию «Педагогические мастерские» – нестандартная, оригинальная форма учебно-воспитательного процесса. Главное в Мастерских не сообщать и осваивать информацию, а обучать способам работы. Задача учителя провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия». Важнейшим элементом технологии Мастерских является групповая работа (малые группы часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Конечно, творческая активность приходит к учащимся не сразу. Иногда, особенно на первых порах, групповая работа бывает недостаточно эффективна. Поэтому я предлагаю обучающимся обсудить правила работы в группе и воспользоваться в дальнейшем «памятками».
Памятка.
1. Внимательно выслушай и пойми мысли товарища по группе.
2. Если не понял, спроси еще раз.
3.Высказывай свои мысли кратко и четко.
4. Если не согласен с ответом товарища, обоснуй, почему.
5.Если не согласны с тобой, установи, почему.
6.Если доказали неверность твоих взглядов, признай свою ошибку.
7. Помни: решение проблемы зависит от каждого члена работы группы. [2]
Технология «Педагогические мастерские» позволяет усилить включенность детей в групповое обсуждение проблемы, развивает навыки участия в групповой работе, в совместном принятии решений. Школьники приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, анализировать, сравнивать, доказывать и оспаривать другие точки зрения. В ходе такой работы у обучающихся формируются определенные базовые национальные ценности: стремление к познанию и истине, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности. Тем более что одно из основных направлений организации духовно - нравственного развития обучающихся заключается в «воспитании трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии». [1]
Технология «Педагогические мастерские» предполагает последовательную реализацию семи технологических этапов. Рассмотрим этапы данной технологии, предполагаемые результаты, а так же задачи воспитания, которые решаются в процессе работы. (Таблица №1) На мой взгляд, важны и интересны этапы «Индукция» и «Самоконструкция». Обучающиеся рисуют в тетрадях познавательный объект и записывают все, что знают о нем. В процессе создания рисунка можно увидеть индивидуальность человека – чем он отличается от других, его сильные стороны, его интересы и увлечения. Дети с большим желанием включаются в творческую деятельность, потому что «Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует всё, что его интересует» (Из детского стихотворения). Таким образом, появляется эмоциональный настрой на работу и школьники получают опыт самовыражения в доступных видах художественного творчества. Включение в процесс творчества всегда предполагает переживание достаточно сильных эмоций, связанных со стремлением совершить «открытие», показать окружающим свою точку зрения, доказать ее правильность, проявить свое «Я». Прав Сухомлинский В.А. «Отсутствие единства эмоционального воспитания и познания мира является одним из самых опасных источников равнодушного отношения к знаниям». [3]
В процессе работы формируется не только позитивное отношение к учебе, но и навыки сотрудничества. Включенность всех учеников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении на этапах «Социоконструкция» и «Социализация». После чего группа на этапе «Афиширование» заинтересованно следит за работой и поддерживает связь со своими представителями. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение к данной проблеме. Обращение учеников друг к другу, способствует углубленному и разностороннему обсуждению самих идей, точек зрения, проблем. «Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата» способствует работа на этапе «Разрыв».[1] Осознав возникшие познавательные противоречия, обучающиеся работают с источниками информации, выполняют фронтальные экспериментальные задания (ФЭЗ). Творческий процесс в группе позволяет ученику обогатить свой опыт за счет знаний, умений одноклассников, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.
Последний, обязательный этап: рефлексия. То, чему необходимо научиться - анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
Обучить человека на всю жизнь невозможно, важно культивировать в нем интерес к накоплению знаний, стремление самостоятельно и творчески овладеть информацией, выполнять задания, требующие проявления критичности ума, воображения, фантазии, мечты. Таким образом, технология «Педагогических мастерских» является эффективным средством для реализации образовательной и воспитательной функции обучения.
В заключении немного о грустном. Каждый раз, проводя открытые уроки для учителей школы и района, я надеюсь на то, что кто – то заинтересуется данной технологией. Но, к моему большому сожалению таких желающих нет. Многие учителя знают о ней, слышали от коллег, изучали на курсах, но использовать в своей практике не хотят, тем более учителя физики. Почему? Ответ простой. Физика - предмет сложный, не всякому по силам. Рисовать и заниматься разговорами, нет времени, надо научить детей решать задачи. Но чтобы научить решать сложную задачу по физике надо, прежде всего, научить ребенка не боятся ее, чтобы не было страха у школьной доски, а чтобы было желание понять и узнать.
Таблица №1.
Технологические этапы |
Деятельность ученика |
Задачи воспитания |
Метапредметные результаты. |
1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. |
- Рисуют в тетрадях познавательный объект. |
Развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты. |
Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели, задачи и планировать пути достижения; поиск, анализ и отбор нужной информации. |
2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. |
Записывают все, что знают о познавательном объекте. |
Развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты. |
Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели, задачи и планировать пути достижения; поиск, анализ и отбор нужной информации. |
3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов. |
- Работают в парах по заданию учителя. |
Развитие способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам. |
Познавательные УУД: умение устанавливать причинно - следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы. |
4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция) |
- Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами. |
Развитие способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам. |
Коммуникативные УУД: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
5. "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними. |
- Представляют результаты работы групп. |
Укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма. |
|
6. "Разрыв" - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. |
- Осознают возникшие познавательные противоречия. |
Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. |
Личностные УУД: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники. |
Библиография.
1.А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» М. «Просвещение» 2009.с.23.
2.Журнал «Физика в школе»№1 1990 А.И. Бугаев «Групповая деятельность учащихся при обучении физики» с.27-31
3. Сухомлинский В.А. «Рождение гражданина». - М.: Молодая гвардия, 1971.-с.247
4.Интернет-ресурсы.