Урок информатики в 5 классе «Табличный способ решения логических задач» с использованием технологии коллективного взаимообучения
План урока информатики с учётом требований ФГОС
дата |
класс |
17.01.2019 |
5 |
Составил: учитель Субботина Елена Юрьевна, учитель информатики
УМК: Л.Л. Босова «Информатика» ФГОС, М. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014г.
Тема урока: «Табличный способ решения логических задач».
Образовательная технология: технология коллективного взаимообучения.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: формирование представления о таблицах как форме для решения логических задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
умение отображать полученную информацию в табличной форме, использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами нескольких множеств;
умение решать логические задачи с помощью таблиц.
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение вести дискуссию.
Метапредметные:
освоение приёмов исследовательской деятельности;
логическое мышление, умение самостоятельно извлекать необходимую информацию;
умение слушать и слышать собеседника, задавать вопросы и корректно отвечать на них;
умение делать выводы, умозаключения.
Техническое и программное обеспечение: компьютерный класс с персональными компьютерами, операционная система Windows 7, MS Office 2007.
Ход урока
Мотивационный момент.
- Здравствуйте. Проверьте готовность к уроку. Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
- Мы с вами хорошо поработали над предыдущей темой, но не узнали ещё одну важную сторону этой темы, а между тем в будущем вам это знание пригодится.
Актуализация опорных знаний.
- Сначала мы с вами проверим, что вы запомнили с предыдущего урока. Для этого поработаем в парах. Договоритесь, кто из вас будет учителем, кто – учеником для первого вопроса (статическая пара). Потом поменяетесь.
Учитель раздаёт каждой паре карточки с вопросами, на которые учащиеся будут друг другу отвечать. Сам проходит по классу, прислушиваясь к ответам, чтобы в случае необходимости помочь.
Расскажи о таблицах, которые ты часто используешь.
Как устроена таблица? Назови структуру таблицы?
У Мухина по литературе оценка за год – «3». У Алексеевой по литературе оценка за год – «4». У Дроздова по литературе оценка за год – «5». У Галкина по литературе оценка за год – «5». У Прозоровой оценка по литературе за год – «5». У Радугиной по литературе оценка за год «4». У Алексеевой по математике оценка за год – «4». У Мухина по математике оценка за год – «4». У Дроздова по математике оценка за год – «5». У Галкина по математике оценка за год – «5». У Прозоровой оценка по математике за год – «4». У Радугиной по математике оценка за год «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год – «5». У Радугиной по русскому языку оценка за год «4». У Галкина по русскому языку оценка за год – «5». У Прозоровой оценка по русскому языку за год – «4». У Мухина по русскому языку оценка за год – «3». У Дроздова по русскому языку оценка за год – «4».
Фамилия |
Предмет |
||
Русский язык |
Литература |
Математика |
|
Алексеева |
5 |
4 |
4 |
Галкин |
5 |
5 |
5 |
Дроздов |
4 |
5 |
5 |
Мухин |
3 |
3 |
4 |
Прозорова |
4 |
5 |
4 |
Радугина |
4 |
4 |
4 |
- Что мы сейчас делали? Как думаете, для чего мы сейчас это повторили?
Постановка целей урока через проблемную ситуацию. Открытие нового знания.
- Для того чтобы определить, что нового мы сегодня узнаем на уроке о таблицах, поработаем в группах по 4 человека.
Каждой группе учитель выдаёт карточку с двумя задачами и предлагает их решить.
Садовнику нужно огородить прямоугольную клумбу с помощью 42-х метрового мотка проволоки. У него есть 2 варианта:
1) длина клумбы 17 м, ширина 5 м
2) длина клумбы 11 м, а ширина 10 м.
Какой из этих вариантов должен выбрать садовник, чтобы ему хватило проволоки?
Учащиеся вычисляют периметры прямоугольников:
1) (17 + 5) * 2 = 44 м
2) (11 + 10) * 2= 42 м
Периметр второго прямоугольника равен 42 метрам, значит, садовник выберет 2 клумбу.
Три одноклассницы – Соня, Тоня и Женя – занимаются в различных спортивных секциях: одна – в гимнастической, другая – в лыжной, третья – в секции плавания. Каким видом спорта занимается каждая из девочек, если известно, что Соня плаванием не увлекается, Тоня в лыжную секцию никогда не ходила, а Женя является победителем соревнований по лыжам?
Возможно, вторая задача вызовет у учащихся затруднение. Если никто не догадается, каким образом можно её решить, учитель подскажет с помощью подводящих вопросов.
