12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лузина Наталья Александровна308
учитель информатики
Россия, Пермский край, Пермь

Технологическая карта, 5 класс

Тема: Логические задачи «Табличный способ решения»

Задача 1 образец решения

Три одноклассницы – Соня, Тоня и Женя – занимаются в различных спортивных секциях: одна – в гимнастической, другая – в лыжной, третья - в секции плавания. Каким видом спорта занимается каждая из девочек, если известно, что Соня плаванием не увлекается, Тоня в лыжную секцию никогда не ходила, а Женя является победителем соревнований по лыжам?

План решения задачи

Прочитайте внимательно задачу.

Определить множества в задаче. (1 множество - имя, 2 множество – увлечение).

Определим элементы 1 множества (Соня, Тоня и Женя).

Определим элементы 2 множества (Гимнастика, Лыжи и Плаванье).

Построим таблицу, в которой укажем множества и их элементы.

Имя

Увлечение

Гимнастика

Лыжи

Плавание

Соня




Тоня




Женя






Читаем задачу и заполняем таблицу:

Читаем задачу, пошагово анализируем условие и ставим в таблицу «+», если соответствие установлено и «–», если точно соответствия нет.

- Соня плаваньем не увлекается, следовательно, на пересечении Соня и Плавание ставим «-» .

Имя

Увлечение

Гимнастика

Лыжи

Плавание

Соня



-

Тоня




Женя






- Тоня в лыжную секцию никогда не ходила, следовательно, на пересечении Тоня и Лыжи ставим «-» .

Имя

Увлечение

Гимнастика

Лыжи

Плавание

Соня



-

Тоня


-


Женя






- Женя является победителем соревнований по лыжам, следовательно, на пересечении Женя и Лыжи ставим «+» .



Имя

Увлечение

Гимнастика

Лыжи

Плавание

Соня



-

Тоня


-


Женя


+




- Если мы в ячейку поставили «+», то в столбце и в строке у других ставим «-».

Имя

Увлечение

Гимнастика

Лыжи

Плавание

Соня


-

-

Тоня


-


Женя

-

+

-

- Мы видим, что плаваньем может заняться только Тоня, следовательно, ставим «+».

Имя

Увлечение

Гимнастика

Лыжи

Плавание

Соня


-

-

Тоня


-

+

Женя

-

+

-



- В строке у Тони ставим везде «-».

Имя

Увлечение

Гимнастика

Лыжи

Плавание

Соня


-

-

Тоня

-

-

+

Женя

-

+

-

- По строке и по столбцу видно, что Соня может заниматься только Гимнастикой, следовательно, ставим «+».

Имя

Увлечение

Гимнастика

Лыжи

Плавание

Соня

+

-

-

Тоня

-

-

+

Женя

-

+

-





Записываем ответ:
Соня – гимнастика
Тоня – плаванье
Женя – лыжи



Задания на отработку теории

Задание: ответы укажите в данном документе

Задача

Вопросы

1

Три подружки – Вера, Оля и Таня – пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзинка, лукошко, ведёрко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком, Вера – не с лукошком. Что с собой взяла каждая из девочек?







.

1 множество – это …

В тексте задачи элементы первого множества выделите синим цветом.

2 множество – это …

В тексте задачи элементы второго множества выделите зелёным цветом.

Выделите в тексте задачи условия красным цветом, когда в ячейках таблицы будет поставлен «-».

Постройте таблицу решения




















Ответ:

Вера –

Оля –

Таня -









2

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода, стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая из жидкостей.

1 множество – это …

В тексте задачи элементы первого множества выделите синим цветом.

2 множество – это …

В тексте задачи элементы второго множества выделите зелёным цветом.

Какой вывод можно сделать по фразе «сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом»? Ответ:

Какой вывод можно сделать по фразе «стакан стоит между банкой и сосудом с молоком»? Ответ:


Постройте таблицу решения




























Ответ:

Молоко –

Лимонад -

Квас –

Вода -





Самостоятельная работа в тетради

В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из следующих фамилий: Иванов, Семёнов, Герасимов. Миша – не Герасимов. Отец Володи – инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 – м классе. Отец Иванова – учитель. Какая фамилия у каждого из трёх друзей?

В небольшом городке живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров, Гришин и Алексеев. Профессии у них разные: один из них – маляр, другой – мельник, третий – плотник, четвёртый - почтальон, пятый – парикмахер. Петров и Гришин всё собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Петров и Иванов живут в одном доме с почтальоном. Иванов и Сидоров каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и для мельника. Определите профессию каждого из друзей.



Домашняя работа

Три товарища – Аркаша, Дима и Вова – пошли в лес за грибами, причём каждый из них со своей сестрой. Девочек звали Галя, Лена и Оля. Мальчики быстро наполнили грибами свои корзинки и стали помогать девочкам. Назовите имя сестры каждого из мальчиков, если известно, ни один из них не помогал своей сестре и Дима несколько грибов положил в корзину Гали, а Аркаша – в корзинки Гали и Оли.





Ответы для учителя:

Задача

Вопросы

1

Три подружки – Вера, Оля и Таня – пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзинка, лукошко, ведёрко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком, Вера не с лукошком. Что с собой взяла каждая из девочек?







.

1 множество – это имя

В тексте задачи элементы первого множества выделите синим цветом.

2 множество – это ёмкость

В тексте задачи элементы второго множества выделите зелёным цветом.

Выделите в тексте задачи условия красным цветом, когда в ячейках таблицы будет поставлен «-».

Постройте таблицу решения


Имя

Ёмкость

корзинка

лукошко

ведёрко

Вера

+

-

-

Оля

-

-

+

Таня

-

+

-


Ответ:

Вера – корзинка

Оля – ведёрко

Таня - лукошко


2

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода, стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая из жидкостей.

1 множество – это …

В тексте задачи элементы первого множества выделите синим цветом.

2 множество – это …

В тексте задачи элементы второго множества выделите зелёным цветом.

Какой вывод можно сделать по фразе «сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом»? Ответ: в кувшине не лимонад и не квас

Какой вывод можно сделать по фразе «стакан стоит между банкой и сосудом с молоком»? Ответ: молоко не в стакане и не в банке



Постройте таблицу решения

Жидкость

Сосуд

бутылка

стакан

кувшин

банка

молоко

-

-

+

-

лимонад

+

-

-

-

квас

-

-

-

+

вода

-

+

-

-


Ответ:

Молоко – кувшин

Лимонад - бутылка

Квас – банка

Вода - стакан



Задача 1

Имя

Фамилия

Иванов

Семёнов

Герасимов

Миша

+

-

-

Володя

­-

+

-

Петя

-

-

+

Миша – Иванов, Володя – Семёнов, Петя - Герасимов

Задача 2

Фамилия

Профессии

Маляр

Мельник

Плотник

Почтальон

Парикмахер

Иванов

-

-

-

-

+

Петров

-

-

+

-

-

Сидоров

-

+

-

-

-

Гришин

-

-

-

+

-

Алексеев

+

-

-

-

-

Иванов – парикмахер
Петров – плотник
Сидоров – мельник
Гришин – почтальон
Алексеев – маляр

Д/з Ответ: Аркаша – брат Лены, Дима – Оли, Вова – Гали.

Литература:

Босова Л.Л. Развивающие задачи по информатике. Серия «Информатика в школе» - М.: Информатика и образование , 2000. – 88 с.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.