Технологичекая карта урока окружающего мира во 2 классе «Я – гражданин России»

3
0
Материал опубликован 8 September 2017 в группе

Подпись учителя:­­­­­­­­­­­­­­­­_________________

Составила: Васильева Анастасия Александровна

Класс: 2

УМК: «Школа 2100»

Урок: окружающий мир

Тема урока: «Я – гражданин России»

 Тип урока: комбинированный

Цель урока: ознакомления учащихся с историей развития государства после распада СССР

Задачи:

1) ознакомление с историей развития России после распада СССР;

2) ознакомление с историей развития стран СНГ;

3) выявление и ознакомление с главными символами РФ и стран СНГ.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Орг.момент

Приветствие

Приветствие

 

Постановка проблемы

Сегодня мы переходим к изучению новой главы, которая имеет название «Современная Россия», начнем знакомство с новой главой с параграфа «Я – гражданин России».

Открываем учебник на странице 110.

- Давайте вместе определим проблему нашего урока, прочитав рассказ.

- Что считает своей родиной Николай Филиппович?

-Гражданином какого государства стал Дмитрий Васильевич?

- Они граждане одного государства или разных?

- Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?

Посмотрите на Реку времени на с. 26–27. Что вы заметили? Какие у вас будут предположения по проблеме урока? (Река времени разбивается о камень, на котором написано «Распад СССР. 1991 г.». Река делает крутой поворот, времена «СССР» заканчиваются, начинаются времена «Современная Россия».

Чтение рассказа

- Н.Ф. считает своей родиной СССР.

-Д.В. стал гражданином Российской Федерации.

- Они граждане одного государства.

Ученики не знают ответа на вопрос.

- Можно предположить, что государство СССР распалось, а новое государство стало называться Российская Федерация (как написано на паспорте).

П.: Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Открытие новых знаний

Посмотрите на карту на с. 95 учебника. СССР – это одно государство или много?

- Из каких крупных частей состояло это государство? Какая республика была самой большой?

- Итак, до 90-х годов XX века наши старшие родственники являлись гражданами СССР и жили на территории одной из его республик.

Чтение рассказа. Решение проблемы страница 110.

- А когда было создано современное Российское государство? Наследником каких государств оно является?

Жителями какого государства мы теперь являемся?

Обратите внимание, что теперь у каждого из государств есть свои границы, своё правительство, армия, законы.

Посмотрите на карту на с. 111. Что изменилось? Найдите в тексте после карты, как расшифровывается аббревиатура СНГ.

О чём вам говорит слово «содружество»? Как вы думаете, с какой целью государства объединились в содружество?

- Какие страны вошли в состав СНГ?

Ядро СНГ первоначально составили Россия, Украина и Белоруссия, подписавшие в декабре 1991 г. известные Беловежские соглашения. Позднее к ним присоединились Казахстан, Молдавия, среднеазиатские и закавказские государства. Литва, Латвия и Эстония в СНГ не вошли. При создании СНГ предполагалось, что оно поможет сохранить многие жизненные связи между его членами, сложившиеся за долгие годы существования единого народнохозяйственного комплекса в масштабах бывшего СССР. Официальное место пребывания органов СНГ - Минск.

- После распада СССР каждое из государств имеет свою официальную государственную символику. Знаете ли вы что это такое?

Демонстрация флага СССР и флага РФ, объяснение значения его цветов, элементов

История изменений герба

Герб

Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения. В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия, они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. 30 ноября 1993 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе. Сейчас двуглавый орел, как и прежде, символизирует могущество и единство Российского государства.

5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб — золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б. Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.

8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон «о Государственном гербе Российской Федерации». Который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV — XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого.

Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России — это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.

Чтение гимна РФ на странице 112.

Прослушивание гимна СССР

Какой композитор написал музыку для государственного гимна?

А слова?

- Одно.

- Республик.

- Самой большой была Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.

- Страны, входившие в состав СССР стали странами СНГ.

- Современная РФ создано с в 1991. Оно является наследником бывшего СССР.

-Бывшие республики СССР стали отдельными государствами (в том числе и РСФСР);

- Мы являемся жителями РФ.

Не все бывшие республики вошли в состав СНГ (только 12 из 15).

- Содружество – объединение стран с целью оказание помощи друг другу и взаимной торговли.

- В СНГ участвуют 12 бывших республик СССР - РФ, Украина, Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика Грузия, Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Республика Армения, Республика Молдова, Туркменистан.

- Это герб, флаг, гимн.

Значение цветов:

1) красный цвет - державность, синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, белый – цвет свободы и независимости;

2) еще одна "державная" трактовка значений цветов флага, которая означает единство трех братских восточно-славянских народов: белый - цвет Белой Руси (Белоруссии), синий - Малороссии (Украины), красный - Великороссии.

3) белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

- Музыку для государственного гимна написал А. Александров.

- Слова написал С. Михалков.

П.: 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Л.: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Р.: Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Физ.минутка

     

Открытие новых знаний

Русский поэт Некрасов написал такие строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

- Что значит быть гражданином своего государства?

Проверка предположений проводится по фрагменту «…гражданином быть обязан» до слов «…обязан их знать».

Мы выяснили, что в 1991 г. наше государство изменилось. А законы могут остаться прежними?

Проверка предположений проводится по фрагменту «…гражданином быть обязан» от слов «Ну а если…» (с. 113, абзац о Конституции 1993 г.)

Список основных прав граждан России: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право на свободу слова, право на образование, на труд, на отдых, на медицинское обслуживание.

Работа в парах.

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?)

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Вопросы 1-3 в конце параграфа

Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что гражданство жителей нашей страны изменилось из-за того, что распалось государство СССР и на его месте были созданы независимые государства, в том числе и современная Россия, с обновленными законами, символами, порядками.

К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.

Л: Умение работать в паре и в группах

Закрепление полученных знаний

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Выполнение задания № 1, 3

 

Итог

Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему научились?

- Что нового узнали?

- Так почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?

Ответы учеников

К.: Развиваем умение слушать и понимать других.

Рефлексия

Кто с ней справлялся легко?

Кому пока было трудновато?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Какую бы отметку вы себе поставили?

Ответы учеников

К.:Развиваем умение слушать и понимать других.

Р.: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.