12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Волкова Елена Леонидовна40
Россия, Свердловская обл., п.г.т Сосьва
Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы



Дети 20 века увлечённо читали научную фантастику, герои которой уносили ребятишек в далёкое будущее, где людей во всех областях деятельности заменят роботы и машины. Мальчишки и девчонки, радостно бегая за воздушным змеем и играя в казаки-разбойники, мечтали о далёком 21 веке, когда можно будет только хлопнуть в ладоши, и машины выполнят любое приказание человека.

И вот наступил 21 век. И дома, и на производстве, и в школе появилось множество техники: и компьютеры, и интернет, и ксероксы, и принтеры, и телефоны, которые представляют миникомпьютеры. И эта техника помогает учителям вести учебный процесс на современном уровне. А как же помогают технические средства при обучении детей с ОВЗ 7 и 8 вида.

Особенностью этих деток является задержка психического развития и умственная отсталость различной степени. Это приводит к недостатку эрудиции, узости кругозора, проблемам в отвлечённом воображении. У них наблюдаются проблемы в речевом развитии, способности мечтать, наблюдаются сложности с воображением на заданную тему. Всё это обязывает учителя погружать таких деток в речевое пространство, знакомить с многими сторонами жизни. Учащиеся должны видеть то, о чём им говорят. А ещё очень важна связь с другими предметами.

И всему этому служит современная техника. За несколько лет моей работы с детьми с ОВЗ в 5-9 классах появились некоторые наработки в этой области, которыми и хочу поделиться в своей статье.

Очень нравится мне и деткам электронное приложение к учебнику «Русский язык» под редакцией Ладыженской, Баранова и Тростенцовой. Во-первых, на уроках русского языка обязательна словарная работа. В зависимости от возможностей школы мы выбираем свой вариант работы с этим разделом приложения. При работе в коррекционном классе 7 вида словарная работа выводится через проектор на экран. Один ученик выходит к доске, остальные записывают в тетради. В классе 8 вида, где обучаются два человека, ставлю ноутбук на стол, дети по очереди через клавиатуру вставляют пропущенные орфограммы по приятный звук, который умиляет детей! Слова с непроверяемой орфограммой находим в орфографическом словаре. Пройдя две-три работы, делаем самостоятельную работу, когда дети записывают слова без словаря по памяти, обозначая нужные орфограммы. Во-вторых, в этом приложении есть проверочные работы по каждой изученной теме. Можно вывести эту работу на экран. Вместе с детьми разбираем все задания, дети выполняют их в тетради. Или с ученицами 8 вида выполняем эти работы через клавиатуру. Детей просто захватывают эти задания! Каждое сопровождается похвалой или пожеланием подумать! Ситуация успеха очень важна для деток с ОВЗ. В-третьих, в этом приложении есть красивые таблички с изучаемыми правилами русского языка. После словарной работы можно можно открывать эту табличку, выводить ее на экран, чтобы весь урок была у детей перед газами.

Такими учащимися лучше воспринимается материал в ярком и красочном оформлении. Можно просить ребят самостоятельно делать презентации на заданную тему. А если для них это тяжело, то учитель сам составляет презентацию. Это позволяет усваивать материал в определённой последовательности.

Многие специалисты в области дефектологии утверждают, что музыка помогает ребяткам с ОВЗ лучше воспринимать учебный материал. Например, сочинение по картине. Через презентацию знакомим детей с жизнью и творчеством художника, особенностью той картины, о которой будем писать. Тут же можно поместить слова, которые помогут написать сочинение, план сочинения. Ярко оформленные слайды побуждают ребят лучше воспринять предлагаемый материал. И тут же знакомим учащихся с музыкой, созвучной с данной картиной. Например, музыка Чайковского или Вивальди к картине И. И. Левитана «Золотая осень». И не просто заслушать небольшой фрагмент, а писать под тихое звучание мелодии. В коррекционном классе 7 вида дети в восторге от данной работы! Они успокаиваются, настраиваются на работу и тихонько пишут… Данный приём сейчас использую и в классе 8 вида.

Большим подспорьем является интернет и компьютер в преподавании литературы. Не все литературные произведения легко воспринимаются детками с ОВЗ, им даже сложно их читать. Очень хорошо после презентации, посвящённой жизни и творчеству писателя и исторической основе произведения, предложить детям прослушать аудиокнигу или аудиоспектакль по данному художественному произведению. После этого ребятам легче воспринимать текст, организовывать выразительное чтение текста. По завершении работы по данной книге можно показать художественный фильм или мультфильм, поставленный по этому произведению. Это помогает учащимся зрительно представить события и героев книги. А при изучении поэзии знакомство с художественными полотнами, продолжающими тему, поднятую в изучаемых стихах, и музыкой, звучащей в унисон с темой стихотворений, является просто необходимым условием для более продуктивного восприятия детьми данной темы.

При подготовке к государственному выпускному экзамену в 9 классе учащимися работа по подготовке к сжатому изложению лучше воспринимается, когда исходный текст выводишь на экран. Вместе с ребятами читаем текст и выбираем главное. Затем выбранный отрезок выделяю другим цветом, а дети списывают его к себе в тетрадь. Я уже могу судить об эффективности этого метода после нескольких успешных выпусков коррекционных 9 классов 7 вида.

И, конечно же, благодаря техническим средствам мы добиваемся связи и с изобразительным искусством, и с музыкой, и с информатикой. Мне можно возразить, сказав, что можно приклеить картинку на доску, повесить старенький плакат с правилами. Но ведь мы живём в 21 веке, когда дети окружены самыми последними средствами технического прогресса. Время только мела и доски прошло. Даже если приходится прибегать к помощи телефона учителя и его минимальному интернету, без технических средств обучения не обойтись. Ведь одной из главных задач обучения деток с ОВЗ является социализция! Школа должна идти в ногу со временем!













Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.