Технологическая карта интегрированного урока по информатике и истории "Блокнот памяти".
Технологическая карта
Урока № 57 (История), № 47(Информатика и ИКТ)
Дисциплина | История Информатика и ИКТ | Группа | Дата | ||
Тема занятия | «Блокнот памяти» | 1-2 | | ||
Темы уроков в календарных планах дисциплин | История: «Систематизация и контроль знаний по разделу Великая Отечественная война 1941-1945гг.» (занятие № 57) Информатика: «Итоговая практическая работа по теме MS Word» (занятие № 47) | | | ||
Тип урока | Интегрированный (урок комплексного применения знаний) | ||||
Образовательные технологии и их элементы | Развивающие технологии: Кейс-технология Технология сотрудничества Рейтинговая система оценки Здоровьесберегающая технология Виды познавательной деятельности на уроке: Ассоциативный ряд Мозговой штурм On-line - кроссворд Диалоговое общение Программированный тест Метод свободного выбора Исследовательская работа Работа с вычислительными средствами и программным обеспечением | ||||
Цели и задачи урока | Цель урока: | Формирование социально-активной, разносторонне творческой личности с научным гуманистическим мировоззрением. | |||
Основные задачи урока: | 1) Овладение учащимися основами систематических знаний о всемирном историческом процессе; 2) приобщение обучающихся к достижениям Отечественной и мировой культуры; 3) воспитание гражданственности, патриотизма, национальной самоидентификации; 4) повышение у студентов мотивации к учебной деятельности через активные методы и формы работы на уроке, а также развивать культуру информационной деятельности; 5) выработать умения самостоятельно применять знания в комплексе, решать задачи в новых условиях, сформировать прочные навыки использования возможностей компьютера в целом и различного программного обеспечения. | ||||
Приобретаемые знания, умения и навыки | В результате деятельности на занятии обучающиеся должны приобрести владение следующими видами компетенций. Метапредметными: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением всех норм; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметными: 1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; 2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; 3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; 4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; 5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Личностные результаты должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию. | ||||
Межпредметные связи | Обеспечивающие | Школьные курсы: История (Россия в мире), Информатика и ИКТ | |||
Обеспечиваемые | История, Информационные технологии в профессиональной деятельности, Обществознание (включая экономику и право). |
Обеспечение урока
А. Наглядные пособия | Демонстрационные материалы (презентация – сопровождение урока, карты сражений ВОВ, видеоролик – репортаж); карты сражений ВОВ 1941-1945гг. | |
Б. Раздаточный материал | Кейсы с заданиями (папки с файлами): карта заданий истории; карта заданий по информатике и ИКТ; инструкционные карты для выполнения практической работы в программе MS Word; карта результатов деятельности обучающегося на уроке | |
В. Технические средства обучения и оборудование | Компьютеры, мультимедийная установка, принтер, программное обеспечение (Windows XP, пакет Microsoft Office 2007, доступ к серверу). | |
Г. Учебные места (для практических занятий, лабораторных работ) | Кабинет информатики и ИКТ №17 | |
Д. Литература: Основная Дополнительная | 1. История России. Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити, 2018. - 128 c. 3. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – 9-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 213 с. : ил. 4. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – 7-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 187 с.: ил. | |
5. История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945: Краткая история / под ред. Поспелова П.Н. - М.: Наука, 1975. с. 311-312. 6. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. - 6-е. изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 192 с. 1. официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://www.mon.gov.ru 5. федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru 6. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru 7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru |
Содержание урока
№ элемента | Время (мин) | Элементы урока, учебные вопросы | Формы и методы обучения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 3 мин | Организационный момент Проверка готовности студентов и аудитории к уроку. Психологический настрой | Словесный |
2 | 5-7 мин | Мотивация учебной деятельности 2.1. Постановка темы, целей и задач урока: студентам предлагается просмотреть несколько слайдов одной тематики – это фото и картинки о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в ходе которого они должны самостоятельно догадаться о предстоящей теме урока и озвучить ее. (слайд 2) 2.2. Преподаватель истории, соглашаясь с верными предположениями, подтверждает тему занятия, ставит задачи и разъясняет план работы обучающихся. - «Каждый год мы вспоминаем о событиях нашей страны, которые происходили в 1941-1945 гг. В этом году исполняется 75 лет со дня великой Победы Советского Союза в Великой Отечественной Войне, в которой советский народ боролся за свободу и независимость своей Родины против фашистской Германии и ее союзников. Великая Отечественная война является важнейшей и решающей частью Второй мировой войны 1939-1945 годов. Сегодня нам предстоит выполнить интересную работу, связанную с темой ВОВ. (слайд 4-5) Представим, что сейчас мы находимся не в учебной аудитории, а в издательстве, в котором каждый их вас занимает определенную должность и выполняет конкретную работу. Результатом вашей работы сегодня должен стать издательский макет блокнота – «По следам великого мужества». Фактически, вы поработаете, как журналисты, которые напишут небольшие статьи на тему Великой Отечественной войны». Учебная группа заранее делится на малые команды – издательские отделы (по 2 – 3 человека). Для каждого отдела сформировано задание - составить и оформить в текстовом редакторе электронный макет страницы блокнота. Темы страниц: Основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Основные сражения Великой Отечественной войны. Битва за Москву 1941 г. – Операция «Тайфун». Блокада Ленинграда 1941 – 1944 гг. Сталинградская битва. Перелом. Курская битва. Берлин. Победа. Маршалы и генералы Победы. Вклад советских ученых в победу в Великой Отечественной войне. Итоги Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Преподаватель информатики: - «Все необходимые данные и материалы для создания страниц вам придется добыть самостоятельно по указанному адресу. Но чтобы получить этот адрес, сначала надо успешно выполнить задания на знания исторических событий 1941 – 1945 гг.» | Ассоциативный ряд Диалоговое общение |
