Технологическая карта бинарного урока по дисциплинам «Химия», «География» на тему: «Природные источники углеводородов»
Учебно-методическая карта занятия
Учебные дисциплины: «География», «Химия»
Специальность: 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
Курс: 1 курс
Группа: Г-11
Время проведения: 10.15
Место проведения: кабинет № 40
Тема занятия: «Природные источники углеводородов»
Вид занятия: урок
Тип занятия: урок «открытия » нового знания
Форма урока: бинарный
Деятельностная цель:
- формирование у обучающихся потребности в знаниях о природных источниках углеводородов;
- умения выделять проблему использования природных углеводородов в теме занятия;
- анализировать результаты лабораторного опыта;
- контролировать и оценивать достижение результата.
Содержательная цель:
- расширить понятийную базу за счет включения в неё новых знаний о составе и переработке природных источниках углеводородов;
-анализировать полученную информацию структурировав ее через перевод текстовой и видеоинформации в таблицы, карты, схемы (кластер).
Методическая цель:
- показать приемы формирования универсальных учебных действий;
- показать методику проблемного обучения, опережающего обучения, приемы развития критического мышления.
Задачи:
познавательная:
- вспомнить источники углеводородов, (каменный уголь, природный газ, нефть), изучить их состав и способы переработки;
- определить основные месторождения минеральных ресурсов в России;
- показать значение углеводородов в народном хозяйстве;
- выявить основные экологические проблемы, возникающие при переработке и добыче различного вида топлива.
развивающая:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся, создать особый эмоциональный настрой для усвоения знаний, развивать воображение и память;
- продолжить формирование исследовательских навыков у обучающихся, в применении приёмов обобщения, анализа, сравнения;
- формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации.
воспитательные:
- инициировать интерес к приобретаемой профессии;
- воспитывать бережное отношение к Земле, земельным ресурсам;
- воспитывать экологическое мышление, гуманистическое мышление, толерантность, коммуникабельность;
- прививать активную жизненную позицию обучающихся при оценке экологических и социальных проблем, связанных с использованием природных источников углеводородов;
- прививать интерес к учебной дисциплине «Основы геологии и геоморфологии».
Новые понятия: коксование каменного угля; ректификация нефти; виды крекинга; риформинг; детонационная стойкость бензинов, терриконы
Методы занятия: проблемное изложение материала, опережающее обучение, исследовательский, метод развития критического мышления, игровые методы, картографический
Приемы обучения: использование эпиграфа, подводящий диалог, динамическая пауза, тестирование, индивидуальный опрос, мини-исследование, кубик «Блума», «Кластер», «Синквейн»
Характер урока: проблемно-поисковый
Форма организации: фронтальная
Планируемые образовательные результаты:
личностные результаты: Л-1, Л-2, Л-3, Л-4, Л-5, Л-6
метапредметные результаты: М -1, М-2, М-3, М-4, М-5, М-6
предметные результаты: П-1, П-2, П-3, П-4, П-5, П-6
Междисциплинарная координация урока:
обеспечивающие: биология, физика, экология, история
обеспечиваемые: экологические основы природопользования
Обеспечение урока:
Наглядные пособия: презентация, видеофильмы «Что такое углеводороды», «Экологические проблемы», «Что делают из нефти», «Биогенное происхождение нефти»
Раздаточный материал: бланки теста, дешифраторы, образцы полезных ископаемых, сигнальные карты, рабочая тетрадь; коллекции «Каменный уголь», «Нефть и нефтепродукты»
Технические средства обеспечения:
Персональный компьютер типа PentiumIV
Акустическая система: колонки
Принтер лазерный черно-белый HPLaserJet 102
Интерактивная доска InterWriteboard
Проектор Infocus X15
Источники:
основные:
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
3. Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
4. Максаковсий В.П. Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение, 2016- 398 с.- М., 2016.
