Эссе «Талантливый учитель — одаренным детям»
Эссе
«Талантливый учитель - одаренным детям»
Вологин Николай Васильевич – учитель географии
МОУ «СОШ №63 с УИП»,
г.Саратов, Ленинский район.
С первых дней работы в школе всякий начинающий учитель, анализируя педагогическое сообщество школы или своего микрорайона, слышит мнение о отдельных коллегах – талантлив! Это определение откладывется в сознании, свербит и будоражит профессиональное самолюбие, определяет стиль всей жизни! Но чтобы прийти к пониманию истоков таланта, примерить на себя хотя бы крупицы всего его содержания нужно «съесть не один пуд соли», порою для этого не хватает всей жизни. Несомненно, это особое умение! Появляется ли оно с первым вздохом или это результат большого педагогического опыта, любви к детям, упорного труда над собой! Умение вовремя поддержать ученика в ежедневных поисках, раскрыть его возможности и сформировать убежденность в том, что знания являются абсолютной ценностью нашего времени приходит с годами…!
Сегодня, глядя через призму десятилетий работы в школе, приходишь к мысли о том, что именно любовь к детям становится тем генератором, позволяющим мне двигаться вперед. Дети очень тонко чувствуют это на интуитивном уровне и платят мне этим же. Родные и знакомые иногда меня спрашивают, как я выдерживаю все и продолжаю работать в школе? А ответ прост – я просто люблю детей, даже двоечника с его двойками, пропусками уроков, невыполненными домашними заданиями. Мне не нужно что-либо терпеть в школьной среде, она является неотъемлемой частью меня, моей жизни! Но талантливый учитель отличается от хорошего учителя еще и тем, что он находится в постоянном поиске, учится, развивается. Именно работа по призванию, постоянное ощущение ответственности, – это то, что отличает талантливого педагога. Мне, как учителю биологии, географии и экологии, приходится работать с разными детьми - по уровню развития, воспитанности, обученности. Но я для себя уяснил главное, что если в чем-то сегодня у ребенка получается лучше, чем это было вчера, то это уже успех – успех учителя, успех ученика.
Сегодня много говорят об одаренных и потенциально-перспективных детях. Новые образовательные стандарты уделяют немало внимания воспитанию и поддержке способных школьников. Мы имеем возможности создавать творческие группы среди школьников, различные по составу и выполняемым задачам. Более 10 лет я возглавляю творческие лаборатории в школе по разным тематикам: по адаптации учащихся к учебникам нового поколения, по внедрению предпрофильной подготовки и профильному обучению в школе, по внедрению в общеобразовательный процесс инновационных технологий, руковожу профильным школьным методическим объединением. Стремление понять, освоить и применить – это то, что всегда двигало мною.
Работая со школьниками в рамках своего предмета, стремясь всеми способами активизировать деятельность ученика, закрепить у него такое же желание двигаться вперед, я практикую работу над проектами эколого-биологического и натуралистического содержания. За весь период работы в школе, создано научное общество моих учеников из числа талантливых учеников и не очень, из числа тех, кто движется вперед и в малом, и в большом. Из числа тех, кто своими успехами в жизни в разных сферах деятельности говорит, что он лучший, а это есть проявление высшей формы благодарности учителю. Так кто он – одаренный ребенок? Тот, кто знает все предметы на «5», кропотливо работает над каждым заданием, над каждым уроком? Я думаю, что нет. Можно знать много, можно грамотно использовать свои знания. Но лишь талантливый человек способен делать это с любовью.
Хорошо, что талантливых детей становится больше, что создаются условия для их развития. Только при всем этом не обойтись и без талантливых учителей!