Урок по биологии в 5 классе на тему «Царство грибов»
Урок биологии 5 класс (с использованием биоадекватной методики)
Цель урока: познакомить учащихся с представителями живого царства грибы, их многообразием и значением.
Задачи:
Образовательная: сформировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
Развивающая: развивать речь, анализировать материал, выделять главное; формировать умения выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений.
Воспитательная: воспитывать уважение к мнению товарищей; способствовать формированию ответственного отношения к природе, понимания необходимости защиты окружающей среды, любознательности и интереса.
Оборудование: музыка: «Музыка и звуки леса», бумага А4, карандаши цветные, корзинка с муляжами грибов, кусочки хлеба на шпажках, презентация.
I. Организационный момент.
Радуюсь утру, радуюсь дню
Здравствуйте дети - я вам говорю.
С доброго слова начнём мы урок
К знаниям новым всегда будь готов!
Гармонизация пространства, создание позитивного настроения.
II. Актуализация знаний.
Сейчас я проведу игру для самых внимательных и любознательных.
Сначала я задам вопрос,
А ты затем над ним всерьез
Подумай и одно из двух
"Да" или "Нет" - ответь нам вслух.
Коль ты находчив, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам –
Играй и все увидишь сам.
Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый? (Нет.)
А рассекая гладь пруда, умеют плавать гуси? (Да.)
А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (Да.)
А крокодил собрать букет из белых лилий может? (Нет.)
Верблюд способен - дай ответ - идти 3 дня без пищи? (Да.)
Скажи мне, злые холода для обезьян опасны? (Да.)
В конце спросить пришла пора: тебе понравилась игра?
Молодцы ребята! Я вижу, вы многое знаете о жизни живых организмов.
Мы сегодня познакомимся с самым удивительным царством живой природы. Без представителей этого царства нельзя испечь хлеб, сделать некоторые сорта сыра, иногда вылечить человека.
Для того, чтобы узнать тему урока необходимо разложить числа на множители (Сл. 2)
Добро пожаловать в Царство грибов!
III. Введение новых знаний. Работа с образом (фаза отдыха).
Оптимальное функциональное состояние. Формирование учебного мыслеобраза
(дети кладут голову на руки, лежащие на парте, закрывают глаза; звучит «Музыка и звуки леса», учитель медленно читает, повторяя главные мысли).
Представьте лесную тропинку, зовущую в необыкновенное путешествие. Смело идите по ней. пусть она приведёт нас в утренний хвойный лес. Осмотритесь вокруг. Полюбуйтесь хрустальными капельками росы, свисающими с веток ели. Проведите пальчиками по колючим иголочкам дерева. Почувствуйте легкий хвойный аромат, витающий в воздухе. Обратите внимание: под деревом стоит «семейка» опят, рассмотрите их. Пусть этот образ станет символом темы нашего урока. Возьмите в руки волшебную палочку и словно художник, нанесите на увиденный образ учебную информацию:
грибы бывают съедобными и несъедобными.
Сочетают в себе признаки животных и растений.
Грибы неподвижны, как растения – поглощают воду и минеральные вещества из почвы.
В составе их клеток находится хитин, который входит в состав внешнего скелета насекомых, они питаются как животные- готовыми органическими веществами.
Рассмотрите тело гриба, оно состоит из тонких белых нитей, которые называют гифами и образующих грибницу или мицелий.
У шляпочных грибов на грибнице образуется плодовое тело, состоящее из шляпки и ножки.
Грибы размножаются спорами или частями мицелия.
Грибы бывают одноклеточными и многоклеточными.
К одноклеточным относят дрожжи, при помощи которых пекут хлеб, и плесневые грибы, которые используются для приготовления некоторых видов сыров и лекарств (пенициллин).
Шляпочные многоклеточные бывают съедобные и ядовитые.
В природе грибы участвуют в разложении органических веществ и формируют плодородный слой почвы
Бывают грибы - паразиты, они разрушают деревья, например трутовик.
Четкое повторение учителем выделенной информации.
Физминутка. На перемене раскладываем муляжи и (или) рисунки (фото) грибов. Дети собирают их в общую корзинку.
IV. Закрепление (фаза активности).
Опишите увиденный образ.
Назовите, какие признаки растений имеются у гриба?
Какие признаки животных?
Из каких нитей построен гриб и как они называются?
Расскажите о строении шляпочных грибов.
Какие грибы бывают одноклеточными?
Какое значение грибов в природе?
Воссоздание мыслеобраза на бумаге. Индивидуальная работа,
Сравнение воссозданного образа с рисунком учителя.(Слайд 4) Дополнение недостающей
информации.
Какова была цель вашей работы на уроке?
Удалось ли вам ее решить?
- Что вы запомнили?
Что узнали нового?
Чему научились?
Где можно применить полученные знания?
VI. Итог урока.
Решаем тест (слайд 5-7)
VII. Домашнее задание. Индивидуальное задание на выбор:
а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;
«Грибы-рекордсмены» (необычные грибы); плесневые грибы;
б) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);
в) сказка собственного сочинения по теме урока.
В конце урока можно угостить детей кусочками хлеба или булочки.