Технологическая карта проведения бинарного урока по русскому языку на тему «Местоимения» (5 класс)
Технологическая карта проведения бинарного урока «Русский язык».
Модель: «Учитель - Специалист», 5 (коррекционный) класс, учитель Синюгина Татьяна Анатольевна МКОУ Базарносызганская средняя школа №1, учитель – логопед Апарина Светлана Юрьевна МКОУ Базарносызганская средняя школа №1
Тема «Местоимения»
Тип урока: закрепление полученных знаний, продолжительность -45 минут
Формы работы обучающихся: коллективная, парная, самостоятельная, групповая работа.
Материалы: презентация, дифференцированные по трудности заданий и объёму карточки.
В классе находятся 12 обучающихся: 11 обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости, 1 по программе умеренной степени умственной, отсталости
Планируемые результаты:
Личностные:осознание строения русского языка как основного средства общения между людьми; наличие адекватной, позитивной самооценки, самоуважения, самовосприятия, самоанализа, смыслообразования (учебно- познавательный интерес к умению использовать в речевой практике новый материал и повторение ранее изученного фонетического строения слова как строительной единицы).
Метапредметные:
- ориентироваться в учебной книге, умение искать и выделять необходимую информацию, делать выводы о правильности высказываний, делать умозаключения; выделять необходимую информацию с опорой на иллюстрации учебника; осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя; планировать последовательность действий для решения учебной задачи; умение в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, осуществлять пошаговый, итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку;
- коммуникация как сотрудничество, работать в паре, в группе в соответствии с нормами общения, правилами поведения и этикета; взаимопроверка; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Предметные: активно использовать новый материал в фонетическом строении слова, уметь строить новые слова, находить местоимения в тексте.
Цель: апробация организации проведения бинарного урока с участием учителя – логопеда. Формирование у учащихся представления о личных местоимениях; формирование учебно-познавательного интереса учащихся к умению склонять местоимения, находить в тексте в косвенных падежах и правильно употреблть в речи. Анализировать информацию для овладения навыками склонения местоимений в ходе индивидуальной, парной, групповой, коллективной и самостоятельной работы учащихся под руководством учителя – предметника и учителя-логопеда.
Оборудование: учебник, книга для учителя, мультимедийная презентация в Power Point, проектор, карточки для самопроверки. Логопедический конструктор для построения слов.
Этап урока/учебная ситуация |
Результаты этапа |
Цель этапа |
Взаимодействие в образовательном процессе |
|
Действия педагога и учащихся |
Действия учителя-логопеда и учащихся |
|||
1.Самоопределение к деятельности. мотивация |
Готовность (внутренняя и внешняя) к работе на уроке. Оценка готовности. |
Приветствие учащихся. Проведение фонетической и речевой зарядки. Создание ситуации готовности к уроку, успеха на предстоящем уроке |
1.Приветствие учащихся. Психологический настрой.
А теперь проверь, дружок, ты готов начать урок? Все ль на месте, всё ль в порядке, книжка, ручка и тетрадка? - Хорошо. Начинаем работать. Проверим осанку. Сегодня у нас на уроке не просто гость, а равноправный участник урока учитель –логопед Светлана Юрьевна. Сегодня я подготовила интересную загадку:
Он прекрасный и чудесный. В этот день он для тебя Праздник – «праздь» - «свобола» (не занятый работой день) - слав. Образуйте родственные слова: праздничный, празднично. Самоорганизация (запись числа и классной работы в тетрадь). Минутка чистописания. Праздник. Занесём это слово в словарь. Зрительный диктант. На улице во всём чувствовалось приближение праздника. Диалог учителей - постановка проблемы Мозговой штурм.
