12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Субботина Елена Юрьевна2022
Россия, Иркутская обл., Иркутск
Материал размещён в группе «Уроки информатики в условиях ФГОС»
5

Урок информатики в 5 классе «Табличный способ решения логических задач» с использованием технологии коллективного взаимообучения

План урока информатики с учётом требований ФГОС

дата

класс

17.01.2019

5

Составил: учитель Субботина Елена Юрьевна, учитель информатики

УМК: Л.Л. Босова «Информатика» ФГОС, М. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014г.

Тема урока: «Табличный способ решения логических задач».

Образовательная технология: технология коллективного взаимообучения.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование представления о таблицах как форме для решения логических задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

умение отображать полученную информацию в табличной форме, использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами нескольких множеств;

умение решать логические задачи с помощью таблиц.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

умение вести дискуссию.

Метапредметные:

освоение приёмов исследовательской деятельности;

логическое мышление, умение самостоятельно извлекать необходимую информацию;

умение слушать и слышать собеседника, задавать вопросы и корректно отвечать на них;

умение делать выводы, умозаключения.

Техническое и программное обеспечение: компьютерный класс с персональными компьютерами, операционная система Windows 7, MS Office 2007.

 

Ход урока

Мотивационный момент.

- Здравствуйте. Проверьте готовность к уроку. Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

- Мы с вами хорошо поработали над предыдущей темой, но не узнали ещё одну важную сторону этой темы, а между тем в будущем вам это знание пригодится.

Актуализация опорных знаний.

- Сначала мы с вами проверим, что вы запомнили с предыдущего урока. Для этого поработаем в парах. Договоритесь, кто из вас будет учителем, кто – учеником для первого вопроса (статическая пара). Потом поменяетесь.

Учитель раздаёт каждой паре карточки с вопросами, на которые учащиеся будут друг другу отвечать. Сам проходит по классу, прислушиваясь к ответам, чтобы в случае необходимости помочь.

 

Расскажи о таблицах, которые ты часто используешь.

Как устроена таблица? Назови структуру таблицы?

 
       
     
     
Сравни текстовую и табличную форму представления информации. Какая нагляднее? Объясни.

У Мухина по литературе оценка за год – «3». У Алексеевой по литературе оценка за год – «4». У Дроздова по литературе оценка за год – «5». У Галкина по литературе оценка за год – «5». У Прозоровой оценка по литературе за год – «5». У Радугиной по литературе оценка за год «4». У Алексеевой по математике оценка за год – «4». У Мухина по математике оценка за год – «4». У Дроздова по математике оценка за год – «5». У Галкина по математике оценка за год – «5». У Прозоровой оценка по математике за год – «4». У Радугиной по математике оценка за год «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год – «5». У Радугиной по русскому языку оценка за год «4». У Галкина по русскому языку оценка за год – «5». У Прозоровой оценка по русскому языку за год – «4». У Мухина по русскому языку оценка за год – «3». У Дроздова по русскому языку оценка за год – «4».

Фамилия

Предмет

Русский язык

Литература

Математика

Алексеева

5

4

4

Галкин

5

5

5

Дроздов

4

5

5

Мухин

3

3

4

Прозорова

4

5

4

Радугина

4

4

4

- Что мы сейчас делали? Как думаете, для чего мы сейчас это повторили?

Постановка целей урока через проблемную ситуацию. Открытие нового знания.

- Для того чтобы определить, что нового мы сегодня узнаем на уроке о таблицах, поработаем в группах по 4 человека.

Каждой группе учитель выдаёт карточку с двумя задачами и предлагает их решить.

Садовнику нужно огородить прямоугольную клумбу с помощью 42-х метрового мотка проволоки. У него есть 2 варианта:

1) длина клумбы 17 м, ширина 5 м

2) длина клумбы 11 м, а ширина 10 м.

Какой из этих вариантов должен выбрать садовник, чтобы ему хватило проволоки?

Учащиеся вычисляют периметры прямоугольников:

1) (17 + 5) * 2 = 44 м

2) (11 + 10) * 2= 42 м

Периметр второго прямоугольника равен 42 метрам, значит, садовник выберет 2 клумбу.

Три одноклассницы – Соня, Тоня и Женя – занимаются в различных спортивных секциях: одна – в гимнастической, другая – в лыжной, третья – в секции плавания. Каким видом спорта занимается каждая из девочек, если известно, что Соня плаванием не увлекается, Тоня в лыжную секцию никогда не ходила, а Женя является победителем соревнований по лыжам?

Возможно, вторая задача вызовет у учащихся затруднение. Если никто не догадается, каким образом можно её решить, учитель подскажет с помощью подводящих вопросов.

- Математические задачи можно легко решить, используя известные числовые данные, а как решать логические задачи? Что можно использовать? Вспомните, о чём мы говорили в начале урока?

- Итак, для решения логической задачи удобнее использовать таблицу.

Теперь учащиеся в группах решают логическую задачу.

Имя

Увлечение

Гимнастика

Лыжи

Плавание

Соня

+

Тоня

+

Женя

+

- Тема нашего сегодняшнего урока «Табличный способ решения логических задач».

- Давайте определим цель урока (учиться использовать таблицы для решения логических задач).

- Какие поставим перед собой задачи на урок? (научиться отображать полученную информацию в таблице, находить связи между объектами для решения логических задач и отображать их в таблицах)

Учащиеся смотрят видеоролик, обсуждают.

Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето.

- Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.

- О, ещё как, - ответил Балашов, - могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.

- Посмотрите, какой я гербарий собрал, - сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.

Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.

Учитель приостанавливает видеоролик и предлагает учащимся в группах самим решить данную логическую задачу.

Запускает продолжение видеоролика для самопроверки.

 

Балашов

Петров

Лунин

Симонов

Алик

+

Володя

+

Миша

+

Юра

+

- Давайте теперь подумаем и составим алгоритм поиска решения логических задач табличным способом (учащиеся объединяются в группы по 4 человека и составляют алгоритм).

Решение можно найти методом последовательных исключений. Для этого:

1. Составить таблицу, так как в таблице удаётся учесть все возможные варианты.

2. Внимательно прочитать каждое утверждение и исключить хотя бы один из вариантов.

3. Отыскать ключевое утверждение.

4. После того как сравнили все утверждения и исключили из них те, невероятность которых была хорошо видна, сравнить утверждения между собой, установить связи и противоречия.

5. В каждой строке и в каждом столбце таблицы может стоять только один знак «+».

6. Если в строке (или столбце) все «места», кроме одного, заняты «», то на свободное место нужно поставить знак «+»; если в строке (или столбце) уже есть знак «+», то все остальные места должны быть заняты знаком «».

Таким образом, решение будет доведено до конца, когда мы сумеем разместить по одному плюсу в каждой строке и колонке.

Формирование устойчивых навыков через работу в парах.

- Теперь, используя составленный нами алгоритм, поработайте в парах. Решите логическую задачу в своих рабочих тетрадях – стр. 94 № 127.

В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них готовится стать трактористом, другой – садовником, третий – комбайнёром. В разное время нами были записаны следующие сказанные ими фразы:

Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн, ведь скоро начнётся уборка.

Наблюдал я вчера, Коля, твой осмотр машины и подумал, что держать машину в отличном состоянии не легче, чем мне вывести новый сорт яблок.

Завтра, Коля не приходи, я буду регулировать работу молотилки у комбайна.

Какой сельскохозяйственной профессией овладевает каждый из ребят?

Школьник

Профессия

Тракторист

Садовник

Комбайнёр

Саша

+

Коля

+

Петя

+

- Теперь переходим к практической части нашего урока. Я предлагаю вам решить логическую задачу, используя таблицу, только рисовать вы её будете не в тетради, а создавать в текстовом процессоре MS Word, работая в парах.

В небольшом городке живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров, Гришин и Алексеев. Профессии у них разные: маляр, мельник, плотник, почтальон, парикмахер. Известно, что Петров и Гришин никогда не держали в руке малярной кисти. Иванов и Гришин всё собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Петров и Иванов живут в одном доме с почтальоном. Иванов и Сидоров каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и для мельника. Определите профессию каждого из друзей.

- Давайте посмотрим и проверим правильно, ли вы решили задачу. Посмотрите таблицу на слайде и сравните её со своей.

Фамилия

Профессия

Маляр

Мельник

Плотник

Почтальон

Парикмахер

Иванов

+

Петров

+

Сидоров

+

Гришин

+

Алексеев

+

Итоги урока, рефлексия.

- Какую цель мы сегодня на уроке себе поставили?

- Научились ли мы решать логические задачи с помощью таблиц?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Опубликовано в группе «Уроки информатики в условиях ФГОС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.