Материал на проверке

Технологическая карта интегрированного занятия по Окружающему миру и развитию речи "Одежда, обувь, головные уборы", автор: учитель – дефектолог Романова А.Н

3
1
Материал опубликован 24 November

Технологическая карта интегрированного занятия

Подготовила и провела: учитель – дефектолог Романова А.Н, подгруппа (3-4 ребенка), 5-6 лет

Дата проведения: 27.11.2025

Тема ОС:

Ознакомление с окружающим миром

«Одежда, обувь, головные уборы»

Культурная практика:

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая деятельность.

Культурно-смысловой контекст:

Подготовка к прогулке/празднику в детском саду: детям нужно подобрать и выбрать подходящую одежду, обувь и головные уборы в гардеробе, чтобы одеться по погоде и пойти в гости.

Цель:

Формировать у детей представления об одежде, обуви и головных уборах, их назначении и сезонности;

Задачи:

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

Уточнять и расширять словарь по теме «одежда, обувь, головные уборы».

Развивать грамматический строй речи (единственное/множественное число, согласование прилагательного с существительным).

Развивать мелкую и общую моторику

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде и обуви.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Картинки/карточки с изображением одежды, опорный план описательного рассказа (схема-пиктограмма), кукла или мягкая игрушка (Кукла Маша), которую нужно «одеть по погоде, сенсорная коробочка для составления описательного рассказа, магнитная доска, магниты.

Раздаточный материал: карточки для сенсорной коробки

Предварительная работа:

Беседы и рассматривание иллюстраций по теме «Во что мы одеваемся зимой, летом, осенью, весной».

Игры с куклой: «Одень куклу на прогулку», «Что забыл надеть?»

Интерактивная игра:

«Одежда» https://ppt-online.org/831091

Литература:

Морозова И.А., Пушкарева М.А., Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми с ЗПР 5-6 лет. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2024. -208 с.

Методика: И.А. Морозова, М.А. Пушкарева – КРО 5-6 лет Ознакомление с окружающим миром

Методы и приемы: словесные (беседа, объяснение, вопросы), наглядные (демонстрация картинок, опорных схем), практические (игровые действия, раскладывание, выбор, классификация).

Этапы занятия:

Деятельность педагога. Приемы работы

Деятельность детей

Планируемые результаты

1.Мотивация к деятельности.

1.Художественное слово.

Педагог привлекает внимание детей, предлагает поприветствовать гостей:

-К нам пришли сегодня гости,

Значит, скуку вы отбросьте,

Мы на гостей сейчас глядим,

И всем «Здравствуйте!» говорим.

2. Беседа, постановка проблемы занятия, мотивирование детей.

Кукла Маша «приходит в гости» с сумкой:

Ребята, к нам пришла кукла Маша. Она хочет пойти в гости, но никак не может разобраться, что ей надеть. Поможем Маше? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Фиксирует ответы детей, подводит к теме: «Одежда, обувь, головные уборы».

Выполняют движения в соответствии с текстом

Коммуникативная


Дети здороваются.




Коммуникативная.

Приветствуют педагога и гостей, слушают, отвечают на вопросы:
– Поможем!
– Будем говорить про одежду…


Доброжелательный эмоциональный настрой на начало занятия.






Положительный эмоциональный настрой, принятие ситуации, мотивация к деятельности; дети формулируют тему с помощью педагога.




2. Актуализация знаний и умений


1. Задание «Один – много»

Показывает карточку с одним предметом (одна шапка) и карточку с несколькими одинаковыми (много шапок).

Задаёт вопросы, чётко проговаривая формы:

Что у меня на картинке? (одна шапка)
– А здесь? (много шапок).

Предлагает детям по очереди:

У меня одна рубашка, а у вас? Покажите много рубашек.
– Скажи: одна юбка – много … (юбок).

Фиксирует правильные ответы, мягко исправляет ошибки, даёт образец.


2.Игровое упражнение «Четвёртый лишний»

Цель: развивать умение классифицировать, анализировать и обобщать; закрепить группировку по признаку «одежда – обувь – головной убор».


Педагог
Выставляет на доске/на столе 4 картинки, например: шапка, шляпа, кепка, сапоги.

Посмотрите внимательно. Какой предмет лишний? Почему?

Проводит 2–3 серии:

платье, юбка, брюки, ботинки;

валенки, сапоги, ботинки, варежки и т.п.

Поощряет развернутые ответы.



Рассматривают картинки, называют:

t1763948200aa.gifОдна шапка – много шапок,
и тд…









Называют лишний предмет и объясняют:

Лишние сапоги, потому что это обувь, а остальные – головные уборы.
– Лишняя варежка, потому что это одежда для рук, а остальные – обувь.



Дети понимают и используют формы один – много применительно к одежде, обуви, головным уборам. Подготовка к дальнейшим заданиям.

