Статья «Методика использования эоров и цифровых образовательных инструментов»

0
0
Материал опубликован 21 February 2022

УДК 00.00.00

Русинова Е.С.

преподаватель филиал РГУПС в г. Воронеж

Россия, г. Воронеж

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОРОВ И ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Аннотация: в статье рассматривается процесс проектирования современного занятия с использованием электронных образовательных ресурсов и цифровых инструментов.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, цифровые инструменты, современные педагогические приемы.

Информатизация общества задает новый вектор развития сфере образования. Огромный массив разнообразных онлайн-досок, виртуальных комнат, редакторов текста, пакетов для построения графиков лавиной обрушиваются сегодня на преподавателя. Могут ли в действительности они стимулировать обучающихся “цифрового” века, экономить время преподавателя и обучающегося? Зависит ли объем знаний, умений и навыков конкретного обучающегося от количества применяемых преподавателем разнообразных средств обучения? 

Посмотрим на процесс проектирования занятия через дидактическую модель В.П. Смирнова:

t1645431160aa.png

Рисунок 1 – Дидактическая модель В.П. Смирнова

Преподаватель, оттолкнувшись от цели, движется к результатам обучения через содержание, принципы, методы, формы и средства обучения. Данная модель с успехом применяется как в традиционном, так и в дистанционном обучении. Обе формы обучения преследуют единые цели, достижение которых подтверждают, либо опровергают результаты обучения. При условии, что традиционное и дистанционное обучение имеют одни программы, будет схожим содержание.

У преподавателя сегодня большое разнообразие средств обучения, использование которых возможно как условиях очного, так и онлайн обучения. В их число входят и те, что появились благодаря развитию компьютерных и интернет-технологий. Общее название для последней группы средств обучения - электронные образовательные ресурсы, подгруппой которых выступают цифровые образовательные ресурсы.

Подчеркнем, что, несмотря на качественное отличие в скорости обработки информации и объеме ее хранения, функциональное предназначение ЭОРов осталось прежним. Так же как привычные средствами обучения они используются в качестве инструмента для работы. Это положение важно учитывать при проектировании занятия. Проектирование занятия начинается с планирования результатов обучения, которые должны дать ответ на вопрос “Что будут знать и уметь обучающиеся по итогам?”. Только после этого приступаем к подбору средств, приемов и методов обучения.

В педагогической практике при формулировке результатов обучения широко применяется таксономия мыслительных умений, предложенная американским педагогом Б. Блумом. В соответствии с ней результаты обучения позволяют ответить на вопрос «Насколько хорошо обучающийся освоил содержание дисциплины?». Она включает в себя шесть уровней усвоения учебного материала.

t1645431160ab.png

Рисунок 2 – Таксономия Б.Блума

Современных преподавателей интересует прежде всего практическое применение таксономии. Ценно, что каждый ее уровень содержит четкие требования к знаниям и умениям ученика. Написание результатов обучения следует начинать с глагола действия, за котором следует объект этого глагола. Предложения должны быть краткими, чтобы обеспечить большую ясность. Прогнозируемые результаты должны поддаваться оцениванию.

Например, обучающийся, отвечая материал по новой теме, производит по памяти конкретные факты, имена, пересказывает текст своими словами, приводит примеры. В соответствии с рассматриваемой иерархией уровней его действия указывают на то, что им освоены два нижних уровня усвоения учебного материала - “Знание” и “Понимание”. На них будут базироваться другие уровни пирамиды.

Требования к уровням усвоения учебного материала позволяют выбрать инструменты для их формирования и контроля.

К примеру, какое средство изберет педагог для единовременной проверки знаний всей группы? В большинстве случаев это будут тесты. Обратите внимание: выбран инструмент только после того, как определились с планируемыми результатами. Но какой тест выбрать: автоматизированный, созданный на основе компьютерных технологий, или проверенный временем, тот, что распечатан на бумаге?

С одной стороны, компьютерные тесты автоматизируют процесс выдачи и проверки ответов на задания, значительно снижая временные затраты педагога, предоставляют материал для анализа успеваемости отдельного обучающегося и всей группы. При использовании компьютерных тестов преподаватель получает доступ к большому количеству заданий, созданных профессиональными разработчиками.

С другой стороны, тесты “на бумаге” более привычны для преподавателей и учащихся, для работы с ними не требуется дополнительное время на изучение особенностей работы программы, обучающиеся заполняют бланки ответов, которые аналогичны тем, что используются при других тестовых процедурах, например, при сдаче государственных экзаменов. Это важно, т.к. придает стрессовой ситуации контроля элемент стабильности. Как видим, у каждого из двух видов тестов есть свои преимущества и недостатки.

Анализ, Синтез и Оценка относятся к верхним уровням усвоения учебного материала по таксономии Б.Блума. Каждой категории таксономии соответствует определенный набор ключевых глаголов, которые помогают подобрать средства обучения для достижения планируемых результатов.

Несмотря на то, что в настоящее время имеется множество доступных образовательных ресурсов по различным дисциплинам, разработка “авторских” ЭОР по прежнему остается актуальной проблемой.

