12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
sveta_1973+51

Технологическая карта урока изобразительного искусства

Тема: «Русская матрешка»

Класс: 5

Учитель: Целоусова С.Б.

Цель: создать условия для понимания красоты декоративно-прикладного искусства и народного творчества, развивать творческие способности детей.

Задачи:

- Расширить представления обучающихся об использовании декоративного искусства в жизни человека и общества.

- Познакомить с историей, современным развитием, особенностями русской деревянной игрушки – матрешки.

- Совершенствовать навыки работы в программе Paint.

- Учить эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения народного творчества и декоративно-прикладного искусства.

 

Планируемые результаты:

Предметные: способствовать развитию интереса к народным промыслам; развивать графические умения и навыки при работе с программой Paint, самостоятельность в решении композиционных задач; воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Личностные: обучающийся получит возможность для формирования интереса к декоративно-прикладному искусству; уважительного отношения к мастерам, их творчеству; научится оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные УУД:

регулятивные: обучающийся научится осуществлять пошаговый контроль своих действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в процессе работы;

познавательные: обучающийся научится самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; организовывать творческое пространство; средствами образного языка изобразительного искусства воплощать свой замысел на листе бумаги;

коммуникативные: обучающийся научится формулировать собственное мнение и позицию; делать умозаключения и выводы в словесной форме; слушать и понимать учителя и одноклассников.

Вид урока: тематическое рисование с использованием ИКТ

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: Интерактивные; иллюстративно-объяснительные, индивидуальная практическая работа; работа в парах, методы мотивации

Оборудование: медиапроектор, ноутбуки, колонки, шаблоны с изображением матрешек, авторская презентация «Русская матрешка».

Предварительная работа учителя по подготовке открытого дистанционного урока:

1. Определение темы дистанционного урока.

2.   Определение типа дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).

3.   Цели занятия (относительно ученика, учителя, их совместной деятельности).

4.   Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного урока.

5.   Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.

6.   Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.

7.   Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.

9. Определение времени и длительности дистанционного урока, исходя из возрастной категории обучающихся. 

 

Этапы деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Примечание

Организационный момент

 

Слайд 1

Приветствует детей. Организует их внимание.

Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас на уроке. Надеюсь, что настроение у вас отличное и вы готовы творческим открытиям.

Отвечают на вопрос педагога.

 

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

 

 

Актуализация знаний

 

Слайд 2.

- Сегодня мы познакомимся с еще одним народным промыслом.

Чтобы узнать, что же это за промысел, отгадайте загадку.

Загадка про матрешку:

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке. Разрумянилась немножко

Наша русская (матрешка).

Правильно! Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о матрешке.

- Как можно сформулировать тему урока?

Правильно! Сегодня наш урок будет посвящен знакомству с очередным народным промыслом - Русская матрешка.

Слайд 3

Тема нашего урока: Русская матрешка.
 

Слушают учителя, определяют тему урока.

 

Создание проблемной ситуации

Слайд 4

Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ.

Интересно, где и когда появилась первая деревянная игрушка? Россия – родина матрешки или нет? Какие матрешки бывают. Почему деревянная игрушка так называется?

Все это мы узнаем на сегодняшнем уроке.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

 

Целеполагание урока/ мотивирование к деятельности

 

Слайд 4

Как можно сформулировать цель нашего урока? Чем мы сегодня будем заниматься?

Мы познакомимся с историей появления матрешки в России, центрами росписи матрешки. выполним эскизы росписи ваших будущих игрушек.

Слушают учителя, ставят перед собой цель учебной деятельности.

 

Основная часть

Слайд 5

Если вы считаете, что «русская матрешка» - русская игрушка, то вы ошибаетесь.

Первая русская матрешка была выточена и расписана в Московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Привезла из Японии в Россию веселого старца помещица Мамонтова.

Это узкоглазый старичок, имел вытянутую форму, был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Этот старичок считается в Японии символом счастья и долголетия – Фукуруму.

Слайд 6

Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин, а художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Обратите внимание, как одета девочка?

Это круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Первая игрушка состояла из восьми девочек-фигурок.

Подумайте, почему игрушку из дерева назвали матрешкой?

Правильно, самое распространенное имя на Руси было Матрёна.

Слайд 7

Существуют несколько народных промыслов по изготовлению матрешек. И самые популярные из них Загорская (Сергиев-Посадская), Семеновская и Полхов-Майдановская матрешки. Сейчас мы познакомимся с ними более продробно.

Слайд 8

Сергиев-Посадская матрешка

Это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником.

По форме эта матрёшка широкая. Голова у неё плавно перетекает в туловище.

Роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром. В руках она держит какой-либо предмет.

Слайд 9

Полхов-Майданская матрешка

Эту матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Рядом с малиновым цветом - темно-зеленый, а с синим — желтый. Мастера украшают свою матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигуру. Платок не завязан, а спускается по обе стороны. Лицо матрёшки украшают весёлые кудряшки-завитушки.

Основных красок четыре: синяя, зелёная, красная и жёлтая.

Слайд 10

Семеновская матрешка

На фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме.  

Часть поверхности матрёшки оставляют незакрашенной.

Основные цвета в росписи красный и жёлтый.

Слайд 11

Выполните интерактивное задание.

Определите по описанию матрешку.

В презентации дано описание. Нужно определить промысел. После ответов детей появляется картинка с матрешкой.

Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют интерактивное задание.

 

Динамическая пауза

Слайд 12

Разминка для глаз «Мы веселые матрешки». Дети глазами следят за движениями матрешек на экране.

 

Учащиеся выполняют упражнения для снятия напряжения.

 

«Открытие» нового знания

 

Слайд 13

- Посмотрите, какие нарядные и красивые матрешки. А вы бы хотели побыть мастерами и расписать матрешек? У каждого мастера свой почерк, своя манера росписи. Кто-то рисует природу, кто-то быт людей, кто-то сказки.

Сегодня у нас будут не совсем привычные инструменты для рисования. У нас не будет ни кистей, ни красок. Мы будем рисовать в компьютерной программе Paint.

- найдите на рабочем столе значок программы и откройте её.

- Давайте вспомним, какие инструменты есть в этой программе?

 

 

Отвечают на вопрос.

 

Первичное закрепление

 

Слайд 14

Интерактивное задание «Соотнесите инструмент и его значок»

Работа в программе Paint с инструментами «выделение», «заливка», «фигуры», «стерка» и т.д.

Выполняют интерактивное задание

 

Самостоятельная работа с самопроверкой

 

Откройте с помощью программы Paint. файл на рабочем столе «Собери матрешку».

Выполните авторскую работу по росписи матрёшки. Импровизируйте, создайте оригинальный образ матрёшки.

 

Творческая работа.

Демонстрация работ на экране.

Оценивание работ обучающихся.

 

 

 

 

практическая работа в программе Paint

 

Анализ результатов деятельности (рефлексия урока)

 

Давайте подведем итог нашего урока.

Слайд 15

Перед вами текст, в который нужно вставить пропущенные слова.

Прием «Углы»

У каждого из вас - карточки четырех цветов.

Прочитайте фразеологизмы или пословицы. Выберите соответствующую вашему настрою на уроке.

- слышал краем уха.

- шевелил мозгами.

- хлопал ушами.

- считал ворон.

 

 

 

 

 

 

Выбирают карточку нужно цвета и прикрепляют на доску.

 

Домашнее задание

Составить ребус или кроссворд о матрешке.

 

Урок окончен. Спасибо за урок!

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Ковалева Галина Валентиновна, 29.12.20 в 17:26 1Ответить Пожаловаться
Хорошая разработка, но нет указанной презентации!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.