Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы
«Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»
Парусова Т.В.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1,
г. Мичуринск, Тамбовская область, Россия
В современном образовании сложно представить подготовку и проведение занятия без дополнительного специализированного оборудования. Сегодня никого не удивишь презентациями, видео-уроками, электронными тестами и опросами. Учителя всегда предоставляют все больше и больше дополнительных возможностей для улучшения образовательной деятельности, и стимулирования интереса к детям.
У все чаще мы слышим, что дети становятся пассивным, вялыми на уроках, не способными принимать большое количество информации, преодолевать трудности. Почему?
С одной стороны, мы сообщаем о наших достижениях в области педагогики, о развитии проектной деятельности в обучении, о новых принципах обучения и т. Д. С другой стороны, мы отказываемся от старых, казалось бы, ненужных методов преподавания уроков. Многие говорят, что утратили свою полезность. Традиционное занятие современных детей не интересно. Опросы родителей показали, что большинство считает образование последних лет более эффективным. Уровень знаний, который дети получают только в школе, достаточно низкий, чтобы добиться успеха. Родители вынуждены прибегать к дополнительным занятиям с репетиторами или самостоятельно. Родители также отметили высокую нагрузку своих детей, чрезмерное напряжение на зрении и опорно-двигательный аппарат из-за вынужденного длительного времени, потраченного с использованием ноутбуков и планшетов в подготовке к занятиям.
Таблица 1
Анкета для родителей
| ДА/НЕТ | комментарий |
Оснащен ли учебный процесс вашего ребенка техническими средствами? | | |
Достаточен ли объем знаний, полученных вашим ребенком в учебном заведении, для дальнейшего обучения? | | |
Нужны ли вашему ребенку дополнительные занятия? | | |
Что бы вы хотели изменить в образовательном процессе своего ребенка? | | |
Педагоги отмечают возрастающую пассивность детей и их неспособность усваивать знания. Студенты привыкли получать информацию в готовом виде и решать похожие задачи, отвечая на вопросы по тестам, то есть по вариантам, предлагаемым ответом. Если в задаче нет трудностей, не пытайтесь ее решить, а предлагайте разные варианты.
Также существует общая тенденция к затруднениям в выражении своих мыслей среди студентов. Сами учащиеся говорят, что им легче написать ответ, чем говорить словами, или что говорить с публикой еще труднее. Этот факт подтверждают и родители, отметившие большую популярность дополнительных занятий по сценической речи или театру среди старшеклассников. Что делать? Вернуться к старым методам?
Мы провели эксперимент. Группы получили два урока по смежным темам. Первое занятие - традиционное изложение материала и опрос. Второй - использование разных презентаций, работа с поисковиками и т. Д.
Оказалось, что первое занятие было скучным для учеников, сложным с материалом. Второй урок был интересным. Исследование показало, что материал усвоился лучше на первом уроке, но учителя отметили, что активность детей была выше на втором.
Естественный вывод в этой ситуации - комбинация подходов в разумной дозе представления информации разными способами.
В результате проделанной работы был принят ряд рекомендаций относительно использования технических средств:
Домашнее задание должно давать ученику возможность выбрать способ подготовки.
Новый материал лучше усваивается, если меняются способы подачи информации.
Индивидуальный подход в выборе способа общения со студентом.
Задания должны быть направлены на развитие тех навыков, в развитии которых ребенок испытывает трудности.
Например, в учебной группе по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» существует профессиональный модуль «Основы дизайна и компьютерной графики». В содержание модуля входит большое количество практических работ, выполняемых на компьютере с использованием графических редакторов. Новую информацию также сложно передать без использования интерактивной доски. Ученики с удовольствием и энтузиазмом погружаются в творческий процесс рисования и иногда бывает сложно остановиться в конце занятия, но напряжение глаз довольно ощутимо. Кроме того, многие отлично защищают практические работы, но не могут объяснить алгоритм выполнения.
Поэтому, чтобы защитить практическую работу, студентам предлагается написать краткий алгоритм в тетради и использовать этот алгоритм для составления отчета в защиту практической работы.
В рамках одной группы дисциплина «Основы философии» включает большое количество практических занятий, на которых обсуждаются различные философские проблемы. Занятия проходят в форме семинаров и дискуссий. На таких занятиях ученики стараются донести до собеседника свои мысли, они стараются отстаивать свои идеи. Подготовка к таким семинарам предполагает использование как библиотечных материалов, так и технических ресурсов. Важно учитывать индивидуальные особенности учеников. Некоторые из них опасаются публичных выступлений и требуют письменного ответа; группы также обучают людей с нарушениями речи и слуха, которым трудно говорить, но они могут отлично подготовить выступление или презентацию. В таких случаях хорошо использовать групповые беседы, в которых каждый участник берет на себя посильную задачу. Это не означает, что те, кто боится говорить, будут сидеть за спиной других на протяжении всего семестра, писать тексты и презентации. Это означает, что все члены группы будут отвечать на семинарах в той степени, в которой они могут овладеть.
Изложение лекционного материала требует использования всех возможных технических средств. Это презентации, видеоуроки и дистанционные соревнования. Аудиолекции, на основе которых должна быть создана базовая схема, в соответствии с планом, предоставленным ранее преподавателем, показали себя великолепно.
Для студентов всех специальностей как теоретический материал, так и практические задания с примерами их решения воспроизводятся на специализированном сайте. Этот сайт размещен на платформе moodle и является дополнительным средством обучения для часто болеющих студентов и людей с ограниченными возможностями.
Поэтому чрезмерное использование технических средств в обучении приводит к обратному результату, но тщательно продуманное использование, индивидуальный подход к их использованию помогает учащимся усваивать новый материал, повышает мотивацию к освоению новых тем и преодолевает свои трудности.
Андреев А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. № 3.
Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. № 3.
Сайков Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
Норенков И. П., Зимин А. М. Информационные технологии в образовании. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004.
Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании/ А. И. Яковлев// Информационное общество. — 2001. — Вып.2.