Технологическая карта по математике на тему "Многоугольники. Круг"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО студента, группа: Зорихина Дарья Дмитриевна, 42 группа.
Предмет: Математика.
Класс: 1А.
Автор УМК: М.И. Моро.
Тема урока: «Многоугольники. Круг».
Тип урока: Открытие новых знаний.
Вид урока: урок смешанного типа.
Планируемые результаты изучения темы | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Обучающийся научится: Пр.1: распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат); Пр.2: сравнивать два объекта (геометрические фигуры); Пр. 3: распределять объекты на две группы по заданному основанию. | Обучающийся научится: Познавательные УУД: П.1: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; П.2: понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать. КоммуникативныеУУД: К.1: объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии. К.2: в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения; РегулятивныеУУД: Р.1: проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности; Р.2: находить, исправлять, прогнозировать ошибки и трудности в решении учебной задачи. | Обучающийся получит возможность формирования: Л.1: применения правил совместной деятельности со сверстниками, проявления способности договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; Л.2: характеристики своих успехов в изучении математики, стремления углублять свои математические знания и умения. |
Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся знаний о многоугольниках и умений их отличать друг от друга.
Дидактические:
1. Способствовать формированию умений распознавать геометрические фигуры.
2. Способствовать формированию умений сравнивать два объекта.
3. Способствовать формированию умений распределять объекты на две группы по заданному основанию.
Развивающие:
1. Способствовать развитию умений находить, исправлять и прогнозировать ошибки и трудности в решении учебной задачи.
2. Способствовать развитию умений объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии.
3. Способствовать развитию умений применять базовые логические универсальные действия.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию умений договариваться, лидировать и следовать указаниям учителя.
2. Способствовать воспитанию умений характеризировать свои успехи в изучении математики.
Ход урока.
Ход урока. Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р- регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные | ||||||||
Мотивационный этап. | Смотивировать эмоциональный настрой | Словесные: рассказ, объяснение, инструктаж. | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Дмитриевна и сегодня я проведу у вас урок математики. - Присаживайтесь, не забывайте о правильной осанке, спинки ровно, ноги на полу, руки на парте. Проверьте свою готовность к уроку, на парте должны лежать учебник, тетрадь, пенал и дневник. - Ребята, послушайте четверостишие. - Ты готов начать урок? | Учащиеся приветствуют учителя, правильно садятся и проверяют свою готовность к уроку. | Ф И | Интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация. | СК КУ | | | |
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. | Актуализировать знания с прошлых уроков. | Словесные: рассказ, объяснение. Наглядные: иллюстрации | - Ребята, вы знаете, что цифры стоят в определенном порядке. Давайте повторим расположение цифр. Мальчики, посчитайте от 1 до 10. Девочки, посчитайте от 10 до 1. - Молодцы, ребята. А сейчас достаньте числовые веера. Сейчас я буду вам задавать вопросы, а вы должны будете с помощью веера показать мне правильный ответ, т.е. число. - Назовите предыдущее число числу 5, 7, 3. - Назовите следующее число за числом 8, 2, 4. - Назовите число, которое находится между 3 и 5, между 5 и 7, между 2 и 4. - Молодцы, ребята. - А теперь давайте с вами сыграем в еще одну игру. Игра, называется «Какое число я задумала?» - Вы должны с помощью веера показать мне правильный ответ. – Я задумала число, прибавила к нему 1 и получила 7. Какое число я задумала? - Молодцы, а как вы поняли, что это именно это число? Как вы находили задуманное число? – Я задумала число, вычла 1 и получила 4. Какое число я задумала? – Я задумала число, прибавила к нему 2 и получила 8. Какое число я задумала? – Я задумала число, прибавила к нему 4 и получила 6. Какое число я задумала? - Молодцы, ребята, все верно. Уберите веера, нам они больше не понадобятся. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя и работают с числовыми веерами. - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 – считают мальчики. - 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 – считают девочки. - 4, 6, 2. - 9, 3, 5. - 4, 6, 3. - 6. Решение: 7-1=6 -5. Решение: 4+1=5. -6. Решение: 8-2=6. -2. Решение: 6-4=2. | Ф И | Компьютерная презентация, интерактивная доска, компьютер. | СК КУ | | | |