Средства, вне зависимости от формы обучения, позволяют облегчить обучающемуся процесс понятия, осмысления и запоминания фактов и закономерностей, делают наглядными и понятными явления и объекты, которые недоступны для наблюдения в реальной жизни. С их помощью учащиеся могут развивать свои познавательные возможности, психологическую сферу, волю. Этим средствам под силу выступать источниками знаний, упрощать процесс усвоения учебного материала, стимулировать познавательную активность. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отвергнуты на этапе отбора.

К числу значимых факторов отбора можно отнести:

индивидуальные возможности и потребности обучающихся;

планируемые результаты;

предпочтения преподавателя.

Средства обучения выполняют на занятии несколько функций: выступают источниками информации и средствами контроля уровня усвоения учащимся учебного материала.

Роберт Ганье - педагог и психолог второй половины XX века на основе исследования поведения людей выработал простой и понятный алгоритм из 9 шагов, который способен сделать процесс обучения максимально эффективным. За каждым из шагов закреплена конкретная задача, помочь ее реализовать преподавателю смогут различные приемы, методы, а также, средства обучения, в том числе, и электронные образовательные ресурсы. Шаг 1 - привлечение внимания. Если привлечь внимание учеников целесообразно при помощи ЭОРа, используйте его. Шаг 2 - информировать о целях урока. Шаг 3 - актуализация знаний. На данном шаге преподаватель может вовсе обойтись без средств обучения, а, скажем, использовать широко известный прием фронтального опроса. Важно помнить, что все используемые преподавателем приемы, методы и средства призваны помочь обучающимся достичь запланированных результатов обучения, достичь цели. Сделать это можно только в совместной деятельности, при эмоциональном включении всех участников учебного процесса. Шаг 4 - предъявление учебного материала. Человеческая психика склонна к выборочному запоминанию. Как бы просто не излагался материал преподавателем, к середине или к концу занятия некоторые его элементы просто не задерживаются в памяти. Один из путей решения - создание авторского ЭОРа, в котором представлен весь необходимый для работы на уроке материал. Используя яркую визуализацию, интерактивный компонент, интересные видео- и аудиоресурсы, с помощью средства обучения осуществляется переход от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Таким образом, обучающийся становится активным участником образовательного процесса. Шаг 5 - руководство процессом обучения. На протяжении всего занятия преподавателю важно удерживать внимание ребят. Деятельность человека будет гораздо эффективнее, если он понимает, что ему предстоит сделать, как и в какой последовательности. Шаг 6 - организация отработки на практике. Шаг 7 - предоставление обратной связи. Пришло время обучающимся продемонстрировать факт приобретения новых знаний и умений. Традиционно для выполнения этой методической задачи используют индивидуальные карточки с заданием. В этом случае у преподавателя нет возможности сразу указать на достоинства или ошибки в работе, по прошествии времени анализ работ может быть не актуален для обучающегося. Классная доска и сегодня одно из широко используемых средств, благодаря которому осуществляется практическая работа. Но работать на ней может один-три человека, в то время как остальные остаются внимательными наблюдателями.

Благодаря использованию онлайн доски все участника класса смогут на ней работать. Используем функционал онлайн-доски Рadlet. Выбор данного сервиса продиктован понятным интерфейсом на русском языке, предоставлением в бесплатное пользование трех досок, отсутствием регистрации для обучающихся.

Шаг 8. Оценивание результатов обучения. Использование  автоматизированного теста, который сразу предоставит обучающимся сведения о качестве усвоения ими учебного материала. Шаг 9 - обобщение. Заключительный шаг, по мнению Р. Ганье, состоит в том, что закрепить в сознании обучающегося знания и навыки возможно только при постоянном обращении к ним во время практических занятий. Этот шаг для преподавателя - долгосрочная задача. Для ее выполнения в одной ситуации он изберет одни инструменты, в другой - другие. Главное, их выбор должен быть методически грамотным, учитывать индивидуальные потребности и способности обучающихся, цифровую компетенцию преподавателя.

На этапе внедрения в собственную профессиональную деятельность ЭОРов преподаватель сталкивается с выбором: какие ресурсы и, главное, в каком объеме использовать в уроке, чтобы сделать его эффективным и результативным. Азарт и рвение одновременно и помогают, и могут навредить преподавателям. Новые игры, тренажеры, веб-квесты хочется попробовать сразу. Но стоит делать это аккуратно. Используйте хорошо зарекомендовавшие в вашей профессиональной деятельности приемы и средства обучения, вводите новые ресурс постепенно, помня, что обучающимся также требуется время для адаптации к ним. Электронные образовательные ресурсы должны помогать в достижении результатов обучения, а не отвлекать обучающегося, эмоционально и физически перегружая его. Количество используемых на уроке ЭОРов должно соответствовать принципу целесообразности и здоровьесбережения.

Список использованных источников:

1. https://rosuchebnik.ru Что такое ЭОР

2. https://teacher.yandex.ru Базовые цифровые компетенции учителя

3. «Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия» megabook.ru


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации