Методическая разработка урока «Техника работы гуашью. Степные тюльпаны»

4
0
Материал опубликован 13 September 2017 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Яшалтинская детская художественная школа»


 

Методическая разработка урока

 «Техника работы гуашью. Степные тюльпаны»

для учащихся вторых классов ДХШ и отделений изобразительного искусства ДШИ по дисциплине «Станковая композиция» по 4(5)-летней учебной программе.

 

Автор: Вернер Е.Ю.

 

С. Яшалта

2017 г.

Описание методической разработки.

Автор – Вернер Екатерина Юрьевна.


 

1. Объединение:  отделение «Живопись» МБУ ДО «Яшалтинская ДХШ».

2. Направление: Художественное творчество.

3. Тема методической разработки: «Техника работы гуашью».

4. Краткая аннотация.

Гуашь, как и акварель, относится к клеевым водорастворимым краскам, но отличается по своим свойствам (в переводе с французского - «водяная краска»). Гуашь непрозрачна, обладает большой кроющей возможностью благодаря входящим в ее состав белилам.

В технике гуаши пишут по плотной бумаге, картону, доске, плотному шелку. Используют приемы «а – ля прима», пуантилизм, послойную живопись (то есть создается сначала фон, а потом прорисовываются детали).

Гуашь широко использовали, начиная с 4 – 5 веков, в России, Китае, Японии. В Средневековье – для книжных миниатюр, в эпоху Возрождения – для эскизов картонов, портретов, шпалер.

Современные художники широко применяют ее в театральных декорациях, эскизах костюмов, в полиграфических иллюстрациях. Ну и, конечно же, дети очень любят эти краски за их веселую яркость.

Данная методическая разработка поможет выполнить калмыцкий весенний пейзаж гуашью без предварительной прорисовки.

Методическая разработка занятия разработана для преподавателей ДХШ и отделений изобразительного искусства ДШИ, также может быть полезна педагогу дополнительного образования для работы во внеурочное время.

5. Полное описание разработки

Цели:

- Развивать навыки передачи различных эмоциональных оттенков пейзажа;

- Расширить знания учащихся о жанре пейзажа, показать роль колорита в пейзаже;

-Научить выполнять работу без предварительного прорисовывания гуашью;

- Учить ценить красоту природы;

- Находить гармоничные цветовые сочетания;

-Формировать навыки творческой деятельности;

Задачи:

Изучить понятие «Колорит» и его влияние на эмоциональную окраску пейзажа, выполнить этюд пейзажа с передачей состояния природы и настроения по представлению, отрабатывать навык работы гуашью.

Образовательные:

- Учить подмечать изменчивость состояния природы в зависимости от освещения и в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д.;

- Познакомить с разнообразием пейзажных сюжетов;

- Углубить представления детей о возможностях цвета;

- Познакомить учащихся с основами цветоведения;

- Учить детей смело выражать чувства изобразительными средствами;

- Знакомить детей с особенностями техники рисования гуашью;

- Формировать навыки работы с гуашью;

Развивающие:

- Развивать художественную фантазию и вкус;

-Совершенствовать навыки применения цвета в создании художественного образа;

- Закрепить интерес к работе цветом;

- Развивать навыки владения мазком;

- Развивать способность к творческому самовыражению; 

- Развивать умение вести диалог;

- Развивать ассоциативное и образное мышление, творческое воображение;

- Развивать умение организовать рабочее время, рабочее место.

Воспитательные:

- Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе;

- Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства;

- Укреплять межпредметные связи (литература, музыка, мировая художественная культура);

- воспитание гармоничной нравственной личности, через изучение калмыцкого весеннего пейзажа;

- воспитывать интерес к творчеству.

Приобретаемые навыки детей: навыки последовательного ведения живописной работы; умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно - воздушной среды; умение изображать объекты предметного мира; навык нахождения гармоничных цветовых сочетаний; навыки творческой деятельности; навыки работы с гуашью; навыки владения мазком; умение вести диалог.

Особенности роли педагога дополнительного образования:        

Так как на занятия воспитанники приходят добровольно, подталкивает их только заинтересованность, желание заниматься тем или иным интересным для него делом. А уж если ребёнок пришёл сам, он конечно же, хочет получить максимум знаний, умений, навыков, и педагог с радостью наделит ими ученика. И главная задача педагога создать условия для самореализации личности ребёнка, стать проводником знаний, умений, гарантом реализации вышеизложенных концепций, с чем блестяще справляются увлечённые педагоги дополнительного образования.

Применяемые технологии: информационно – коммуникативные технологии (мультимедийная презентация, фоторяд, прослушивание аудиозаписи); технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения, здоровье-сберегающие технологии.

Дисциплина: «Станковая композиция»

Возраст обучающихся: 10-12 лет.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ. (Изучение новых знаний, закрепление и повторение изученного материала)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический, исследовательский (просмотр и анализ полученных результатов, анализ выполнения операций).

Межпредметные связи: музыка, литература, МХК.

Оборудование урока:

а) для учителя: экран, ноутбук, колонки, репродукции картин художников, мольберт, бумага А4, кисти, гуашь, палитра, баночка с водой, салфетки;

б) для учащихся: бумага формата А4, кисти, баночка с водой, палитра, гуашь, тряпочка или салфетка.    

Зрительный ряд: фоторяд – репродукции картин художников, учебные таблицы и материалы по цветоведению: «Общий тон или метод Н. Крымова. Теория изменения цветового тона для передачи в живописи состояний природы», образец выполненной работы «Калмыцкая степь весной».

Репродукции:  К. Моне серия «Здание Парламента в Лондоне», В. Коксодаев «Рассвет в степи. Калмыкия»2015, К. Ольдаев «Тюльпаны»; Г. Рокчинский «Журавлиная песня» 1972; В. Коксодаев «Весна в степи» 2016.

Словарь: «Колорит», «Цветовая гамма».

Музыкальный ряд: музыкальное произведение Владимира Каруева «Ээжин дун»

Конспект урока

«Техника работы гуашью»

План урока:

1.Организационный момент (5 мин.)

2. Изложение нового материала (25 мин.)

3.Физ. минутка (2 мин.)

4.Закрепление учебного материала (13 мин.)

5.Инструктаж последовательности работы над пейзажем (мастер- класс от учителя) (8 мин.)

6. Практическая работа (30 мин.)

7.Рефлексия. Подведение итогов урока (7 мин.)

Время: 90 мин (в соответствии с учебным планом проводится 2 урока по 45 минут)

Ход урока

1. Орг. момент (5 мин.)

Учитель: Здравствуйте. Начинаем наш урок. (Самооценка готовности к уроку) Перед началом работы прошу проверить готовность: бумага формата А4, кисти, баночка с водой, палитра, гуашь, тряпочка или салфетка.    

(Эмоциональный настрой - метод эмоционального погружения).

Учитель: Для введения в художественно-образный настрой нашего урока предлагаю прослушать музыкальное произведение Владимира Каруева «Ээжин дун». Эпиграфом к этому произведению можно прочесть стихотворение нашего калмыцкого поэта Давида Никитича Кугультинова «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!» (Слайд 1)

(После прослушивания и обсуждения следует сообщение темы).

Звучит песня Владимира Каруева «Ээжин дун»

Учитель: Какое настроение и чувства вызывает у вас это произведение? (Ответы учащихся). Так музыкант, художник и поэт могут передать в своём произведении эмоции и настроение. Сегодня мы продолжаем изучение жанра пейзаж и тема нашего урока: «Техника работы гуашью». (Слайд 2)

2. Изложение нового материала (25 мин.) (Слайд 3)

Гуашь, как и акварель, относится к клеевым водорастворимым краскам, но отличается по своим свойствам (в переводе с французского - «водяная краска»). Гуашь непрозрачна, обладает большой кроющей возможностью благодаря входящим в ее состав белилам. В состав связующего гуаши входит камедь и декстрин, а также смягчающие и консервирующие вещества. Поэтому для произведений, выполненных гуашью, характерны матовость и бархатистость поверхности.

В технике гуаши пишут по плотной бумаге, картону, доске, плотному шелку. Используют приемы «а – ля прима», пуантилизм, послойную живопись (то есть создается сначала фон, а потом прорисовываются детали).

Гуашь широко использовали, начиная с 4 – 5 веков, в России, Китае, Японии. В Средневековье – для книжных миниатюр, в эпоху Возрождения – для эскизов картонов, портретов, шпалер.

Современные художники широко применяют ее в театральных декорациях, эскизах костюмов, в полиграфических иллюстрациях. Ну и, конечно же, дети очень любят эти краски за их веселую яркость. Художники, выполнившие известные станковые работы гуашью – Ф.Толстой, Б.Кустодиев, А.Бенуа. (Слайд 4-7)

Учитель: Художник, изображая пейзаж, старается выразить свои чувства через её образ. В спорах о новом художественном видении мира рождалось новое направление в искусстве – импрессионизм - от франц. - «впечатление». Так называлась одна из картин художника Клода Моне. Он создал целые живописные серии картин, в которых один и тот же вид представал в разных погодных условиях и в разное время суток. Рассмотрим серию «Здание Парламента в Лондоне». (Слайд 8) К. Моне «Здание Парламента в Лондоне».

Учитель: Какое основное средство выражения живописи использовал художник для передачи состояния и настроения природы? (Ответы учащихся). (Верный ответ – цвет). Цвет - главное средство выражения в живописи. От того какие художник подберёт цвета зависит настроение в картине. Цветовой строй в картине называется, колоритом. (Слайд 9) «Определение колорит». Колорит (от лат. color — цвет, окраска) - богатство и согласованность цветов. Он может быть тёплым и холодным, нежным и мрачным.

Ознакомление с эмоциональными возможностями цвета. (Слайд 10) «Эмоциональные возможности цвета».

Учитель: Давайте попытаемся решить некоторую задачу. (Проблемная ситуация). Перед вами три основных цвета: жёлтый, красный, синий. Подумайте и ответьте на вопрос: 1. Какое значение имеет цвет в передаче времени суток? (Предполагаемые ответы учащихся: жёлтый цвет – день. Красный – закат. Синий – ночь). 2. А к какому времени года можно отнести каждый пейзаж? (Предполагаемые ответы учащихся: жёлтый – лето. Красный – осень. Синий – зима). Ассоциировать цветовую гамму пейзажа можно и с настроением человека, и с возрастом. 3. Какой можно сделать вывод о значении цвета в передаче настроения? (Ответы учащихся). (Верный ответ: цвет имеет очень большое значение в передаче состояния природы в картине). Таким образом, собран весь понятийный аппарат, которым должны владеть учащиеся.

Анализ репродукций картин художников. 

Учитель: Утром пейзаж будет пронизан серебристо-голубыми лучами восходящего солнца, следовательно, все предметы будут окутаны этим светом, а общий тон пейзажа будет серебристый. (Слайд 11) Виктор Коксодаев «Рассвет в степи. Калмыкия» 2015г. Холст. Масло. Днем свет становится ярче, а тень – темнее, и из-за этого общий тон пейзажа становится более светлым. Запомните: свет «съедает» цвет. Вечером, по мере того как солнце садится, краски сгущаются, а воздух окрашивается золотисто-багровыми лучами. В этом случае цветовой строй пейзажа будет золотистым, тени же будут принимать холодный оттенок вечернего неба. Настроение пейзажа зависит от передачи в нем того или иного состояния. В природе небо – источник света, атмосферный свет поглощает всё вокруг. Обратите внимание на таблицу «Изменение освещённости в зависимости от времени суток» Выдающийся русский педагог по изобразительному искусству и художник Павел Петрович Чистяков советовал: «Чтобы хорошо видеть цвет, надо знать закономерности природы. Знание помогает видению» (Слайд12)

3.Физминутка: (2 мин.)

Учитель: Давайте на минутку представим, что мы с вами весенние цветы на лугу и покажем и расскажем. Повторяйте за мной.

«Цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

( потягивание- руки в стороны )

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

( потягивание руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда

(машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки

(наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

4.Закрепление учебного материала (13 мин.) (Слайд 13-18)

Учитель: Давайте обобщим вышесказанное. (Проблемная ситуация). Рассмотрим репродукции картин российских художников и художников Калмыкии проанализируем их сходство и различия. (И. Левитан «Золотая осень» 1895, «Осень. Туман» 1898; А. Саврасов «Грачи прилетели» 1871; К. Ольдаев «Тюльпаны»; Г. Рокчинский «Журавлиная песня» 1972; В. Коксодаев «Весна в степи» 2016. При анализе учащимся задаются вспомогательные вопросы: Какое настроение возникает? При помощи чего художнику удалось передать такие различные состояния природы.

5. Инструктаж последовательности работы над пейзажем. Мастер- класс от учителя. (8 мин.)

В ходе мастер-класса учитель комментирует каждое своё действие и советуется с учащимися.

Учитель: Выполним работу гуашью "Калмыцкая степь весной" без предварительного прорисовывания. На первый взгляд покажется простой предлагаемая работа, но её преимущества в яркости и доступности. Ведь каждому из вас хочется получить положительный результат своего творчества.

1.Для начала закрепим лист с помощью бумажного скотча (Слайд 19)

2.Рисуем небо. Для этого смешиваем на палитре белую краску с голубой. Консистенция должна получиться в виде густой сметаны (Слайд20).Мысленно делим формат на пополам по горизонтали и чуть выше будет проходить линия горизонта (Слайд 21). Начинаем писать небо заполняя все его пространство так, чтобы к линии горизонта у нас получалось светлее. Для этого к линии горизонта подмешиваем больше белой краски (Слайд 22).

3. Приступаем к рисованию земли. На линии горизонта под воздействием воздуха все кажется не таким ясным и четким, поэтому к зеленому цвету травы добавляем голубую и белую краски (Слайд23). Постепенно выполняем переход цвета к более насыщенному (Слайд 24-25).

4. Когда краска немного просохнет начинаем красной краской рисовать головки тюльпанов (Слайд 26). Располагаем их в хаотичном порядке, при этом составляя из цветов нужный ритм. Помним, что чем дальше предмет, тем он меньше. Тек и наши тюльпаны на переднем плане больше, а на заднем плане меньше (Слайд 27).

5. К красной краске добавляем белую и показываем свет на тюльпанах (Слайд 28)

6. Зеленой краской рисуем стебельки у тюльпанов. Они не должны иметь изящную линию (Слайд 29). Этим же цветом рисуем листья. Вспоминаем конструктивные особенности цветка (Слайд 30).Смешиваем зеленую и желтую краски и пишем свет на стебельках и листьях (Слайд 31). К этому цвету подмешиваем еще желтый и белый и пишем травку на переднем плане (Слайд 32).

7. Выше описанным способом добавляем пару желтых тюльпанов и для равновесия композиции в небе серой краской пишем птиц (Слайд 33).

Учитель: И вы сегодня в своей практической работе попробуете передать свои ощущения и настроения в пейзаже. За работу!

6. Практическая работа (30 мин.)

В ходе выполнения работы учащимися, преподаватель проводит целевые обходы:

- наблюдение за правильностью выполнения приёмов работы;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контроль над объёмом и качеством выполненной работы.

8.Рефлексия. Подведение итогов. (7 мин.)

Учитель: Посмотрите, какие атмосферные пейзажи у вас получились. Приглашаю прикрепить их на мольберте. Подводим итоги, анализируем проделанную работу, отвечаем на вопросы:

- Как колорит влияет на настроение картины? - В какой работе самое необычное настроение? - В какой работе лучше передано пространство? - В какой работе наиболее удачное композиционное решение? - С какими трудностями вы столкнулись при выполнении работы?  - Что было самым трудным при выполнении работы? - Всё ли получилось из задуманного?

Оценка каждой из работ проводится самими учащимися по 10-и бальной шкале. Итог и обобщение проводит учитель.

Критерии оценки:

- грамотное композиционное решение;

- верное цветовое и тональное решение с учётом правил воздушной перспективы;

- достижение колористического единства;

- степень эмоциональной выразительности, настроения пейзажа.

Итог урока.

Учитель: Вы хорошо сегодня потрудились.  А теперь запишем домашнее задание: рекомендации - наблюдение за природой, её явлениями и изменениями, практическое задание - выполнить этюд с натуры «пейзаж из окна» А5. Спасибо вам за урок. Мне понравилось, как вы отвечали, как работали. В заключении хотелось сказать: природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя.

(Слайд 34) «Домашнее задание».
 

Приложение

Графические материалы:

приложение №1(учебные таблицы и материалы по цветоведению: «Общий тон или метод Н. Крымова. Теория изменения цветового тона для передачи в живописи состояний природы», образец выполненной работы «Калмыцкая степь весной»)

приложение №2. (Репродукции: К. Моне серия «Здание Парламента в Лондоне», В. Коксодаев «Рассвет в степи. Калмыкия»2015, К. Ольдаев «Тюльпаны»; Г. Рокчинский «Журавлиная песня» 1972; В. Коксодаев «Весна в степи» 2016)

Электронный носитель – CD:

Аудиоматериал;

Фотоматериал – приложение №2.

Текстовый вариант методической разработки в формате MS Word.

Презентация «Техника работы гуашью».

Список литературы.

- Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974

- Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002

- Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985

- Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников:

колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007

- Буймистру Т.А. Колористика. Цвет – клюя к красоте и гармонии. М. Ниола Пресс, 2008

-Калмыцкие художники

https://yandex.ru/images/search?text=калмыцкие%20художники%

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.