дополнительные:
1) www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников)
2) www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
Номер этапа, время | Этапы занятия, дидактические единицы, формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения занятия | Образовательные результаты, формируемые на соответствующем этапе занятия | ||||||||||||
1 5мин | 1. Организационный момент: Приветствие преподавателя, мотивация учебной деятельности Предварительная организация группы: проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных. Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности обучающихся к изучению материала Инициирование обучающихся к формулированию темы и целей занятия Методы: проблемное изложение Форма организации: фронтальная Приемы: коммуникативная атака, беседа Средства: эпиграф, презентация Эпиграф Углеводороды все такие разные - Преподаватель химии обобщает ответы студентов в ходе беседы Вопросы для беседы: 1. Как вы думаете, почему мы выбрали эпиграфом эти слова? 2. Приведите примеры природных источников углеводородов. | | ||||||||||||
2 15мин | 2. Актуализация знаний (формы, методы и приемы, перечень вопросов, заданий, задач т.д.) 2.1. Мотивация: пробуждение интереса и побуждение к работе (определение темы урока, целей) Методы: проблемное изложение материала Форма организации: фронтальная, индивидуальная Приемы: интерактивный методический прием ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал), подводящий диалог. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей обучающихся в область изучения темы. Преподаватель географии: предлагает просмотреть видеофрагмент «Что такое углеводороды». После просмотра проводит беседу по данному видеофрагменту. Выполнение задания №1, таблица №1
На этом этапе занятия обучающиеся записывают в первой графе все, что им известно о природных углеводородах. 2.2. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы (постановка задачи, сообщение форм контроля и критериев оценки) Методы: самоконтроль, самооценка, педагогическая поддержка Форма организации: фронтальная, индивидуальная Приемы: диалог, проблемная ситуация, междисциплинарная координация, интерактивный методический прием ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал) Средства: рабочая тетрадь, презентация Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы Преподаватель химии выявляет, какое практическое значение имеет данная тема для специальности «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», какие знания обучающиеся хотели бы приобрести на данном занятии Студенты заполняют таблицу №1
После формулирования учебной задачи намечается план предстоящей учебной деятельности. Преподаватель сообщает, что необходимо знать и уметь для изучения темы, какие знания и умения имеются, какие пополнить 2.3. Повторение изученного материала для новой темы (основные понятия, необходимые для освоения новых знаний, раскрытие междисциплинарных связей) Методы: игровые методы, развития критического мышления Форма организации: фронтальная Приемы: выделение ключевых понятий, междисциплинарная координация, Средства: презентация Преподаватель географии выясняет, какие вопросы темы рассматривались на географии, химии, что известно по теме, предлагает выполнить задание «Отгадай загадку» 2.4. Проверка домашнего задания Методы: взаимопроверка учебной деятельности Форма организации: индивидуальная, парная деятельность Приемы: тестирование, оценка успешности Средства: карточки-дешифраторы, презентация Для проверки домашнего задания преподаватель химии проводит тестирование с использованием метода взаимопроверки, приводит критерии оценивания. Обучающиеся проверяют выполненные задания, используя дешифратор, оценивают выполненные задания | | ||||||||||||
3 5 мин. | 3. Промежуточная рефлексия: Методы: частично-поисковый, педагогическая поддержка, организация самостоятельной деятельности обучающихся Форма организации: индивидуальная Прием: самооценка учебной деятельности, кубик «Блума» Средства: рабочая тетрадь, презентация 3.1. Самооценка собственной деятельности обучающихся Преподаватель географии отмечает, что сегодня предстоит очень большая работа по изучению нового материала. На уроке будут использованы опыт и познания обучающихся. Проводится самооценка уровня знаний обучающихся с помощью кубика «Блума». 3.2. Выявление затруднений и их фиксирование Преподаватель географии выясняет, какая информация для обучающихся оказалась знакомой, а какая новой, неожиданной, обращает внимание, что данная информация будет более понятна в результате изучения темы занятия | | ||||||||||||
4 44мин | 4. Открытие «нового знания» (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения занятия по каждому пункту плана) Преподаватель географии с обучающимися формулирует вопросы, которые будут рассмотрены сегодня на уроке Просмотр видеофильма «Экологические проблемы» Преподаватель озвучивает план занятия План: 1. Происхождение и области применения природного и попутного газов. 2. Переработка каменного угля. 3. Состав, переработка нефти и использование нефтепродуктов. 4. Экологические проблемы при использовании природных углеводородов Вопрос 1 Переработка каменного угля Методы обучения: познавательно-проблемное изложение материала, метод визуализации учебной информации, общепедагогические здоровьесберегающие методы, картографический Форма организации: фронтальная Приемы обучения: рассказ, работа с рабочей тетрадью, проблемный диалог, мини-исследование, динамическая пауза Средства обучения: рабочая тетрадь, презентация В ходе изучения вопроса, обучающиеся с помощью преподавателей географии и химии узнают об основных месторождениях природного газа, выполняют задание №2, рассматривают его состав и свойства, проводят сравнительный анализ природного газа и попутного нефтяного газа. Динамическая пауза. Обучающиеся выполняют упражнения на мышцы шеи и плечевого пояса Вопрос 2. Переработка каменного угля Методы обучения: познавательно-проблемное изложение материала, метод визуализации учебной