Технологическая карта урока информатики «Логические задачи "Табличный способ решения"» (5 класс)
Технологическая карта, 5 класс
Тема: Логические задачи «Табличный способ решения»
Задача 1 – образец решения
Три одноклассницы – Соня, Тоня и Женя – занимаются в различных спортивных секциях: одна – в гимнастической, другая – в лыжной, третья - в секции плавания. Каким видом спорта занимается каждая из девочек, если известно, что Соня плаванием не увлекается, Тоня в лыжную секцию никогда не ходила, а Женя является победителем соревнований по лыжам?
План решения задачи
Прочитайте внимательно задачу.
Определить множества в задаче. (1 множество - имя, 2 множество – увлечение).
Определим элементы 1 множества (Соня, Тоня и Женя).
Определим элементы 2 множества (Гимнастика, Лыжи и Плаванье).
Построим таблицу, в которой укажем множества и их элементы.
Имя | Увлечение | ||
Гимнастика | Лыжи | Плавание | |
Соня | | | |
Тоня | | | |
Женя | | | |
Читаем задачу и заполняем таблицу:
Читаем задачу, пошагово анализируем условие и ставим в таблицу «+», если соответствие установлено и «–», если точно соответствия нет.
- Соня плаваньем не увлекается, следовательно, на пересечении Соня и Плавание ставим «-» .
Имя | Увлечение | ||
Гимнастика | Лыжи | Плавание | |
Соня | | | - |
Тоня | | | |
Женя | | | |
- Тоня в лыжную секцию никогда не ходила, следовательно, на пересечении Тоня и Лыжи ставим «-» .
Имя | Увлечение | ||
Гимнастика | Лыжи | Плавание | |
Соня | | | - |
Тоня | | - | |
Женя | | | |
- Женя является победителем соревнований по лыжам, следовательно, на пересечении Женя и Лыжи ставим «+» .
Имя | Увлечение | ||
Гимнастика | Лыжи | Плавание | |
Соня | | | - |
Тоня | | - | |
Женя | | + | |
- Если мы в ячейку поставили «+», то в столбце и в строке у других ставим «-».
Имя | Увлечение | ||
Гимнастика | Лыжи | Плавание | |
Соня | | - | - |
Тоня | | - | |
Женя | - | + | - |
- Мы видим, что плаваньем может заняться только Тоня, следовательно, ставим «+».
Имя | Увлечение | ||
Гимнастика | Лыжи | Плавание | |
Соня | | - | - |
Тоня | | - | + |
Женя | - | + | - |
- В строке у Тони ставим везде «-».
Имя | Увлечение | ||
Гимнастика | Лыжи | Плавание | |
Соня | | - | - |
Тоня | - | - | + |
Женя | - | + | - |
- По строке и по столбцу видно, что Соня может заниматься только Гимнастикой, следовательно, ставим «+».
Имя | Увлечение | ||
Гимнастика | Лыжи | Плавание | |
Соня | + | - | - |
Тоня | - | - | + |
Женя | - | + | - |
Записываем ответ:
Соня – гимнастика
Тоня – плаванье
Женя – лыжи
Задания на отработку теории
Задание: ответы укажите в данном документе
№ | Задача | Вопросы | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | Три подружки – Вера, Оля и Таня – пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзинка, лукошко, ведёрко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком, Вера – не с лукошком. Что с собой взяла каждая из девочек? . | 1 множество – это … В тексте задачи элементы первого множества выделите синим цветом. 2 множество – это … В тексте задачи элементы второго множества выделите зелёным цветом. Выделите в тексте задачи условия красным цветом, когда в ячейках таблицы будет поставлен «-». Постройте таблицу решения
Ответ: Вера – Оля – Таня - | |||||||||||||||||||||||||||||
2 | В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода, стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая из жидкостей. | 1 множество – это … В тексте задачи элементы первого множества выделите синим цветом. 2 множество – это … В тексте задачи элементы второго множества выделите зелёным цветом. Какой вывод можно сделать по фразе «сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом»? Ответ: Какой вывод можно сделать по фразе «стакан стоит между банкой и сосудом с молоком»? Ответ: Постройте таблицу решения
Ответ: Молоко – Лимонад - Квас – Вода - |
Самостоятельная работа в тетради
В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из следующих фамилий: Иванов, Семёнов, Герасимов. Миша – не Герасимов. Отец Володи – инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 – м классе. Отец Иванова – учитель. Какая фамилия у каждого из трёх друзей?
В небольшом городке живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров, Гришин и Алексеев. Профессии у них разные: один из них – маляр, другой – мельник, третий – плотник, четвёртый - почтальон, пятый – парикмахер. Петров и Гришин всё собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Петров и Иванов живут в одном доме с почтальоном. Иванов и Сидоров каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и для мельника. Определите профессию каждого из друзей.
Домашняя работа
Три товарища – Аркаша, Дима и Вова – пошли в лес за грибами, причём каждый из них со своей сестрой. Девочек звали Галя, Лена и Оля. Мальчики быстро наполнили грибами свои корзинки и стали помогать девочкам. Назовите имя сестры каждого из мальчиков, если известно, ни один из них не помогал своей сестре и Дима несколько грибов положил в корзину Гали, а Аркаша – в корзинки Гали и Оли.
Ответы для учителя:
№ | Задача | Вопросы | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | Три подружки – Вера, Оля и Таня – пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзинка, лукошко, ведёрко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком, Вера – не с лукошком. Что с собой взяла каждая из девочек? . | 1 множество – это имя В тексте задачи элементы первого множества выделите синим цветом. 2 множество – это ёмкость В тексте задачи элементы второго множества выделите зелёным цветом. Выделите в тексте задачи условия красным цветом, когда в ячейках таблицы будет поставлен «-». Постройте таблицу решения
Ответ: Вера – корзинка Оля – ведёрко Таня - лукошко | |||||||||||||||||||||||||||||
2 | В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода, стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая из жидкостей. | 1 множество – это … В тексте задачи элементы первого множества выделите синим цветом. 2 множество – это … В тексте задачи элементы второго множества выделите зелёным цветом. Какой вывод можно сделать по фразе «сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом»? Ответ: в кувшине не лимонад и не квас Какой вывод можно сделать по фразе «стакан стоит между банкой и сосудом с молоком»? Ответ: молоко не в стакане и не в банке Постройте таблицу решения
Ответ: Молоко – кувшин Лимонад - бутылка Квас – банка Вода - стакан |
Задача 1
Имя | Фамилия | ||
Иванов | Семёнов | Герасимов | |
Миша | + | - | - |
Володя | - | + | - |
Петя | - | - | + |
Миша – Иванов, Володя – Семёнов, Петя - Герасимов
Задача 2
Фамилия | Профессии | ||||
Маляр | Мельник | Плотник | Почтальон | Парикмахер | |
Иванов | - | - | - | - | + |
Петров | - | - | + | - | - |
Сидоров | - | + | - | - | - |
Гришин | - | - | - | + | - |
Алексеев | + | - | - | - | - |
Иванов – парикмахер
Петров – плотник
Сидоров – мельник
Гришин – почтальон
Алексеев – маляр
Д/з Ответ: Аркаша – брат Лены, Дима – Оли, Вова – Гали.
Литература:
Босова Л.Л. Развивающие задачи по информатике. Серия «Информатика в школе» - М.: Информатика и образование , 2000. – 88 с.