Эмоционально отзываются на общение.








Дети умеют находить и обосновывать «лишний» предмет, опираясь на признак «что это: одежда, обувь или головной убор».

3. Физкультминутка

Цель: снять напряжение, активизировать внимание и моторику.

Педагог
Предлагает встать в круг, произносит текст с показом движений:

«Мы рубашку надеваем –
(руки вперёд, «просовывают» руки в рукава)
Рукава вот так поправим.
(потягивания)

На ноги – тёплые носки,
(шагают на месте, поглядывают на ноги)
Туфли, ботинки – раз, два, три!
(перекаты с пятки на носок)

Шапку крепко мы наденем –
(ладони на голове)
Не страшны ни снег, ни ветер!»

Выполняют движения в соответствии с текстом, повторяют отдельные слова.

Снято мышечное и эмоциональное напряжение, дети готовы к следующей части занятия.

4. Интерактивная игра «Одежда»


Педагог
включает игру «Одежда» и предлагает ребятам поиграть.

Задание:
–Ребята, а вы любите играть? Давайте с вами поиграем в интересную игру, сейчас будут несколько заданий, где вам нужно будет ответить правильно на вопросы.

Давайте поиграем. И включает интерактивную игру https://ppt-online.org/831091

Отвечают на вопросы из игры.

- Находят необходимые предметы одежды

- Закрепляют знания по игре 4 – лишний, объясняя причину выбора того или иного предмета.

- Находят что спряталось на картинки, перечисляя предметы одежды.

Прочное усвоение формы один – много, согласование существительного и прилагательного, развитие слухоречевой координации.

5. Игровое задание «Гардероб». Беседа + Подготовка к описательному рассказу


Педагог вывешивает картинки шкафов

Ребята, нам нужно помочь Маше разобрать все вещи, и найти, что ей можно одеть в гости.

Организует беседу:
– Как называется то, что мы носим на теле? (одежда)
– Что мы надеваем на ноги? (обувь)
– А на голову? (головной убор).

Разделяет карточки на три группы (одежда/обувь/головные уборы), проговаривает обобщающие слова.

Далее показывает опорный план-схему рассказа и даёт образец описания:

Посмотрите на это платье. (1) Что это? – Это платье.
(2) Какое оно? – Красное, с белым воротничком, из хлопка.
(3) Для чего и когда надевают? – Его надевают на праздник летом.
(4) Кому подходит? – Это платье для девочки.

Предлагает детям по очереди «купить» предмет, назвать его и составить мини-рассказ по опорному плану, помогая наводящими вопросами.

5 – Что модно делать с этой одеждой? – Стирают, гладят и тд.


Отвечают на вопросы:
– В гардеробе можно хранить одежду… обувь… шапки…

Помогают распределять карточки по 4 группам.

2–3 ребёнка «разбирают вещи» по шкафам (берут карточку), составляют рассказ по плану; остальные помогают, дополняют.



Дети уточняют понимание обобщающих понятий, учатся описывать предмет по плану, строить связное высказывание из 3–4 предложений. Учатся группировать вещи по сезонам.


6. Составление рассказа по опорному плану

Педагог
Предлагает каждому ребёнку достать из сенсорной коробки картинку (одежда, обувь или головной убор) и напоминает опорный план, показывая пиктограммы:

Что это?

Какой? (цвет, размер, материал)

Для чего и когда надевают?

Кому подходит?

Что делают с этой одеждой?

По очереди дети составляют рассказы. Педагог при необходимости задаёт уточняющие вопросы, мягко исправляет ошибки в грамматике.

Составляют короткие рассказы (3–4 предложения):

«Это зимняя шапка. Она тёплая, синяя, с мехом. Её надевают зимой, когда холодно. Эта шапка для мальчика».


Дети умеют строить связное высказывание по опоре, правильно используют лексику темы и грамматические формы.

7. Итог. Рефлексия

Цель: подвести итоги занятия, закрепить полученные знания, создать позитивный эмоциональный фон.


Педагог
Задаёт вопросы:
– О чём мы сегодня говорили?
– Что нового узнали?
– Какие вещи относятся к одежде? к обуви? к головным уборам?
– Чем мы помогли Маше?

Хвалит детей за работу, отмечает старание и успехи каждого:
– Сегодня вы были настоящими продавцами и покупателями, много узнали и хорошо рассказывали.

Предлагает выбрать смайлик-картинку (весёлый/спокойный) для обозначения своего настроения.


Отвечают на вопросы, вспоминают задания, выбирают картинку-настроение, проговаривают:
– Мне понравилось…
– Было интересно помогать Маше…

Дети осознают, что делали и чему научились; закрепляют знания, получают позитивный эмоциональный опыт.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за материал, Анна Николаевна.

1
Вчера в 01:50