Урок литературы в 7 классе «Тамара Витальевна Михеева и её герои»
Урок литературы в 7 классе
Тема урока: Тамара Витальевна Михеева и её герои
Цель:
Познакомить обучающихся с творчеством и биографией Тамары Витальевны Михеевой; развить понятие о теме и идее произведения
Задачи:
- Образовательные:
развить умение формулировать понятия;
формировать умение отличать рассказ от других жанров;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать технику чтения.
- Развивающие:
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
развитие умения формулировать выводы, ответы на проблемные вопросы;
- Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к русской литературе;
воспитание ценностного отношения к слову и культурным традициям народов России;
развитие коммуникативных УУД:
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
тексты повести Т. В. Михеевой «Лёгкие горы»
Фотовыставка «Т.В. Михеева: солнечный писатель»
Этапы урока.
Обоснование темы, психологический настрой на восприятие урока, мотивация.
Вступительное слово учителя и короткая беседа с учащимися.
Формулирование цели урока.
Учитель подводит учащихся к самостоятельной формулировке цели урока.
обращение к эпиграфу (учащиеся читают, комментируют)
Повести Тамары Витальевны легки и увлекательны. Ей достаточно всего нескольких точных фраз, чтобы создать узнаваемый образ… разных героев объединяет одно ― им нет и шестнадцати лет. И в каждом из них читатель-сверстник узнаёт себя или своих друзей.
А.П. Торопцев
Вопросы и задания.
- Опираясь на звучание темы, имени урока, на мысль А.П. Торопцева, используемую в качестве эпиграфа этого урока, на прозвучавшие ответы учащихся сформулируйте цель сегодняшнего урока.
- Что вы знаете о жизни и творчестве, о книгах Т.В. Михеевой?
3.Устный обмен фактами, обсуждение презентации и устных сообщений по биографии Тамары Владимировны Михеевой.
Тамара Михеева родилась 26 февраля 1979 года в городе Усть-Катаве, Челябинская область.
Отец девочки родом из Иркутска. После института приехал на работу на Усть-Катавский вагоностроительный завод инженером - конструктором.
Мать - коренная уралка - режиссер народного театра во Дворце культуры.
В семье было трое детей. Тамара - средняя. Можно сказать, что она выросла во Дворце культуры, куда мама впервые взяла ее - двухмесячную - с собой на работу. Сначала девочка спала в коляске, потом на рояле. Подросла, сидела рядом с мамой во время репетиций или бродила по Дворцу культуры.
Тамара Михеева с детства любила читать. Постепенно она поняла, что писать так же интересно, как и читать. Она помнит первое свое сочинение.
Во втором классе учительница задала сочинение на тему «Поспешишь - людей насмешишь». Это была ее первая сказка. И еще один мотив побудил ее писать. В доме была хорошая библиотека, но книг не хватало. Прочитала «Волшебник Изумрудного города», а продолжения не было. Захотелось самой досочинить сказку.
В возрасте 14 лет увлеклась верлибром - свободными белыми стихами. Но долгое время Тамара стеснялась своих творений, прятала свои рукописи. Знала только мама, что дочка пишет.
Закончила Литературный институт имени Горького.
Дополнительно посещала семинар по детской литературе А.П. Торопцева и Р.С. Сефа. В 2008 году была участницей семинаров молодых писателей, пишущих для детей в Тарханах.
В следующем году в Старой Руссе. Так же являлась участницей Форума молодых писателей в Липках с 2009 по 2011 год и участницей фестиваля «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа».
В 2006 году Тамара Михеева стала финалистом премии имени В.П. Крапивина.
В 2007 - лауреатом Национальной премии «Заветная мечта» за повесть «Асино лето».
За сборник «Юркины бумеранги» в 2008 году стала лауреатом литературной премии имени С.В. Михалкова.
Кроме того, в 2010 году получила поощрительную награду конкурса имени Сергея Михалкова за повесть «Лёгкие горы».
Тамара Михеева является членом Содружества детских писателей Урала, а также член жюри премии имени В.П. Крапивина.
Живет Тамара Михеева с семьей в селе Миасском, работает в школе, преподает литературу. Продолжает писать книги. Пишет по старинке на бумаге, потом заносит в компьютер.
Замужем. Воспитывает двоих сыновей.
4. Работа с текстом повести.
- Перескажите кратко содержание 1-й части повести.
- Составьте 3 вопроса по содержанию рассказов.
Обучающиеся формулируют друг для друга вопросы, отвечают на них, зачитывают примеры-иллюстрации из текстов рассказов.
5. Прочитайте высказывания писателя, как они характеризуют её художественный мир.
«То, о чём мы мечтаем в детстве, остаётся с нами навсегда. Мне кажется, что детство – это главное время в жизни человека. Может быть, поэтому я и пишу для детей. Ведь мне есть чем с ними поделиться». Т. В. Михеева
«Я мечтала собрать всех бездомных собак и выступать с ними в цирке. Дрессировщиком работать. Или воздушным гимнастом. Или хорошо бы ещё стать океанологом! Или тренером дельфинов! Мультипликатором! Лесоводом! А ещё жалко, что девочек в мореходку не берут!» Т. В. Михеева
6. Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к повести Т.В. Михеевой (по выбору)
7. Приложение
Материалы фотовыставки «Т.В. Михеева: солнечный писатель»
Селиванова Галина Геннадьевна