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия | Выявить затруднение | Словесные: рассказ, объяснение | - Ребята, я сегодня зашла в нашу школьную столовую, а там напекли много пирогов разной формы. Я постаралась вырезать из бумаги точно такие же пирожки. Посмотрите на доску. (На магнитной доске расположены вырезанные из бумаги геометрические фигуры). – Рассмотрите фигуры и разделите их на группы по характерным особенностям. Найдите, что у них общего. (Работа у доски с геометрическим материалом) - По какому признаку вы объединили фигуры в группы? - Как бы вы назвали фигуры первой группы? А почему? - Как бы вы назвали фигуры другой группы? (Четырёхугольники.) - Давайте подробнее рассмотрим два четырёхугольника, для этого посмотрите на слайд и отгадайте загадки. Каждый угол в нем прямой Все четыре стороны - А зовут его….(квадрат) Если все углы прямые. Назовем…. (прямоугольник) - Молодцы, все верно. – Как бы вы назвали оставшиеся фигуры? - Молодцы, ребята. - Ребята, а как можно назвать все фигуры расположенные на доске одним словом? - Верно, многоугольники. Значит тема нашего урока «Многоугольники». | Учащиеся внимательно слушают учителя и смотрят на доску. Учащийся работает у доски и разделяет геометрические фигуры на группы по общим признакам. Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
-По количеству углов. - Треугольники, потому что у них 3 угла и 3 вершины. - Четырехугольники, потому что у них 4 угла и 4 вершины. - Пятиугольник, так как фигура имеет 5 углов и 5 вершин, шестиугольник – имеет 6 углов и 6 вершин. | Ф И | Компьютерная презентация, компьютер, интерактивная доска. | КУ СК | | | |
Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения | Составить план выхода из затруднения. | Словесные: рассказ, объяснение. Наглядные: иллюстрации. | - Ребята, на слайде вы видите две цели, ваша задача выбрать из двух одну, которая подходит к нашему уроку. Цель: Узнать, что такое многоугольник и какие они бывают. - Молодцы, ребята, вы выбрали правильную цель. Но сейчас нам с вами нужно составить план нашего занятия. - Ребята, на слайде вы можете увидеть план, вам нужно составить пункты плана в правильном порядке. 3.Узнать, что такое многоугольник и научиться их различать. 1.Ответить на вопросы по теме урока. 2.Выполнить самостоятельную работу. План: 1.Узнать, что такое многоугольник и научиться их различать. 2.Выполнить самостоятельную работу. 3. Ответить на вопросы по теме урока. - Молодцы, ребята, вы правильно сопоставили пункты плана и теперь мы можем с вами двигаться дальше. | Учащиеся определяют верную цель и составляют пункты плана в правильном порядке. | Ф И | Компьютерная презентация, интерактивная доска, компьютер. | СК КУ | | | |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап, на котором и происходит «открытие» нового знания | Реализовать план по разрешению выхода из затруднения. | Словесные: рассказ, объяснение. Практические: упражнения Наглядные: иллюстрации | - Ребята, откройте учебники на странице 50 и посмотрите на задание под красным треугольником. - Сравните: чем рисунки слева отличаются от фигур на рисунке справа. - Что такое многоугольник? Почему он так называется? - Что есть у многоугольника? - Что скажете об их количестве? - Ребята, а круг является многоугольником? А почему? - Верно. -Покажите углы, вершины, стороны у многоугольников на доске. - Молодцы. - А как определить название многоугольника? - Дайте название этим многоугольникам. ФИЗМИНУТКА. Сколько точек в этом круге, Столько сделаем прыжков - Присаживайтесь, ребята. Мы с вами выполнили 1 пункт плана? | Учащиеся внимательно слушают учителя и открывают учебник на нужной странице. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. - Круги катятся, а многоугольникам мешают катиться углы. - Многоугольник это замкнутая ломаная линия, фигура с углами. Многоугольник это фигура, у которой несколько углов. - У многоугольника есть вершины и стороны, а также углы. - Сколько углов, столько вершин и сторон у многоугольника. - Круг не является многоугольником, так как у него нет углов. - Название многоугольника можно определить по количеству углов. Учащиеся выполняют физминутку. | Ф П И | Компьютерная презентация, компьютер, колонки, интерактивная доска. | СК КУ | | | |