3 | 20-25 мин | Актуализация опорных знаний и умений. Для мини-групп заранее разработаны и подготовлены папки – Папки знаний, в которых содержатся бланки с заданиями, бланки для внесения ответов и лист оценки. 3.1. Проверка опорных знаний по истории. Студенты все учебное занятие будут работать в мини-группах (издательских отделах). (слайд 6-7) Первым заданием предлагается решение On-line – кроссворда. На выполнение этого задания отводится 7-10 мин. Ответы заносятся в режиме online. Для этого студентам необходимо занять рабочие места за компьютерами, перейти по ссылке onlinetestpad.com/Классические кроссворды/История/ Кроссворд «Великая Отечественная война», прописать свои ответы. При нажатии на кнопку Завершить на экран выводится результат с оценкой. Полученные оценки заносятся в рейтинговый лист преподавателем. Максимально за эту работу можно получить 5 баллов. | On-line – кроссворд Диалоговое общение On-line – тест Метод свободного выбора Картографический анализ |
3.2. Обучающиеся решают задание – тренинг (см. приложение), состоящее из частей: Часть А. Работа с хронологией ВОВ 1941 – 1945 гг. Часть Б. Работа с персоналиями. Часть В. Работа с понятиями и аббревиатурами. Часть Г. Работа с картой. Каждой группе достается только одна из частей (см. кейс).(слайд 8) На выполнение этой работы предоставляется 10-15 мин. По окончании работы группы сдают выполненные листы-тренинги преподавателю истории. Он проверяет их и выставляет полученные баллы в рейтинговый лист. Максимальное количество баллов на этом этапе – 5. | |||
3.3. Проверка готовности обучающихся к активной учебной деятельности во время занятия на основе опорных знаний по информатике и ИКТ. Студенты выполняют работу микрогруппами с заранее подготовленной картой по Информатике и ИКТ (см. кейс) Предлагается выполнить программированный тест с автоматически выставляемой оценкой. В каждом тесте представлено по 5 вопросов одиночного выбора по теме MS Word. (время работы – 5 мин). | |||
4 | 40 мин | Практическое применение знаний и навыков обучение 4.1. Практическое применение знаний и умений по дисциплинам История и Информатика. (слайд 9-10) Обучающиеся самостоятельно работают в микро-группах (издательских отделах). Результатом выполненной задачи на этом этапе должен быть электронный макет страницы блокнота, созданный в текстовом редакторе MS Word. Каждому издательскому отделу (микро-группе) выдается тема страницы и ссылка на источники информации для ее создания. Все необходимые материалы размещены на сервере: Stud на Server. bsht / Издательство / Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Поэтапное создание страницы: - открыть текстовый документ Великая Отечественная война 1941-1945 гг.docx; - выбрать при прочтении необходимую информацию путем копирования; - в качестве графического оформления можно добавить фотографии и картинки, которые находятся в исходной папке - Stud на Server. bsht / Издательство / Великая Отечественная война 1941-1945 гг./ Фотолаборатория; - при создании и оформлении страницы необходимо придерживаться определенных параметров форматирования страницы, абзаца, шрифта, рисунков, таблиц и др. Требования к оформлению страницы находятся в кейсах. При оценке выполненной работы будут учитываться: - содержание размещенного материала должно соответствовать тематике страницы; - соблюдение параметров форматирования; - эстетичность выполненной работы; - грамотность выполнения. Оценка за практическую работу также выставляется в рейтинговый лист. Максимальный балл – 5. (слайд 11) | Практическая работа Работа с программным обеспечением Исследовательская работа Словесный Работа в сотрудничестве |
4.2. Физкультминутка (короткие упражнения для тела и глаз). | |||
4.3.Анализ выполненных работ. Готовые информационные объекты – страницы блокнота – издательские отделы передают на сервер в редакционную коллегию. Проверка и оценивание выполняется преподавателем информатики. | |||
4.4. Пока выполняется проверка готовых макетов страниц для печатного продукта «Блокнот памяти», студентам предлагается посмотреть небольшой репортаж –интервью со студентами и преподавателями техникума о том, что же они знают и помнят о Великой Отечественной войне. Все внимание на экран! | |||
5 | 3-5 мин | Подведение итогов 5.1.Рефлексия Обучающиеся самостоятельно делают выводы о проделанной работе. Преподаватели: «Спасибо за выполненную работу! Мы создали свой информационный исторический блокнот о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. «По следам великого мужества», который в последствие подготовим к печати, и вы сможете подарить его своим родным, друзьям, классным руководителям и еще кому пожелаете. | Метод самоконтроля |
5.2. Контроль и оценка достижений обучающихся. Итоговая оценка является рейтинговой и получается, как средний балл по результатам во всех видах деятельности на уроке. (слайд 12-13) | Рейтинговая оценка | ||
6 | 3-5 мин | Домашнее задание 6.1.Домашнее задание: Составить сообщение в формате тезисов о последствиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. для страны и мира. Что такое тезисы и как они составляются – ищите на сервере техникума в папке Методическая копилка. | Словесный |
Преподаватели: Дерюжкина В.Н.(Информатика)
8