Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы
Техническое оснащение современного урока:
личный опыт, проблемы и перспективы
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра. (Дж. Дьюи)
В современном образовании трудно представить подготовку и проведение урока без дополнительного специализированного технического оснащения. Сейчас никого не удивишь презентациями, видео уроками, электронными тестами и опросами. Преподаватели каждый раз придумывают все больше дополнительных возможностей для активизации учебной деятельности, стимулирования интереса у детей.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить все свои таланты и творческий потенциал. Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития личности. Задача педагога в современной мире - не преподавать свой предмет, а развивать личность его средствами. А для этого необходимо отойти от старых догм и стереотипов, постоянно повышать свой профессиональный уровень, заниматься самообразованием: изучать новые течения в педагогике, знакомиться с трудами современных педагогов-новаторов, учиться внедрять новые педагогические технологии на своих уроках, то есть - повышать свою профессиональную компетентность.
Технические средства обучения (ТСО) - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО, как вытекает из самого названия, являются средствами обучения, т. е. носителями информации различного плана. Они давно и прочно вошли в наш образовательный процесс и получили широкое распространение.
Главная задача их применения - повысить эффективность обучения.
Правильное использование ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности (коллективную, групповую и индивидуальную), позволяет строить её в соответствии с возможностями каждого обучающегося, достигать высокого уровня индивидуализации обучения, осуществлять контроль, самоконтроль, корректирование организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.
Дидактические функции ТСО:
- уменьшение затрат времени;
- передача необходимой для обучения информации;
- рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;
- обеспечение деятельности учащихся и педагога.
Педагогу важно из многообразия ТСО выбрать для конкретного урока именно те, которые дадут наибольший эффект и будут способствовать повышению качества знаний.
Интерактивные доски - комплекс оборудования, дающий возможность сделать процесс обучения ярким, наглядным и динамичным. Он позволяет охватить большой по объёму материал, организовать проверки, вносить поправки и коррективы, делать комментарии, сохраняя материалы для дальнейшего корректирования.
Одной из самых распространённых, на мой взгляд, можно назвать работу с компьютерными презентациями. Цели, преследуемыми педагогом, применяющим их, могут быть разными. Основная - служить наглядным материалом.
Вторая функция - информативная. Виртуальные «заочные» экскурсии, задания, вопросы, большие по объёму тексты, творческие задания можно вывести на экран для самостоятельной работы, также презентации могут быть одной из форм отчётности по завершении работы. Видеозапись - это одно из самых любимых учащимися экранных средств. Тематика видео богата и разнообразна. Фрагменты из телепередач, спектаклей, художественных фильмов, а также самодельные видеоматериалы, подготовленные совместно с детьми, - далеко не полный перечень фонда видеозаписей, который я использую на уроке. Главное требование к видеозаписям, демонстрируемым на уроке, - соответствие возрастным особенностям детей, разумная дозировка видеоматериала, систематичность и методическая грамотность включения видеофрагментов в урок. Это далеко не полный перечень ТСО, который может использовать педагог для повышения эффективности образования, но не стоит забывать, что главным источником получения информации на уроке остается слово педагога. И только при методически грамотном использовании слова педагога и технических средств обучения, возможно успешное усвоение материала.
Современный урок – это:
- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику.
- урок, содержащий разные виды деятельности.
- урок, на котором ученику должно быть комфортно.
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
- современный урок развивает у детей креативное мышление.
- современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Рене Декарт сказал: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Наш ученик имеет «хороший ум», задача современного педагога – найти применение этому уму.
И все чаще мы слышим, что дети становятся пассивным, вялыми на уроках, не способными принимать большое количество информации, преодолевать трудности. Почему? С одной стороны, мы рапортуем о своих достижениях в области педагогики, о развитии проектной деятельности в обучении, о новых принципах обучения и т. д. С другой стороны, мы отбрасываем старые, казалось бы, ненужные методы проведения уроков. Многие говорят, что они изжили себя. Традиционный урок для современных детей не интересен. Опросы родителей показали, что большинство считает образование прошлых лет более эффективным. Родители вынуждены прибегать к дополнительным занятиям с репетиторами или самостоятельно. Родители также отметили высокую загруженность своих детей, чрезмерную нагрузку на зрение и опорно-двигательный аппарат из-за вынужденного длительного времяпровождения за ноутбуками, планшетами при подготовке к занятиям.
Опросный лист родителей
№ п/п | Достаточно ли оснащен техническими средствами образовательный процесс вашего ребенка? | Да/нет | Комментарии |
1 | Объём знаний Вашего ребенка, полученный в ОУ достаточен для дальнейшего образования? | ||
2 | Ваш ребенок нуждается в дополнительных занятиях? | ||
3 | Что бы Вы хотели изменить в образовательном процессе Вашего ребенка? |
Преподаватели отмечают возрастающую пассивность детей, не способность добывать знания. Обучающиеся привыкли получать информацию в готовом виде, и решать задачи по подобию, отвечать на вопросы по тестам, то есть по предложенным им вариантам ответом. Если в задании есть не трудности, они не пытается их решить, предложить несколько вариантов решений.
Отмечается и общая тенденция в затрудненности высказывания своих мыслей среди обучающихся.
Сами обучающееся говорят о том, что им легче написать ответ, чем рассказать словами или, что еще труднее выступать перед публикой. Этот факт подтверждают и родители. Что же делать? Возвращаться к старым методикам?
Мы провели эксперимент. В группах провели два урока по смежным темам. Первый урок шел с традиционной подачей материала и опросом. Второй с применением различных презентаций, работе с поисковиками и т. д.
Выяснилось, что первый урок был для обучающихся скучным, материал сложным. Второй урок оказался интересным. Опрос показал, что материал усвоен лучше по первому уроку, но преподаватели отметили, что активность детей была выше на втором.
Естественный вывод в данной ситуации в комбинировании подходов, в разумной дозировке подачи информации разными способами.
В результате проведенной работы, были приняты ряд рекомендаций использования технических средств:
1. Домашние задания должны давать возможность выбора способа подготовки обучающемуся.
2. Новый материал лучше усваивается, если чередуются методы подачи информации.
3. Индивидуальный подход в выборе способа опроса обучающегося.
4. Задания должны быть направлены на развитие тех навыков, в освоении которых, ребенок испытывает трудности.
Подача лекционного материала предполагает использование всех возможных технических средств. Это и презентации, и видеоуроки, и дистанционные конкурсы. Хорошо себя зарекомендовали аудио лекции, по результатам которых должен быть создан опорный конспект по предварительно данному преподавателем плану.
Для обучающихся всех специальностей и теоретический материал и практические задания с примерами их решений продублированы на специализированном сайте. Данный сайт расположен на платформе moodle и является дополнительным средством обучения для часто болеющих обучающихся, инвалидов, обучающихся имеющих академическую задолженность.
Таким образом, чрезмерное применение технических средств в обучении приводит к обратному результату, но тщательно продуманное использование, индивидуальный подход в их использовании помогает учащимся усвоить новый материал, повысить мотивацию к освоению новых тем, преодолеть свои трудности.
Литература
1. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 315 с.
2. Кулагин В. П., Найханов В. В., Овезов Б. Б., Роберт И. В., Кольцова Г. В., Юрасов В. Г. Информационные технологии в сфере образования, 2004.
3. Маликова С. Б., Насонова Л. В. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в образовании. - М.: БизнесМеридиан, 2011.
4. Новиков С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе //Педагогика.-2003.- № 9.
5. Современный словарь по психологии. - Минск: Элайда, 2000.
6. Чернявская А. П. Образовательные технологии. - Ярославль, 2008