Урок русского языка в 5 классе «Цветы мне нежно улыбались»
Урок русского языка в 5 классе
«Цветы мне нежно улыбались»
Урок - подготовка к сочинению-описанию на тему
«Мой любимый цветок»
Форма урока - урок развития речи
Место урока - в ходе изучения темы « Имя прилагательное как часть речи»
Цели урока:
- выяснить степень усвоения терминов «описание» и « рассуждение»;
- развитие интереса к предмету;
- развитие умения работать с текстом, схемами, рисунками;
- развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся;
- воспитывать любовь к прекрасному.
Ход урока
Слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем работать не в кабинете русского языка, а в творческой мастерской. Именно так! Поэтому я желаю всем вам творческого вдохновения.
Мы можем сделать наш мир лучше, красивее, так как в каждом человеке заложено стремление к творчеству, к фантазии. Говорят, что нужно пожалеть тех людей, которые не брали в свои руки кисть фантазии. Вы сегодня, ребята, - творцы прекрасного, поэтому часть радости творца должна обязательно передасться вашему творению. Пусть процесс творчества сегодня на уроке будет для вас радостью, и вы ещё больше почувствуете, что мир прекрасен.
Тема нашего сегодняшнего урока-чудесное создание на земле. Это ЦВЕТОК. Наш урок - это подготовка к сочинению-описанию этого чуда. Чудо это-цветок!
Ученица читает стихотворение А. С. Пушкина «Цветок» (заранее подготовлена).
Учитель:
Ребята, перед вами листок из альбома и фломастеры с цветными карандашами. Запишите в центре листа слово ЦВЕТОК и запишите в столбик слова, которые возникают у вас в памяти, когда вы произносите это слово (лето, радость, счастье, улыбки, любовь и т.д.).
- А какие слова рифмуются с вашими записанными словами? Запишите их в другой столбик. Что же у вас получилось?
Чтение учениками своих работ. Обсуждение.
Учитель:
- ЦВЕТОК? ЦВЕТОК… ЦВЕТОК! ЦВЕТОК.
Учитель показывает макет цветка (взять заранее у учителя биологии). Всё просто: стебельки, пестики, листочки, цветочки… Но нет. Здесь скрыта какая-то тайна. Давайте попробуем её разгадать. Учитель предлагает разобрать слово по составу и подобрать к нему однокоренные слова (цветочный, цветовод, цветонос, цветочник).
- В стихотворении, которое вы слышали в начале урока, встретилось слово «безуханный». Как вы понимаете его значение? А для этого вспомните другое значение - АРОМАТ. Что получилось? Безуханный -это значит « без запаха». Нелегко понять цветок, познать цветок. В нём столько волшебства, столько тайн! А для этого выполним задание.
Написание словарного диктанта.
Составить 8-10 словосочетаний с названиями цветов по схеме: прил.+ сущ. (гл. слово).
Ароматные розы, красные тюльпаны, голубые васильки, пушистые пионы, нежная сирень, белые нарциссы лесные фиалки, белые ромашки.
Учитель:
-Ребята, о каждом цветке написаны очень интересные легенды. Давайте послушаем несколько из них.
Заранее подготовленные ученики (4 человека) рассказывают легенды о цветах (любые). Интересно?
Конечно же!
- А теперь, ребята, вам такое задание - за 2 минуты подберите, вспомните и запишите на ваш листок яркие сравнения для цветка.
Цветок - драгоценный алмаз, золотое солнце, пушистая шапочка, дорогой шёлк и т. д.
- Попробуйте проявить свою фантазию. Продолжите начатую фразу:
Радость вдруг ко мне пришла….я коснулся лепестка.
Пролетели с музыкой над головой….бутонов круглые бубенчики и т. д.
- Как хорошо быть цветком! Тебя любят, ухаживают за тобой, обожают, заботятся. Лишь бы жадные руки не срывали их просто так!
Работа по сказке Ю. Яковлева « Неизвестный цветок».
Инсценирование фрагмента. Заранее подготовить.
Учитель:
-Хорошо, что мы можем любоваться золотыми лугами одуванчиков, белыми россыпями ромашек… И прекрасно, что мы имеем возможность увидеть эту красоту на картинах художников. Посмотрите, ребята, полюбуйтесь, насладитесь красотой, окунитесь мысленно в цветочное море… Помечтайте… Море шумит. В нём ароматы цветов. Жужжат пчёлы и шмели, танцуют бабочки вокруг, ярко светит солнышко.
И среди алых, голубых, жёлтых, лиловых цветов есть, ребята, только один цветок, самый любимый. Это ваш цветок. Расскажите мне о нём в своём сочинении. А для того, чтобы работа получилась, я советую дома почитать стихи о цветах, нарисовать свой любимый цветок, узнать ещё больше о цветах из легенды, подобрать музыкальное произведение о вашем любимом цветке.
- Поможет вам, ребята, и маленькая викторина о цветах « В мире цветов».
1. Во времена какого императора в России появилась роза? (Пётр I)
2. Родина сирени? ( Персия)
Царица цветов? (Роза)
3. Какой цветок является эмблемой « влюблённых в себя людей»? ( Нарцисс)
4. Какой цветок распускается только ночью? ( Табак душистый)
5. Любимый цветок И. С. Тургенева? ( Фиалка)
Молодцы, ребята!
Учитель:
- Ребята, вам понравился урок?
- С каким настроением вы покинете нашу творческую мастерскую?
- Что запомнили?
- Что понравилось больше всего?
На ваших столах лежат цветные фигурки разных размеров. Давайте вместе сложим их, чтобы получилась эмблема нашего сегодняшнего урока. Ребята, продлите себе праздничное настроение ещё! Какая красота получилась! Волшебная красота! Молодцы!
Учитель:
- Творческого вам вдохновения, ребята! Пусть всё у вас получится.