Публикация «Цифровые компетенции учителя и отечественные цифровые инструменты»
Муцко Анна Григорьевна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Специализированная школа с углублённым
изучением иностранных языков №68
г. Донецка»
ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Аннотация. Учителю необходимо продолжать учиться постоянно и реализовывать себя в творчестве. Творчество бывает разным-это и конкурсные работы, созданный квест или красочные интерактивные плакаты к уроку.
Цифровые компетенции — это навыки, которые позволяют нам эффективно использовать технологии, общаться, сотрудничать, находить решения и создавать новые возможности. Исследования показывают, что учителям трудно достичь экспертного уровня цифровой компетентности, даже если они учатся создавать цифровые ресурсы. Учителям нужна серьезная подготовка — как техническая, так и дидактическая —по использованию цифровых инструментов. Передача цифровой компетенции учащ
С введением санкций многие и такие привычные большинству из педагогов, практикующих активное использование ИКТ, сервисы для создания интерактиимся может быть достигнута за счет повышения цифровой компетентности учителей.вного контента стали для жителей России недоступными.
В статье предлагается обзор российских платформ, которые в большинстве своём являются продвинутыми и постоянно развивающимися редакторами интерактивного контента. Они позволяют реализовать практически любую идею: от теста до обучающей игры, ленты времени, кроссвордов или флеш-карточек до большого лендинга, ИРЛ или даже интерактивной книги и статьи.
Ключевые слова: цифровые компетенции, отечественные сервисы, электронные образовательные ресурсы, российские цифровые инструменты.
Актуальность моей работы обусловлена тем, что цифровая трансформация образовательных учреждений, а значит и педагогов – это словосочетание мы сегодня не только слышим всё чаще и чаще, оно буквально поглощает всё вокруг нас; это уже даже не тренд, это реальность. И мы должны ей соответствовать в полной мере. Реализация требований ФГОС к качеству образования предъявляется на различных уровнях. Сегодня это невозможно без применения инновационных образовательных технологий. Они призваны развивать и познавательную и творческую активность и обучающихся, и студентов. Это способствует повышению качества образования, повышается эффективность использования учебного времени. Стоит отметить, что и учащиеся тратят меньше времени на репродуктивную деятельность.
Многие зарубежные и отечественные ученые обращают внимание на важность использования инновационных технологий в образовании, подчеркивая, что их использование помогает разнообразить содержание, методы и формы обучения. Это дает учащимся большой объем информации, который можно использовать и в качестве самостоятельной работы.
В настоящее время информационные технологии настолько активно вошли в нашу повседневность, что без них мы уже не можем представить наше существование. Не обошло стороной и образование. В связи с этим возникает необходимость развития методики использования компьютерных информационных технологий Использование Интернет-ресурсов на уроках является одним из интересных и развивающихся направлений в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений.
Благодаря использованию интернет-ресурсов мы получаем доступ ко многим источникам: к страноведческому материалу, к новостям , статьям из газет и журналов и т.д., учитель самостоятельно отбирает необходимый аутентичный материал и адаптирует его под свои цели и задачи.
Цель статьи заключается в том, чтобы познакомить аудиторию с российскими цифровыми инструментами для создания электронных образовательных ресурсов.
В настоящее время – это, в большинстве своём, продвинутые и постоянно развивающиеся редакторы интерактивного контента. Они позволяют реализовать практически любую идею: от теста до обучающей игры, ленты времени, кроссвордов или флеш-карточек до большого лендинга, ИРЛ или даже интерактивной книги и статьи.
В данной статье я хотела бы поделиться опытом использования отечественных цифровых инструментов, образовательных платформ и интернет ресурсов, которые я использую в своей работе.
Барабук —инструмент, с помощью которого можно создавать собственные наборы карточек-тренажеров в удобном редакторе. Есть мобильное приложение. Учить с карточками можно всё: иностранные слова, даты, ноты, химические формулы, определения и любую другую текстовую и графическую информацию.
Примеры: «Анатомия книги»; «Конституция России».
еТреники — онлайн- конструктор учебных тренажёров 5-ти типов.
Данный ресурс можно использовать во всех предметных областях. Сервис русскоязычный и бесплатный.
Примеры: «Хлеб, всему голова»; «Ох, уж эти имена».
УДОБА — многофункциональный сервис практически для всего: от
создания интерактивного плаката и презентации до создания разнообразных игровых ресурсов, а также подготовки кроссворда, ленты времени или флеш-карточек. Полностью бесплатен.
Примеры: «Азбука театра» (тест-викторина); «Узнай любимых героев А. Милна» (игра); «И.А. Крылов» (презентация); «Кот-детектив» (интерактивный плакат); «Новогодний шуточный кроссворд» (кроссворд); «Новогодние книжные ребусы» (карточки); «Штурм Измаила» (лента времени).
