Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Русская матрёшка»
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию
Тема «Русская матрёшка»
Автор-составитель: Шпагина Е.Н.
Возраст детей: 3- 4 года (вторая младшая группа)
Цель: знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать расширению знаний детей о русской народной игрушке – матрешке, умение выделять некоторые детали костюма (сарафан, платок);
- составлять узор, заполняя картинку по краям и середине; рисуя ватными палочками узор;
- продолжать знакомить с малыми фольклорными формами: загадками, потешками;
- способствовать развитию речи детей, активизировать в речи детей прилагательные;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к народной игрушке;
- воспитывать интерес к малым устным фольклорным формам;
- способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности, доброжелательности.
Развивающие:
-развивать изобразительное творчество детей.
- развитие мелкой моторике рук;
- развивать в детях эстетический вкус.
Планируемый результат: имеет представление о народной игрушке России – матрешке.
Ребенок эмоционально, заинтересованно отгадывает загадку, следит за развитием действий в игровой ситуации, с желанием принимает участие в описании игрушки, активно отвечает на вопросы, активен и заинтересован при украшении матрешки, проявляет интерес к участию в подвижных играх, повторяет движения за воспитателем.
Образовательные области: художественно-эстетическое, познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Интеграция видов деятельности: изобразительная, познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы.
Методы:
Установка на внимательное прослушивание и выполнения задания.
Приемы активации деятельности детей в процессе НОД: беседа, загадывание загадки, чтение потешки, создание
проблемной ситуации, анализ и выводы.
Приемы поддержания интереса у детей: чередование видов детской деятельности.
Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.
Подготовительная работа: дидактические игры: «Собери матрешку», «Какой матрешки не стало». Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек. Чтение стихотворений о матрешках, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки).
Оборудование: матрешка, гуашь, ватные палочки, не раскрашенные бумажные силуэты матрешек по количеству детей; аудиозапись «Мы веселые матрешки».
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Этап | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационный момент | 1. Общая готовность детей 2. Концентрация внимания. Отгадывание логического задания | Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними. Игра «Передадим привет друг другу». - Ребята, сегодня утром в нашу группу пришла посылка. Читает адрес г.Рыбинск , детский сад, младшая группа «Капитошка». Это наш адрес? - Почтальон не ошибся? - Вам интересно что в этой посылке? Но чтобы узнать, что там, надо отгадать загадку. Отгадаем? Открывается игрушка, А внутри сидят подружки. Девчонки деревянные, Нарядные, румяные. Хлопают в ладошки Веселые … (матрешки) Молодцы. Сейчас посмотрим, правильно ли вы отгадали. - Правильно! Молодцы! Что это? Да, это матрешка. (Воспитатель достает матрешку). - А сейчас проходите, садитесь на стульчики, будем знакомиться с матрешкой. | Дети здороваются. Играют в игру. Дети стоят в кругу. Рассматривают посылку. Дети: Да Дети: Нет Дети отгадывают загадку Дети отвечают Дети проходят на стулья. |
Основная часть | 1. Возникновение проблемной ситуации Чтение рассказа Рассматривание | - Ой, ребята, а матрешка только одна, а написано было, что игрушек в коробке много, я ничего не понимаю, а где остальные? (Навести детей на мысль, что матрешки спрятались одна в другой). - Кто знает, как открыть эту куколку? Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрешки. Шли подружки по дорожке, Было их немножечко: Две Матрены, три Матрешки И одна Матрёшечка. А я про матрешек одну интересную историю знаю. - Какая матрешка? - Как вы думаете, из чего ее сделал мастер? - Значит, какая она? Скажем хором: деревянная. -Мастер вырезал ее из дерева и раскрасил. -Раскрасил по-другому сказать - расписал, можно еще сказать, что матрешка расписная. Скажем хором расписная. -Во что одета матрешка? (Воспитатель задает наводящие вопросы) -Что у нее на голове? - Какого цвета платок? -Потрогайте матрешку, погладьте, прижмите к щеке, проведите пальчиком по бокам, какая матрешка? Воспитатель обобщает ответы детей. | Дети отвечают на вопрос. подозвать 2-3 детей открыть матрешек Выставить матрёшки Красивая, яркая, нарядная, и тд. (из дерева) (деревянная) на голове платочек, на туловище сарафан и фартук (цветами, листьями, завитками, ягодками) (яркий, красивый, разноцветный) (дети комментируют свои ощущения - гладкая, овальная, прохладная). |
Физкультминутка | Игра малой подвижности | А сейчас я предлагаю немного поиграть. Весь народ глядит в окошки: Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши) На ногах у нас сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) Сарафаны пестрые, (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево) Яркие платочки, (Наклоны головой влево-вправо) Любим очень танцевать, (Топают ногами) Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки) Мы веселые матрешки, Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши) дети проходят и садятся на стулья | Дети повторяют движения за воспитателем |
| Дидактическая игра «Наряди матрёшку | Ах, матрёшечка – матрёшка. До чего же ты хороша! -Ребята, матрёшка очень любит наряжаться, быть красивой. - Украсим нашу матрёшку, (предложить детям набор цветов для украшения сарафана и передничка) | дети все вместе украшают матрёшку |
Практическая часть: | Рисование ватными палочками «Укрась матрешку» | Ребята, к нам в гости пришли ещё матрёшки. Посмотрите на этих матрешек, сравните их с деревянными, чем они отличаются? Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки? - Поможем матрешкам, украсим платочки и сарафаны? Молодцы! - Пройдемте к столам, и каждый украсит узором свою матрешку. - А рисовать мы будем «волшебными палочками». - Прежде чем мы начнем рисовать, мы потренируем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика. Прежде, чем рисовать Нужно пальчики размять. Кулачки разжали – сжали, А теперь потрем ладошки Друг о друга мы немножко. А сейчас мастера За работу всем пора. - Молодцы! Красивые получились матрешки! - Очень любят все матрешки разноцветные одежки! Они так рады, что улыбаются нам! | Воспитатель достаёт заготовки матрёшек Ответы детей: Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны Ответы детей На столах разложены шаблоны матрешек по количеству детей, ватные палочки, гуашь. Дети под музыку украшают матрешек. Во время работы хвалить детей, оказывать по мере необходимости помощь. |
Заключительный этап. Рефлексия | Игра-рефлексия | Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили? Что ещё мы с вами делали? Кого раскрашивали? | Ответы детей. |
Потамошнева Наталья Алексеевна