Что такое праздник? Подбор синонимов к слову праздник (торжество, карнавал, гуляние, юбилей). |
Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что у нас сегодня есть возможность поработать вместе. В моём царстве Логопедии больные звуки – лечатся и помогают нам правильно писать и говорить. Поднимите руки, кто иногда допускает ошибки в произношении безударной гласной. Попробуем сделать так, чтобы вы правильно произносили безударные гласные. Перед началом урока, я предлагаю сделать фонетическую зарядку. Она поможет нам прислушаться к тому, как звучат слова, и не делать в их написании ошибок. Аш,аш,аш – вот шалаш. Аш,аш,аш – мы построили шалаш. Ыш,ыш,ыш-плачет малыш. Ыш,ыш,ыш – не плач малыш. Показывается положение губ и зыка при произнесении. Проводится в игровой форме. Темп увеличивается. Гимнастику для языка для ребёнка с умеренной степенью умственной отсталости проводит логопед индивидуально, привлекая детей, имеющих проблемы и посещающих индивидуальные занятия. ( 4 человека) Дети включаются в общую работу. На минутке чистописания отрабатывается навык ребёнка с умеренной степенью умственной отсталости в произнесении звука при написании.Логопед подбирает слово-действие из предложения. Дети фиксируют его в тетради (добавляя вопрос). Давайте запишем слово: праздник. Запомним, что слово пришется с буквой д. А кто сколько глаголов заполнит? Работа в группах. Работа со словосочетаниями. Праздничный день, праздничный ужин, праздничное платье, праздничная причёска (обозначается буква д). Запись синонимов на доске. |
2.Актуализация знаний, фиксирование затруднения |
Воспроизведённые знания и способы действия. Осознание необходимости получения новых знаний. |
Организация ситуации в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания (мотивация на изучение темы). Определение границ знания и незнания |
Организация ситуации, включающей обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания. К какой части речи относятся слова: солнце, месяц и луна? А какая часть речи используется в тексте вместо имён существительных?, «вместо имени»? (Местоимение) - Правильно! Значит, местоимения не называют предметы, а только указывают на них. Вот почему местоимения так называются. - Какие местоимения вы знаеете? |
Упражнение с элементами занимательности «Ответим вместе на вопрос» (устно). Утром- Так заведено- Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт ОНО розовой жар-птицей… А стемнеет – ОН придёт: тоненький, смущённый, ОН на цыпочках войдёт долькую лимонной. Срок прошёл- плывёт ОНА в пелене тумана. Круглолица и грустна, точно Несмеяна… Кто же здесь ОН, ОНА, ОНО? Дети отвечают хором: «Солнце, месяц и луна». |
3.Постановка учебной задачи |
Сформулированная цель и тема урока. Предположение учеников о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся |
Формирование и развитие умения определять формулировать проблему, цель и тему для изучения |
Организация ситуации решения учебной задачи. Работа с учебником |
Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него. Он Она Оно Они Я Мы Ты Вы |
4. Решение учебной задачи. Первичное закрепление. |
Применение новой лексики для составления нужных фраз. |
Формирование умений применять новую лексику в решении учебных задач. Реализация плана достижения цели. |
Организация ситуации решения учебной задачи. Работа с учебником. |
Выполнение упражнения в учебнике на с.101 упр. 235. Редактирование текста. Дети должны проч предотвратить повтор местоимений, объяснить понятие «речевая ошибка» и «повтор». Дети должны прочитать текст, найти неоправданные повторы, устранить их, заменив местоимением. Записать текст в отредактированном виде. Отрабатываются: умение распределять работу в команде; умение выслушать друг друга; участвовать в работе должны все участники группы. Группы выходят к доске и презентует свою работу. Выполняют взаимоконтроль. |
5. Работа по самостоятельному применению новых знаний |
Умение применять полученные знания на практике вместе с ранее полученными знаниями |
Формирование и развитие умения применять полученные знания на практике |
Подайте сигнал те пары, которые после взаимопроверки остались довольны своей работой. Если одна из сильных пар справилась раньше, прошу их быть экспертами для другой пары и оценить её. Отработка навыка предотвращение повтора местоимений (мультимедийная игра) |
Учащиеся работают самостоятельно, затем делают взаимопроверку и самопроверку. Подают сигналы. Оценивают их работу. |
6. Оценка |
Умение определять уровень владения учебным материалом |
Формирование развития умения к самооценке и умения употреблять новые слова в речи |
- Оцените свою работу на уроке по цветной шкале. -Объясните свой выбор оценки. - Кто оценил себя зелёным цветом? Почему? (заслушиваю 1-2 ребят). Кто оценил себя также? Кто иначе? Высказываю согласие – несогласие с самооценкой ребёнка, комментирую выбор. |
Домашнее задание на карточках. Объяснение домашнего задания. Найдите и подчеркните местоимения |
7. Итог урока. Рефлексия |
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности |
Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения |
Организация диалога, позволяющего ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу. Ребята, какова тема урока? Какую цель мы поставили перед собой? Как вы считаете, достигли ли цели? Почему? Стало ли полезным знание новых слов? |