Первичное закрепление нового знания. | Закрепить полученные знания. | Словесные: рассказ, объяснение. Практические: упражнения | - Ребята, теперь посмотрите на поля, где вы можете увидеть разные геометрические фигуры. - Работать будете в парах, не забываем, что при обсуждении мы не ссоримся, слушаем друг друга, разговариваем шепотом, не мешая другим ребятам. -Ваша задача посчитать углы этих фигур и дать название каждой геометрической фигуре. Также вы должны рассказать соседу, почему вы именно так назвали геометрическую фигуру. - Кто готов объяснить первую фигуру, поднимите руку. - Как называется каждая фигура? Почему? Покажите где у этой фигуры стороны и вершины. - Молодцы, все верно. - Ребята, посмотрите вокруг себя, где мы можем увидеть многоугольники? | Учащиеся внимательно слушают учителя и работают в парах по учебнику. 1. 5-угольник. 2. 6-угольник. 3. 7-угольник. 4. 4-угольник. 5. треугольник. Учащиеся отвечают на вопросы и работают у доски. - Многоугольники мы можем увидеть на доске, квадратный листок бумаги, модели многоугольников из счетных палочек, прямоугольная парта, круглая стирательная резинка и т.д. В архитектуре. Многоугольники используются в форме зданий, изгородей. В быту. Они встречаются на стенах (прямоугольники на рисунке обоев), потолке (потолочные плиты имеют форму прямоугольников), посуде (орнамент на посуде и её форма). В природе. Шестиугольники можно увидеть в сотах пчёл. Также многоугольниками покрыт панцирь черепахи и кожа змеи. | Ф И | Компьютерная презентация, интерактивная доска, листы для написания синквейна. | СК КУ | | | |
Самостоятельная работа и проверка по эталону | Закрепить знания. | Практические: упражнения | - А сейчас я предлагаю закрепить полученные знания. У вас на партах лежат карточки с заданиями, посмотрите на 1 задание. 1 задание. - Мы сегодня узнали, что у каждого многоугольника есть углы. Сосчитайте углы нарисованных многоугольников и цифрой запишите их количество в клеточке под каждой фигурой. Как только вы это сделайте, то обменяйтесь карточками с соседом и мы проверим, если что-то вы нашли ошибку, то зачеркните неверную цифру и напишите правильный ответ. После проверки верните карточку соседу. 2 задание. - Во втором задании мы должны раскрасить только 4-угольники любым цветом. 3 задание. - А вот в третьем задании вы должны самостоятельно нарисовать любой многоугольник и внизу в клеточке написать количество его углов. | Учащиеся выполняют самостоятельную работу на карточках. | И Ф | Презентация, интерактивная доска, тестовые листы. | СК КУ ВК | | | |
Включение в систему знаний и умений. | Закрепить все полученные знания. | Словесные: рассказ, объяснение | - Ребята, что мы сегодня с вами вспомнили и что нового узнали на уроке? - Что такое многоугольник? Что есть у каждого многоугольника? - Какие многоугольники бывают, назовите их? - Круг является многоугольником? Почему? - Мы с вами выполнили 2 пункт плана? | - Узнали, что такое многоугольник и какие они бывают. - Это геометрическая фигура, у которой несколько углов. У каждого многоугольника есть углы, стороны и вершины. - 5-угольник, треугольник, квадрат и т.д. - Круг не является многоугольником, так как у него нет углов. - Да | Ф И | Компьютерная презентация, колонки, компьютер, интерактивная доска. | СК КУ | | | |
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций | Провести рефлексию. | Словесные: рассказ, объяснение | - Ребята, давайте подведем итоги нашего урока. -Какая тема нашего занятия была сегодня? - Достигли ли мы цели? - Выполнили ли мы с вами последний пункт плана? -Что мы с вами вспомнили и узнали на уроке? -Понравилась ли вам ваша работа на уроке? -Научились различать многоугольники? -За что вы можете себя похвалить? - Молодцы! Спасибо, за активность на уроке. | Учащиеся отвечают на вопросы и проводят самоанализ своей деятельности. | Ф И | Лестница успеха раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска. | СК ВК КУ | | | |
Подпись учителя: _________/___________________________ Дата ____