Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Народные промыслы. Матрешки!»
Технологическая карта урока изобразительного искусства
Тема: «Русская матрешка»
Класс: 5
Учитель: Целоусова С.Б.
Цель: создать условия для понимания красоты декоративно-прикладного искусства и народного творчества, развивать творческие способности детей.
Задачи:
- Расширить представления обучающихся об использовании декоративного искусства в жизни человека и общества.
- Познакомить с историей, современным развитием, особенностями русской деревянной игрушки – матрешки.
- Совершенствовать навыки работы в программе Paint.
- Учить эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения народного творчества и декоративно-прикладного искусства.
Планируемые результаты:
Предметные: способствовать развитию интереса к народным промыслам; развивать графические умения и навыки при работе с программой Paint, самостоятельность в решении композиционных задач; воспитывать аккуратность и творческое воображение.
Личностные: обучающийся получит возможность для формирования интереса к декоративно-прикладному искусству; уважительного отношения к мастерам, их творчеству; научится оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные УУД:
- регулятивные: обучающийся научится осуществлять пошаговый контроль своих действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в процессе работы;
- познавательные: обучающийся научится самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; организовывать творческое пространство; средствами образного языка изобразительного искусства воплощать свой замысел на листе бумаги;
- коммуникативные: обучающийся научится формулировать собственное мнение и позицию; делать умозаключения и выводы в словесной форме; слушать и понимать учителя и одноклассников.
Вид урока: тематическое рисование с использованием ИКТ
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: Интерактивные; иллюстративно-объяснительные, индивидуальная практическая работа; работа в парах, методы мотивации
Оборудование: медиапроектор, ноутбуки, колонки, шаблоны с изображением матрешек, авторская презентация «Русская матрешка».
Предварительная работа учителя по подготовке открытого дистанционного урока:
1. Определение темы дистанционного урока.
2. Определение типа дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).
3. Цели занятия (относительно ученика, учителя, их совместной деятельности).
4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного урока.
5. Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.
6. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
7. Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.
9. Определение времени и длительности дистанционного урока, исходя из возрастной категории обучающихся.
Этапы деятельности: |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Примечание |
Организационный момент
|
Слайд 1 Приветствует детей. Организует их внимание. Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас на уроке. Надеюсь, что настроение у вас отличное и вы готовы творческим открытиям. |
Отвечают на вопрос педагога.
Осуществляют самопроверку готовности к уроку.
|
|
Актуализация знаний
|
Слайд 2. - Сегодня мы познакомимся с еще одним народным промыслом. Чтобы узнать, что же это за промысел, отгадайте загадку. Загадка про матрешку: Алый шелковый платочек Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может 3, а может 6. Кукла первая толста, а внутри она пуста, Разнимается она на две половинки. В ней живет еще одна кукла в серединке. Разрумянилась немножко Наша русская (матрешка). Правильно! Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о матрешке. - Как можно сформулировать тему урока? Правильно! Сегодня наш урок будет посвящен знакомству с очередным народным промыслом - Русская матрешка. Слайд 3 Тема нашего урока: Русская матрешка. |
Слушают учителя, определяют тему урока. |
|
Создание проблемной ситуации |
Слайд 4 Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ. Интересно, где и когда появилась первая деревянная игрушка? Россия – родина матрешки или нет? Какие матрешки бывают. Почему деревянная игрушка так называется? Все это мы узнаем на сегодняшнем уроке. |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы. |
|
Целеполагание урока/ мотивирование к деятельности
|
Слайд 4 Как можно сформулировать цель нашего урока? Чем мы сегодня будем заниматься? Мы познакомимся с историей появления матрешки в России, центрами росписи матрешки. выполним эскизы росписи ваших будущих игрушек. |
Слушают учителя, ставят перед собой цель учебной деятельности. |
|
Основная часть |
Слайд 5 Если вы считаете, что «русская матрешка» - русская игрушка, то вы ошибаетесь. Первая русская матрешка была выточена и расписана в Московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Привезла из Японии в Россию веселого старца помещица Мамонтова. Это узкоглазый старичок, имел вытянутую форму, был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Этот старичок считается в Японии символом счастья и долголетия – Фукуруму. Слайд 6 Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин, а художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Обратите внимание, как одета девочка? Это круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Первая игрушка состояла из восьми девочек-фигурок. Подумайте, почему игрушку из дерева назвали матрешкой? Правильно, самое распространенное имя на Руси было Матрёна. Слайд 7 Существуют несколько народных промыслов по изготовлению матрешек. И самые популярные из них Загорская (Сергиев-Посадская), Семеновская и Полхов-Майдановская матрешки. Сейчас мы познакомимся с ними более продробно. Слайд 8 Сергиев-Посадская матрешка Это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником. По форме эта матрёшка широкая. Голова у неё плавно перетекает в туловище. Роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром. В руках она держит какой-либо предмет. Слайд 9 Полхов-Майданская матрешка Эту матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Рядом с малиновым цветом - темно-зеленый, а с синим — желтый. Мастера украшают свою матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигуру. Платок не завязан, а спускается по обе стороны. Лицо матрёшки украшают весёлые кудряшки-завитушки. Основных красок четыре: синяя, зелёная, красная и жёлтая. Слайд 10 Семеновская матрешка На фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме. Часть поверхности матрёшки оставляют незакрашенной. Основные цвета в росписи красный и жёлтый. Слайд 11 Выполните интерактивное задание. Определите по описанию матрешку. В презентации дано описание. Нужно определить промысел. После ответов детей появляется картинка с матрешкой. |
Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения.
Выполняют интерактивное задание. |
|
Динамическая пауза |
Слайд 12 Разминка для глаз «Мы веселые матрешки». Дети глазами следят за движениями матрешек на экране. |
Учащиеся выполняют упражнения для снятия напряжения. |
|
«Открытие» нового знания
|
Слайд 13 - Посмотрите, какие нарядные и красивые матрешки. А вы бы хотели побыть мастерами и расписать матрешек? У каждого мастера свой почерк, своя манера росписи. Кто-то рисует природу, кто-то быт людей, кто-то сказки. Сегодня у нас будут не совсем привычные инструменты для рисования. У нас не будет ни кистей, ни красок. Мы будем рисовать в компьютерной программе Paint. - найдите на рабочем столе значок программы и откройте её. - Давайте вспомним, какие инструменты есть в этой программе?
|
Отвечают на вопрос. |
|
Первичное закрепление
|
Слайд 14 Интерактивное задание «Соотнесите инструмент и его значок» Работа в программе Paint с инструментами «выделение», «заливка», «фигуры», «стерка» и т.д. |
Выполняют интерактивное задание |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой
|
Откройте с помощью программы Paint. файл на рабочем столе «Собери матрешку». Выполните авторскую работу по росписи матрёшки. Импровизируйте, создайте оригинальный образ матрёшки.
Творческая работа. Демонстрация работ на экране. Оценивание работ обучающихся.
|
практическая работа в программе Paint |
|
Анализ результатов деятельности (рефлексия урока)
|
Давайте подведем итог нашего урока. Слайд 15 Перед вами текст, в который нужно вставить пропущенные слова. Прием «Углы» У каждого из вас - карточки четырех цветов. Прочитайте фразеологизмы или пословицы. Выберите соответствующую вашему настрою на уроке. - слышал краем уха. - шевелил мозгами. - хлопал ушами. - считал ворон. |
Выбирают карточку нужно цвета и прикрепляют на доску. |
|
Домашнее задание |
Составить ребус или кроссворд о матрешке.
Урок окончен. Спасибо за урок! |
|
|
Ковалева Галина Валентиновна