Применение технологий «Театрализованная деятельность в ДОУ как средство развития речи детей дошкольного возраста»
«Театрализованная деятельность в ДОУ как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хотела с вами поделиться опытом, как средствами театрализованной деятельности развивать речь дошкольников.
Слайд 2.
В настоящее время в связи с новыми требованиями, выдвинутыми современным обществом к системе образования, особую актуальность приобретает проблема коммуникации и развития речи детей дошкольного возраста.
Слайд 3
В решении задач, связанных с коммуникацией и развитием речи дошкольников, важная роль отводится театру и театрализованной деятельности.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что знакомство детей с различными видами театра, а так же их участием в театральных представлениях и театрализованных играх, играют важную роль в их развитии, приобщает детей к театральному искусству. Театрализованные игры не только приносят радость детям, но и воспитывают художественный вкус, развивают речь, учат ребенка лучше понимать окружающий его мир.
Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участие в театрализованных играх, помогает детям, знакомится с окружающим миром, оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на все сферы ребенка, повышает речевую активность, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира.
Слайд 4
Работу с детьми провожу по следующим направлениям:
1. Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков)
2. Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков .
3.Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи
4. Совершенствование монологической и диалогической форм речи
5. Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе
Слайд 5
Для успешной реализации задач по театрализованной деятельности необходимо организовать предметно-пространственную развивающую среду, в моей группе в театрализованном уголке имеется:
ТСО (магнитофон, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).
Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).
Художественная, познавательная и методическая литература.
Атрибуты для организации театрализованных игр (ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, резиновой игрушки, магнитный театр).
картотека театрализованных игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр на развитие координации движений и речи.
Слайд 6
Предметно-развивающая среда оформлена с учетом требований ФГОС:
-содержательно-насыщенная (соответствует возрастным возможностям)
-трансформируемая (имеем возможность изменить предметно – развивающую среду в зависимости от образовательной ситуации, возможностей детей, от меняющихся интересов)
-доступная (у детей свободный доступ)
-безопасная (все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Слайд 7
В работе использую игры на развитие творческого воображения, внимания, игры на развитие слухового восприятия, упражнения на развитие гибкости и пластической выразительности.
Детям предлагаю этюды на общение, направленные на развитие коммуникативных способностей.
Ребята с удовольствием выполняют задания на развитие игрового творчества, фантазии. Предлагаю сочинить:
–– новые сказки, в которых знакомые герои попадали в новые обстоятельства, сказки из смешного стишка, потешки, считалки, загадки.
–– изменить характеры героев в сказках на противоположные.
Нас всегда интересует такой вопрос, а когда же заниматься театрализацией и различными её формами? Большая часть времени, которая уделяется на театрализованную деятельность – это вечернее время, а также в режимных моментах, на занятиях, прогулке.
Я думаю, многие из вас занимаются театрализованной деятельностью, и конечно знают, что на занятиях обязательно проводятся артикуляционная, пальчиковая гимнастики, этюды на выразительность, упражнения на развитие памяти, внимания, речи.
Слайд 8
А еще я использую в работе различные методы :
-метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
-метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы);
-метод моделирования игровой ситуации (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов).
Слайд 9 -
В своей работе использую разнообразные виды театров.
Пальчиковый театр. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
Теневой театр – Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка – это дополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию ребенка, развивают его воображение. Данные развлечения часто применяются в качестве упражнений для развития моторики и речевой культуры ребенка
Театр картинок (фланелеграф) –такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать действующими, они получат еще большее удовольствие.
Театр масок - можно рассматривать как способ организации упражнений, направленных на закрепление полученных знаний о речевых действиях, способ создания речевых ситуаций – совокупности условий, необходимых для того, чтобы осуществить речевое действие по определенному плану.
Театр на палочке – способствует развитию мелкой моторики руки, благодаря которым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Театр кукол - способствует развитию мышления (дети сами придумывают сказки), восприятия памяти (запоминание текста ролей), творчества, речи (умение правильно передавать характер героя, его интонацию), фантазии (ребенок может сам придумать конец любимой сказки), навыков общения (дети учатся работать в команде), помогает побороть боязнь публичных выступлений.
Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой– перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Печаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.
Театр би-ба-бо.
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.
Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу. Театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, яркое оформление, и точное слово, и музыка. Организация таких миниатюр пока не требует особой подготовки.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
Результатом работы стали постановки спектаклей:
«Заюшкина избушка», «Мамонтенок», «Репка».
Слайд 11
Итак. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Спасибо за внимание!
Сорокина Светлана Валерьевна