Технологическая карта этической беседы "Без друга в жизни туго"
Технологическая карта
Разработка и проведение этической беседы на основе анимационного фильма, с включением игрового упражнения с использованием ИКТ и продуктивной деятельности с детьми младшего школьного возраста
ФИО участника: ________________________
№ участника: _________________
Тема: Без друга в жизни туго.
Цель интегрированного задания: осознание ценности дружбы, любви к животным посредством мультипликационного фильма «Варежка».
Задачи беседы:
Образовательная: раскрыть понятия «дружба», «забота о питомце» через просмотр видеофрагментов мультфильма «Варежка» и вопросы этической беседы; на практике показать, как ухаживать за четвероногим другом посредством игрового упражнения «Четвероногий друг» на ИКТ-оборудовании.
Развивающая: развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев и их последствиями на основе просмотра видеофрагмента мультфильма «Варежка».
Воспитательная: воспитывать бережное, заботливое отношение детей к животным; развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию. Воспитывать интерес к сказкам.
Задачи продуктивной деятельности:
Техническая: развивать навыки работы с ножницами и клеем; совершенствовать умения работать по инструкции, образцу; развивать навыки работы с бумагой в технике оригами, продолжать учить складывать лист бумаги в определённой последовательности; проглаживать линии сгиба; развивать мелкую моторику рук, аккуратность; формировать умение убирать рабочее место.
Изобразительная: развивать творчество и фантазию.
Задачи игрового упражнения с использованием ИКТ: Необходимо верно распределить картинки на две группы: 1) Правила ухода за собакой; 2) Предметы для ухода за собакой.
Показать важность знания правил ухода за домашним питомцем.
Планируемые результаты: смогут воспроизвести события из мультфильма Жанны Витензон «Варежка», участвовать в беседе по содержанию, объяснить понятия «дружба» и «забота о питомце», выполнить изделие «Мой питомец» в технике оригами.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, фигурка собачки, цветная бумага, ножницы, клей, инструкция и схема изготовления и сборки изделия «Мой питомец», картинки смайликов для рефлексии.
№ | Этапы | Задачи этапа/ микротемы | Используемые методы и приемы | Планируемые результаты |
1 | Организационно-мотивационный этап | Привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Мотивация учащихся на плодотворную учебную и творческую деятельность | Приветствие. Знакомство. Игровой приём «Объятье дружбы». Загадка. Вопрос, основанный на жизненном опыте детей. | Дети настроятся на предстающую деятельность. Комфортный располагающий и доброжелательный настрой на занятие. |
2 | Основной этап: | | | |
| Микротема 1 «Дружба» | |||
| Показ фрагмента 1 | Вспомнить сюжет и героев | Наглядные: просмотр видеофрагмента | Вспоминают сюжет |
| Гимнастика для глаз «Прогулка с собачкой» | Предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения, | Следим глазами за предметом | Общее оздоровление зрительного аппарата |
| Этическая беседа по первому фрагменту м/ф «Варежка» | Раскрыть понятие «дружба». Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев и их последствиями. Стимулировать желание найти себе друга. Воспитывать интерес к сказкам. | Репродуктивные вопросы: 1) Какое волшебство произошло в этом мультфильме? Поисковые вопросы: 2) Как вы думаете, о чем мечтала девочка? 3) Как вы считаете, почему говорят: «Собака — друг человека»? Обобщающие вопросы. 4) Подумайте и скажите, можно ли отношения, которые возникли между девочкой и собакой назвать дружбой? А что такое дружба, по вашему мнению? | Приходят к выводу, что доброта – это желание человека сделать что-то хорошее для окружающих, это заботливое отношение ко всему живому на земле. |
| Физминутка | Снятии усталости и напряжения, внесении эмоционального заряда... | Физминутка в стихах «Щенок» | Положительный настрой на работу |
| Микротема 2 «Благодарность» | |||
| Показ фрагмента 2 | Вспомнить сюжет и героев | Наглядные: просмотр видеофрагмента | Вспоминают сюжет |
| Гимнастика для глаз | Предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения, | Движение глазами по командам учителя | Общее оздоровление зрительного аппарата |
| Этическая беседа по второму фрагменту м/ф «Варежка» | Раскрыть понятие «забота о питомце». Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать зрительную память, наблюдательность; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев и их последствиями. | Репродуктивные вопросы: 1) Как девочка ухаживала за своим питомцем? Поисковые вопросы: 2) Как вы считаете, девочке можно доверить заботу о живом щенке? Почему? 3) Как вы думаете, почему мама передумала и решила вернуть дочке щенка, недавно отнесенного к соседям? Обобщающие вопросы. 4) Подведём итог: Когда же, по вашему мнению стоит в дом приносить питомца? | Приходят к выводу, что питомца нужно заводить, когда знаешь правила ухода и готов заботиться о нём. |
| Игровое упражнение «Четвероногий друг» с использованием ИКТ | Необходимо верно распределить картинки на две группы: 1) Правила ухода за собакой; 2) Предметы для ухода за собакой. Показать важность знания правил ухода за домашним питомцем. | Игровое упражнение создано в Приложении Learning Apps. Используемый приём: Словесные: объяснение задания. Приём: классификация. Наглядные: картинки | Необычное игровое упражнение поможет осознать готовность к встрече с новым другом |
| Вывод | Воспитывать интерес к сказкам. | Словесные: Вопрос-ответ | Стремление читать и слушать сказки |
| Продуктивная деятельность | |||
| Этап постановки проблемы | Развивать познавательную активность детей, мышление. Постановка проблемного вопроса, выдвижение гипотез детьми | Словесные: проблемный вопрос, вопросы к детям, принятие решения. Практические: ситуация затруднения | Нахождение выхода из сложившейся ситуации. Предложение: сделать себе питомца из бумаги и учиться за ним ухаживать. |
| Объяснение | Составить план работы. Повторить правила техники безопасности. Продолжать учить складывать лист бумаги в определённой последовательности; проглаживать линии сгиба. Воспитать у ребёнка устойчивое внимание, аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал. | Словесные: объяснение задания, технических приемов. Наглядные: показ технических приемов. Техника: оригами | Участие в планировании деятельности по изготовлению деталей, сборке изделия и составлению композиции. Самостоятельный выбор приёмов оформления изделия. |
| Пальчиковая гимнастика | Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук, улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук. | Пальчиковая гимнастика «Щенок». На двери висит замок (пальцы в замке) В конуре сидит щенок (пальцы зажаты в кулак) Хвостиком виляет (Двигать указательным пальцем со стороны в сторону) И хозяев поджидает. | Подготовка пальчиков к работе |
| Работа по образцу | Выполнить изделие «Мой питомец» в технике оригами. Развивать навыки работы с ножницами и клеем; совершенствовать умения работать по образцу, схеме; развивать навыки работы с бумагой в технике оригами, развивать мелкую моторику рук, аккуратность; формировать умение убирать рабочее место. Развивать творчество и фантазию. | Самостоятельная работа | Готовое изделие. Соблюдение техники безопасности. Уборка рабочего места. |
3 | Заключительный этап | Подвести итог занятия. Оценить качество изделия и работу детей. Провести рефлексию (деятельности и эмоций). Стимулирование активности детей! (смайлики) | Обобщающие вопросы. Что мы нового узнали? Как новые знания мы сможем применить в нашей жизни? Самоанализ деятельности и её результатов. Словесные: вопросы к детям, поощрение и благодарность за работу. Покажите какие эмоции у вас вызвала наша беседа. Прием «Смайлики». | Установление эмоционального контакта с группой в конце занятия для закрепления благоприятного исхода деятельности. |
Ссылка на игровое упражнение: https://learningapps.org/display?v=pf7nfm23a25