Урок биологии в 6 классе «Цветок»

1
0
Материал опубликован 4 December 2017

Урок биологии в 6 классе. «____»______________ 20___ г.

Цветок.

Цель. Способствовать формированию представлений о строении и многообразии цветов; создать условия для формирования умений узнавать и называть части цветка.

Задачи.

Образовательные. Изучить особенности строения и многообразия цветков; показать связь строения цветка с выполняемой функцией.

Развивающие. Развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ, развивать практические навыки по распознаванию цветков различных растений.

Воспитательные. Прививать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты.

Предметные:

Ученик научится

Определять понятия: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения».

Характеризовать иописывать цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений; значение гл. частей цветка – пестика и тычинок, распознавать цветки различных растений.

Ученик получит возможность научиться

Различать и сравнивать строение цветка различных групп покрытосеменных растений. Записывать формулу цветка различных групп цветковых.

Личностные:

Имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Метапредметные:

Познавательные УУД: сформировать умение анализировать и оценивать информацию; владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществляют описание изучаемого объекта.

Коммуникативные УУД: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре); слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД: сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Ход урока.

Орг. момент.

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

Какие черты сходства просматриваются между типичным побегом и видоизмененными побегами?

Какое строение имеет клубень картофеля?

Что доказывает, что луковица - побег?

Какие растения имеют видоизмененные побеги – корневища?

Как человек используют видоизмененные побеги?

Письменный опрос.

Тестовая работа.

Клубень картофеля представляет собой:

А) корень В) видоизмененный корень

Б) стебель Г) видоизмененный подземный побег

Донце луковицы – это:

А) укороченный стебель В) видоизмененный лист

Б) видоизмененный корень Г) придаточный корень

Корневище – это видоизменение:

А) боковых корней В) главного корня

Б) придаточных корней Г) побегов

Столон – это:

А) боковой корень В) видоизмененный подземный побег

Б) видоизменение листа Г) утолщение главного корня

Корневища свойственны:

А) гороху В) картофелю

Б) чесноку Г) ландышу

Луковица лука представляет собой:

А) корень В) видоизмененный корень

Б) стебель Г) видоизмененный подземный побег

Столон отличается от корневища:

А) наличием листьев

Б) меньшим запасом питательных частей

В) большей длиной

Г) отсутствием на конце клубней

Изучение нового материала.

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.


Иван Суриков

Какова главная мысль данного стихотворения?

Как вы думаете, как данное стихотворение связано с темой нашего урока?

Тема урока «Цветок» (слайд 1)

Какие цели урока стоят перед нами?

Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты.

Дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью - цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни.

Цветок – это генеративный побег. А любой побег развивается из почки. Из какой почки развивается побег? (Из генеративной)

Давайте вспомним, какова основная функция цветка?

Из цветков образуются плоды, в которых созревают семена.

Цветы появились 125 млн. лет назад в раннемеловой период. Тогда их было мало, только 15 млн. лет спустя они расселились по всей земле. 235 тыс. видов растений имеют цветы.

(слайд 2)Самый большой цветок на земле это Раффлезия Арнольди в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг, а его запах напоминает запах…(гниющего мяса)

(слайд 3)Самый красивый цветок считается у кактуса « Царица ночи» цветет два часа, но запах прекрасней не бывает…

(слайд 4)В 150 лет 1 раз цветет пуйяраймондии, обитатель Анд, и потом погибает.

(слайд 5)Арабидопсис первое, которое побывало в космосе и цвело там.

Все цветы разные, но все они имеют общее строение.(слайд 6)

(слайд 7)

Используя слайд, или модель цветка, рассказать о строении цветка. Зарисовать на доске схему строения цветка. Обозначить чашечку, венчик.пестик, тычинки.

Особенности строения цветка и его формула.

Околоцветник, самая красивая часть цветка, состоит обычно из ярко окрашенных крупных лепестков, которая служит для привлечения насекомых.

Околоцветник состоит из лепестков, который составляет венчик растения. И из мелких листочков чашелистиков, которые составляют чашечку.

(слайд 8)Двойной околоцветник состоит из чашечки и венчика. В формуле цветка обозначают Ч, Л.

(слайд 9)Простой околоцветник состоит или из венчика, или из чашечки. Обозначают, О.

Существуют цветки, не имеющие околоцветника (ясень, осока, ива), их называют голыми.
(слайд 10)У одних растений (душистый табак, паслен черный, примула) лепестки венчика срастаются, образуя сростнолепестный венчик, обозначают Л(5); у других (капуста, яблоня, вишня) венчик состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным, или свободнолепестным, обозначают Л5.(слайд 11)

(слайд 12)Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько осей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки называют правильными, обозначают *. (слайд 13)Цветки, через которые можно провести одну ось симметрии (горох, шалфей) или ни одной (канна), называют неправильными, обозначают ↑.

(слайд 14)Пестик имеет рыльце, столбики и завязь, обозначают П.

Тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. Тычинки обозначают Т.

Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком .

Формула цветка (слайд 15,16)


 

(слайд 17) Строение цветка является одним из признаков деления покрытосеменных растений на однодольные и двудольные растения. У однодольных растений число членов цветка кратно 3, а у двудольных кратно 4 или 5.


 

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.


Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики.

(слайд 18)Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений одни цветки имеют только пестики – пестичные цветки (женские - ), а другие только тычинки – тычиночные цветки ( мужские -). Такие цветки называют раздельнополыми.

(слайд 19) Однодомные растения – это растения у которых женские и мужские цветки развиваются на одном растении (огурец, кукуруза).Двудомные растения – это растения, у которых на одних растениях развиваются женские цветки, а на других мужские (тополь, ива)

Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Что такое цветок?

Какое строение имеет цветок?(слайд 20)

Укажите цветок с простым околоцветником.(слайд 21)

Выберите цветок с правильным околоцветником.(слайд 22)

Добавьте недостающие значения в формуле цветка(слайд 23)

Укажите однодомное растение(слайд 24)

Письменная работа.

1 вариант.

Заполните перфокарту, используя предложенные к ней ответы.

Органы растения и части цветка.

Вопросы

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

                   

Б

                   

Ответы: А- органы растения, Б – части цветка.

1 – корень, 2 – побег, 3 – венчик, 4 – пестик, 5 – плод, 6 – чашечка, 7 – цветок, 8 – тычинка 9 – цветоложе, 10 – семя.

2 вариант.

Соотнесите между отделами цветка и их строением.

Отделы цветка

Строение цветка

А)главные части цветка

Б)околоцветник

В) пестик

Г) тычинка

1. чашелистики

2. столбик

3. тычинки и пестик

4. лепестки

5. завязь

6. пыльник

7. тычиночная нить

8. рыльце

1

2

3

4

5

6

7

8

               

Итоги урока. Рефлексия.

Давайте теперь вспомним те вопросы, что мы задали в начале урока. Ответили мы на них?

Сможем рассказать, из чего же состоит цветок?

Сможете ли вы нарисовать строение цветка?

Давайте подумаем, как же вы сегодня поработали, все ли у вас получилось?

Оцените свою работу на уроке.

Народная мудрость гласит « кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы и преумножении естественных богатств. Прекрасные представители флоры, к сожалению, убывают, и от нас с вами зависит не дать им исчезнуть навсегда.

Домашнее задание.§ 11, найти стихотворение о цветах

Презентация к уроку

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.