информации, картографический Форма организации: фронтальная Приемы обучения: рассказ, проблемный диалог, работа с рабочей тетрадью, мини-исследование, динамическая пауза Средства обучения: рабочая тетрадь, презентация Преподаватель географии знакомит обучающихся с основными месторождениями каменного угля. Обучающиеся выполняют задание № 3. Преподаватель химии проводит мини исследование. Изучая образцы видов угля, обучающиеся выполняют задание №4, определяя физические свойства полезных ископаемых. Проверяет выполненное задание. Рассказывает о способах применения каменного угля Вопрос 3 Состав, переработка нефти и использование нефтепродуктов. Методы обучения: познавательно-проблемное изложение материала, метод визуализации учебной информации, общепедагогические здоровьесберегающие методы, картографический Форма организации: фронтальная Приемы обучения: рассказ, проблемный диалог, работа с рабочей тетрадью, мини-исследование, динамическая пауза, Средства обучения: рабочая тетрадь, презентация, образцы нефти, схема ректификационной перегонки нефти. Преподаватель географии рассказывает об истории открытия нефти. После просмотра видеофильма «Что делают из нефти» проводит проблемный диалог, в результате которого обучающиеся объясняют смысл слов Д. И. Менделеева: сжигать нефть – это то же, что топить печь ассигнациями. Знакомит с основными гипотезами происхождения нефти. Просмотр видеоролика «Биогенное происхождение нефти». В рабочих тетрадях обучающиеся записывают основные доказательства биогенной теории. Преподаватель знакомит обучающихся с основными месторождениями нефти Обучающиеся выполняют задание №5. Преподаватель химии проводит мини исследование. Обучающиеся определяют физические свойства нефти, выполняют задание №6. Преподаватель проводит сравнительный анализ каталитического и термического крекинга. Обобщает изученный материал. Динамическая пауза Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Вопрос 4 Экологические проблемы при использовании природных углеводородов Методы обучения: познавательно-проблемное изложение материала, визуализации учебной информации, опережающий. Форма организации: фронтальная Приемы обучения: рассказ, сообщения обучающихся, проблемный диалог. Преподаватель географии отмечает, что за последнее годы воздействие на окружающую среду возросло, говорит о том, что некоторым студентам было дано опережающее задание. Обучающиеся читают стихотворение, подготовленные сообщения. Преподаватель обобщает изученный материал Преподаватель химии демонстрирует опыты «Очистка воды от нефтяных загрязнений», обучающиеся выясняют, какой адсорбент лучше устраняет нефтяную пленку. | З-1 З-2 З-3 З-4 У-2 ПК-4,3 ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОК-5 | ||||||||||||
5 2 мин | 5. Первичное закрепление новых знаний (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения) Методы: репродуктивный, самопроверка Формы организации: индивидуальная Приёмы: тестирование Средства: сигнальные карты Преподаватель географии зачитывает утверждения, обучающиеся с помощью сигнальных карт отмечают, верно ли оно. После тестирования делает вывод, что обучающиеся усвоили изученный материал. | | ||||||||||||
6 6 мин | 6. Применение новых знаний и способов действий (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения) Методы: проблемно-поисковый, самоконтроль Формы организации: индивидуальная Приемы: кластер Средства: рабочая тетрадь Преподаватель химии выполняет задание №7. Обучающиеся используя коллекции, схемы, таблицы в рабочей тетради, раздаточный материал заполняют кластер «Применение природных источников углеводородов». Работа проводится в группах(2-3 человека). Каждая группа выполняет работу по конкретному углеводороду (нефть или уголь). После выполнения, на экран выводится эталон. Обучающиеся осуществляют самопроверку выполненной работы, отвечают на вопросы. Преподаватель отмечает применение новых знаний в данной работе. | | ||||||||||||
7 4 мин | 7. Включение новых знаний в систему знаний (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения) Методы: частично-поисковый, Формы организации: индивидуальная, коллективная деятельность Приемы: синквейн Средства: рабочие тетради Преподаватель географии предлагает выполнить задание №8. Составление синквейна (стихотворение, состоящее из 5 строк) по плану. В качестве существительных обучающимся предлагается использовать слова: нефть, газ, уголь, крекинг, природные углеводороды и др. | | ||||||||||||
8 4 мин. | 8. Итоговая рефлексия (самооценка собственной деятельности обучающихся): Методы: репродуктивный Формы: индивидуальная, фронтальная Приемы: беседа, интерактивный методический прием ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал) Средства: рабочая тетрадь Преподаватель предлагает вернуться к заданию №1. Записать, что обучающиеся узнали сегодня на уроке.
Обучающиеся отвечают на вопросы: 1 Интересно и продуктивно было для них занятие? 2 Какие задачи ставили? 3 Удалось ли решить поставленные задачи? | | ||||||||||||
9 2 мин. | 9. Задание на дом: Преподаватель предлагает дифференцированное трехуровневое задание: I уровень- обязательный минимум Изучить конспект урока. Ответить на контрольные вопросы: 1. Как называется процесс первичной перегонки нефти, назовите фракции перегонки. 2. Назовите самый выгодный энергоноситель, вызывающий наименьшее загрязнение природной среды. 3. Назовите основные виды угля. Опишите процесс коксование каменного угля. II уровень Решить задачу: При сгорании 2,52 г органического вещества образовалось 7,92 г углекислого газа и 3,24 г воды. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2,9. Определите молекулярную формулу этого вещества. III уровень: написать мини эссе «Альтернативные источники энергии» | | ||||||||||||
10 3 мин. | 10. Заключительная часть занятия: Подведение итога занятия. Выставление оценок. Преподаватель благодарит обучающихся за работу на занятии | | ||||||||||||
| Подпись преподавателей _____________/ Курсакова С.Н. / ______________/ Галактионова И.А. / | |