- Математические задачи можно легко решить, используя известные числовые данные, а как решать логические задачи? Что можно использовать? Вспомните, о чём мы говорили в начале урока?
- Итак, для решения логической задачи удобнее использовать таблицу.
Теперь учащиеся в группах решают логическую задачу.
Имя |
Увлечение |
||
Гимнастика |
Лыжи |
Плавание |
|
Соня |
+ |
– |
– |
Тоня |
– |
– |
+ |
Женя |
– |
+ |
– |
- Тема нашего сегодняшнего урока «Табличный способ решения логических задач».
- Давайте определим цель урока (учиться использовать таблицы для решения логических задач).
- Какие поставим перед собой задачи на урок? (научиться отображать полученную информацию в таблице, находить связи между объектами для решения логических задач и отображать их в таблицах)
Учащиеся смотрят видеоролик, обсуждают.
Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето.
- Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.
- О, ещё как, - ответил Балашов, - могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.
- Посмотрите, какой я гербарий собрал, - сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.
Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.
Учитель приостанавливает видеоролик и предлагает учащимся в группах самим решить данную логическую задачу.
Запускает продолжение видеоролика для самопроверки.
Балашов |
Петров |
Лунин |
Симонов |
|
Алик |
– |
– |
– |
+ |
Володя |
– |
– |
+ |
– |
Миша |
– |
+ |
– |
– |
Юра |
+ |
– |
– |
– |
- Давайте теперь подумаем и составим алгоритм поиска решения логических задач табличным способом (учащиеся объединяются в группы по 4 человека и составляют алгоритм).
Решение можно найти методом последовательных исключений. Для этого:
1. Составить таблицу, так как в таблице удаётся учесть все возможные варианты.
2. Внимательно прочитать каждое утверждение и исключить хотя бы один из вариантов.
3. Отыскать ключевое утверждение.
4. После того как сравнили все утверждения и исключили из них те, невероятность которых была хорошо видна, сравнить утверждения между собой, установить связи и противоречия.
5. В каждой строке и в каждом столбце таблицы может стоять только один знак «+».
6. Если в строке (или столбце) все «места», кроме одного, заняты «–», то на свободное место нужно поставить знак «+»; если в строке (или столбце) уже есть знак «+», то все остальные места должны быть заняты знаком «–».
Таким образом, решение будет доведено до конца, когда мы сумеем разместить по одному плюсу в каждой строке и колонке.
Формирование устойчивых навыков через работу в парах.
- Теперь, используя составленный нами алгоритм, поработайте в парах. Решите логическую задачу в своих рабочих тетрадях – стр. 94 № 127.
В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них готовится стать трактористом, другой – садовником, третий – комбайнёром. В разное время нами были записаны следующие сказанные ими фразы:
Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн, ведь скоро начнётся уборка.
Наблюдал я вчера, Коля, твой осмотр машины и подумал, что держать машину в отличном состоянии не легче, чем мне вывести новый сорт яблок.
Завтра, Коля не приходи, я буду регулировать работу молотилки у комбайна.
Какой сельскохозяйственной профессией овладевает каждый из ребят?
Школьник |
Профессия |
||
Тракторист |
Садовник |
Комбайнёр |
|
Саша |
– |
– |
+ |
Коля |
+ |
– |
– |
Петя |
– |
+ |
– |
- Теперь переходим к практической части нашего урока. Я предлагаю вам решить логическую задачу, используя таблицу, только рисовать вы её будете не в тетради, а создавать в текстовом процессоре MS Word, работая в парах.
В небольшом городке живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров, Гришин и Алексеев. Профессии у них разные: маляр, мельник, плотник, почтальон, парикмахер. Известно, что Петров и Гришин никогда не держали в руке малярной кисти. Иванов и Гришин всё собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Петров и Иванов живут в одном доме с почтальоном. Иванов и Сидоров каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и для мельника. Определите профессию каждого из друзей.
- Давайте посмотрим и проверим правильно, ли вы решили задачу. Посмотрите таблицу на слайде и сравните её со своей.
Фамилия |
Профессия |
||||
Маляр |
Мельник |
Плотник |
Почтальон |
Парикмахер |
|
Иванов |
– |
– |
– |
– |
+ |
Петров |
– |
– |
+ |
– |
– |
Сидоров |
– |
+ |
– |
– |
– |
Гришин |
– |
– |
– |
+ |
– |
Алексеев |
+ |
– |
– |
– |
– |
Итоги урока, рефлексия.
- Какую цель мы сегодня на уроке себе поставили?
- Научились ли мы решать логические задачи с помощью таблиц?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?