Фабрика кроссвордов - бесплатная платформа для создания кроссворда (позволяет очень быстро создать кроссворд с использованием собственных слов или используя словарик сервиса). Форму кроссворда можно создать с помощью мышки. Не требуется регистрация, можно распечатать готовый кроссворд.
Готовый кроссворд можно сохранить, отправить ученикам в виде ссылки для разгадывания, при разгадывании проверка осуществляется автоматически (т.е. можно узнать результат).
Примеры: «Наша армия сильна»; Кроссворд по сказке Л. Куликова «Золотая бабочка».
(Yandex Presentation) является составной частью сервиса «Яндекс.Документы»,который входит в набор сервисов для работы «Яндекс 360». С помощью этого сервиса работать с файлами, в том числе и с презентацией, можно прямо в браузере без установки дополнительных приложений на ПК или смартфон. Получить доступ к презентации, а также к другим файлам «Документов» можно будет с любого устройства.
Пример: «День неизвестного солдата».
CrossMaker —генератор для быстрого создания кроссвордов с возможностью их последующего распечатывания как для заполнения учащимися, так и с ответами (ключ для учителя). Полностью бесплатен.
Пример: «Космический кроссворд».
Interacty — сервис, с помощью которого каждый может создать свой уникальный интерактивный проект и оценить всю прелесть интерактивного контента в действии. Компания Interacty основана в 2020 году, но создатели сервиса более 10 лет работают с интерактивным контентом. С помощью платформы Interacty вы легко сможете создать тест (квиз), слайдшоу, игру Мемори, цитаты и другие интерактивные форматы самостоятельно.
Примеры: «Алексеев С.П. Путешествие в историю» (интерактивный
плакат); «Герои сказок Чуковского» (игра: поиск предметов); «Древняя Греция» (ИРЛ); «Необычные лауреаты» (квест-игра).
Joyteka (бывший Learnis) – это онлайн-платформа для создания учебных веб‑квестов, викторин и интеллектуальных онлайн‑игр всего за несколько минут.
Сервис позволяет создавать обучающие веб-квесты типа «выйти из комнаты». Этот формат в игровой форме способствует запоминанию материала, повышает мотивацию учащихся. Перечень инструментов, доступных на платформе: квест – образовательная игра; интерактивное видео; викторина – интеллектуальная игра; термины – игра; тест – сервис проверки знаний.
Из 5-ти представленных возможностей наиболее популярен инструмент - образовательный квест "Выберись из комнаты". Чтобы создавать свои упражнения, нужна регистрация на платформе. Есть бесплатный тариф.
Примеры: «Великолепный Шерлок Холмс» (квест-игра); «Собирал человек слова» (тест-викторина).
Online Test Pad – это образовательный онлайн-сервис для создания тестов, опросов, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий. Интерфейс у конструктора интуитивно понятный и простой. Интерфейс прохождения тестов адаптирован под любые размеры экранов.
Конструктор тестов значительно помогает учителю в организации оперативного контроля знаний, так как педагогу доступен просмотр каждого результата, статистики ответов и набранных баллов по каждому тестированию. Также эти результаты удобно получать на электронную почту. Также можно использовать тесты, созданные другими пользователями. Полностью бесплатен.
Umaigra – онлайн-инструмент для создания нтерактивных дидактических игр. Первоначально в проекте было 5 сценариев игр. В данный момент проект состоит из 8-ми прототипов-сценариев, в рамках которых учитель может создавать свои дидактические игры.
Чтобы получить доступ к онлайн редактору и другим элементам сервиса, вам необходимо зарегистрироваться и создать свой аккаунт/ учетную запись.
Примеры: «Л. Кэрролл: правда и неправда»; «Мир книг и библиотек».
Выводы
Использование российских инструментов для создания интерактивного контента – это, прежде всего, технологическая независимость, а также прекрасная возможность для педагога быстро подготовить интерактивные материалы для урока или внеклассной работы, активизировать познавательную деятельности обучающихся, эффективно организовать обратную связь.
На данный момент уже есть и появляются всё новые и достойные российские сервисы, которые точно не подведут, не заблокируют и не ограничат российских пользователей в правах использования. Мир меняется настолько быстро, что уже сегодня нам всем приходится освоить тот навык и тот инструмент, о котором узнал только вчера.
Сегодня нужно быть способным быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам и предлагаемым условиям взаимодействия с ИКТ.
Использовать всё многообразие компьютерных ресурсов и информационных технологий, направленных на решения задач учебного процесса и реализации требований ФГОС.
Литература
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ. Национальный проект «Образование» [Сайт]– ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ. Национальный проект «Образование»
«Цифровая дидактика» Выпуск №7, 2022 Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-81646 от 03.08.2021 ISSN: 2782-5132
Вклад в будущееПолезные ссылки